Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-328/2022; УИД: 04RS0021-01-2021-007487-76 по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах Конечных Василия Никандровича к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N1", Министерству здравоохранения Республики Бурятия о возложении обязанности по обеспечению средствами диагностики, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан - Удэ от 3 февраля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 11 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, поддержавшей доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Советского района г.Улан-Удэ, обращаясь в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Конечных В.И, просил обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N1" (далее по тексту также ГБУЗ "Городская поликлиника N1") обеспечить своевременное и в полном объеме предоставление Конечных В.Н. средств диагностики (тест-полоски) из расчета контроля уровня сахара в крови не менее 4 раз в сутки. Решение обратить к немедленному исполнению. Также, просил обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия организовать проведение мероприятий по финансированию ГБУЗ "Городская поликлиника N1" в целях укрепления материально-технической базы в части приобретения лекарственных препаратов и средств диагностики диабета.
Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлено нарушение прав Конечных В.Н, являющегося инвалидом "данные изъяты" группы, имеющего диагноз: "данные изъяты". Так, согласно справке МСЭ-2018 N Конечных В.Н. является инвалидом "данные изъяты" группы. В соответствии с п.2.2 Стандартов медицинской помощи взрослым при сахарном диабете, утвержденных Приказом Минздрава России от 1 октября 2020г. N1054н, для Конечных В.Н. рекомендован контроль сахара крови 1095 раз в год или 1, 9 упаковок (50 штук в упаковке) средств диагностики (тест-полоски) в месяц. По информации ГБУЗ "Городская поликлиника NN1" за истекший период 2021 года Конечных В.Н. тест-полоски выдавались 22 июля 2021г. (1 упаковка) и 26 ноября 2021г. (2 упаковки). Тем самым, Конечных В.Н. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и средствами диагностики в связи с наличием у него заболевания, но обеспечения такими средствами диагностики на момент проведения проверки не было осуществлено.
Решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 3 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 11 апреля 2022 г, постановлено:
"иск прокурора Советского района г.Улан-Удэ в интересах Конечных Василия Никандровича удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечивать Конечных Василия Никандровича средствами диагностики (тест-полосками) из расчета контроля уровня сахара в количестве, назначенном врачом, осуществлять контроль за выдачей средств диагностики диабета.
Обязать ГБУЗ "Городская поликлиника N1" обеспечивать своевременный и в полном объеме отпуск Конечных Василию Никандровичу средств диагностики (тест-полосок) из расчета контроля уровня сахара в количестве, назначенном врачом.
Решение подлежит немедленному исполнению".
В кассационной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Бурятия Осокина И.А. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Республики Бурятия принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, поддержавшей доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такого характера нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений судебными инстанциями не допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Конечных В.Н. является инвалидом "данные изъяты" группы в связи с общим заболеванием.
Выписными эпикризами из истории болезни от 24 июля 2021 г, 24 сентября 2021 г, 1 сентября 2021 г. подтверждено, что Конечных В.Н. установлен диагноз: "данные изъяты".
В связи с установленным диагнозом Конечных В.Н. рекомендован, помимо прочего, контроль уровня сахара в крови до еды и после еды через 2 часа, ведение дневника.
В соответствии с объяснением заместителя главного врача ГБУЗ "Городская поликлиника N 1" от 29 ноября 2021 г. для исследования уровня глюкозы в крови по усредненным показателям кратности применения для Конечных В.Н. необходимо 1095 тест-полосок в год. Ввиду недостаточности финансирования из средств федерального и местного бюджетов на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий, в ГБУЗ "Городская поликлиника N 1" на протяжении всего 2021 года действительно имел место их дефицит, в полном объеме заявителям тест-полоски не предоставлялись.
Также, согласно представленной ГБУЗ "Городская поликлиника N 1" информации, в 2021 г. тест-полоски предоставлялись Конечных В.Н. 22 июля 2021 г. (1 упаковка) и 26 ноября 2021 г. (2 упаковки).
Указанные обстоятельства обеспечения не в полном объеме тест- полосками, необходимыми для диагностики, подтверждены представленными в материалы дела выписками об отпуске лекарственных средств.
