Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело 2-49/2022, УИД: 75RS0024-01-2021-001578-58 по иску Краснощекова Егора Алексеевича, Краснощековой Светланы Викторовны, К, Краснощекова Алексея Петровича к администрации сельского поселения "Урюмское", администрации муниципального района "Чернышевский район", Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, утраченном в результате чрезвычайной ситуации, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году, возложении обязанности предоставить в собственность взамен утраченного жилого помещения равнозначное благоустроенное жилое помещение, о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году на приобретение жилого помещения на территории Забайкальского края, по кассационной жалобе Краснощекова Егора Алексеевича, Краснощековой Светланы Викторовны, Краснощекова Максима Алексеевича, Краснощекова Алексея Петровича на решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 25 января 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 19 мая 2022г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Истцы Краснощеков Е.А, Краснощеков А.П, Краснощекова С.В, действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего К, обратились в суд с иском, указывая на то, что они зарегистрированы и проживают в жилом доме по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности Краснощековой С.В. и Краснощекову А.П.
Указанный жилой дом попал в зону чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Чернышевского района Забайкальского края