Принимая во внимание, что использование средств диагностики является жизненно необходимым для Конечных В.Н. и он подлежит постоянному лечению, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца об обязании Министерства здравоохранения Республики Бурятия обеспечивать Конечных В.Н. средствами диагностики (тест-полосками) из расчета контроля уровня сахара в количестве, назначенном врачом.
Кроме того, принимая во внимание п.6.20 Положения, согласно которому Министерство здравоохранения Республики Бурятия осуществляет в отношении подведомственных организаций ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, учитывая, что в судебном заседании установлено, что средства диагностики Конечных В.Н. в необходимом количестве не выдавались, суд возложил на Министерство здравоохранения Республики Бурятия обязанность осуществлять контроль за выдачей Конечных В.Н. средств диагностики диабета.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе, санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5 - 7 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В силу пункта 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Согласно части 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с положениями пунктов 2, 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным аконом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004г. N 715 "Об утверждении социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" утвержден Перечень социально значимых заболеваний, к числу которых отнесен сахарный диабет.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 декабря 2020г. N 833 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" установлен Перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов для медицинского предоставления, в который включены препараты для лечения сахарного диабета - гипогликемические препараты и инсулины.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению N 1, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, согласно Приложению N 2 (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890).
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение N1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890) применительно к гражданам с заболеванием "Диабет" предусмотрено бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г. в месяц), инсулиновыми шприцами типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007г. N 319 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, которое для решения возложенных задач осуществляет следующие полномочия: организует оказание медицинской помощи на территории Республики Бурятия в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается в соответствии с федеральным законодательством), в том числе: первичной медико-санитарной помощи (п. 6.7); организует безвозмездное обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентов, а также организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 6.7, 6.7.1 и 6.29 настоящего Положения (п. 6.11); организует обеспечение населения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизне угрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый в соответствии с федеральным законодательством (6.14); осуществляет переданные полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г..N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для
детей-инвалидов (п. 6.15); осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций (п.6.19.3); организует мероприятия по укреплению материально-технической базы медицинских организаций за счет средств республиканского и федерального бюджетов (п. 6.19.4); устанавливает меры социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации указанных лиц лекарственными препаратами (п. 6.42).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 16 июня 2008 г. N 307 "О порядке предоставления мер медико - социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом" утвержден Порядок предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом (далее - Порядок предоставления мер медико - социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом).
Согласно пункту 1 Порядка предоставления мер медико - социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом настоящий Порядок определяет правила предоставления на территории Республики Бурятия мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом, за счет средств республиканского бюджета.
Меры медико-социальной поддержки указанной категории граждан предоставляются в форме обеспечения лекарственными средствами и средствами самоконтроля фармацевтическими организациями на основании назначения лечащего врача медицинской организации по месту их жительства, выданному в день обращения (пункт 3 Порядка).
Назначение лекарственных средств и средств самоконтроля больным сахарным диабетом производится лечащим врачом в медицинских организациях исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти стандартам, на основании рекомендаций врача-эндокринолога. Назначение также может осуществляться фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, уполномоченным на выписку указанных средств приказом руководителя районной медицинской организации (пункт 5 Порядка).
Ежегодная потребность в лекарственных средствах (инсулинах, пероральных сахароснижающих препаратах) и средствах самоконтроля определяется Министерством здравоохранения Республики Бурятия на основании заявок медицинских организаций (пункт 7 Порядка).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация охраны здоровья граждан осуществляется, в том числе, путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, суды обоснованно пришли к выводу, что Конечных В.Н, как лицо, страдающее сахарным диабетом в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" имеет право на бесплатное обеспечение средствами диагностики (тест - полосками) из расчета контроля уровня сахара в количестве, назначенном врачом, поскольку использование средств диагностики является жизненно необходимым для Конечных В.Н. и он подлежит постоянному лечению.
Нуждаемость Конечных В.Н. подтверждена материалами дела и поставленным Конечных В.Н. диагнозом.
Поскольку ответчиками ненадлежащим образом осуществлялось обеспечение Конечных В.Н. необходимыми ему средствами диагностики (тест-полосками), суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и возложении на ответчиков соответствующих обязанностей.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия является ненадлежащим ответчиком по делу, в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан - Удэ от 3 февраля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 11 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.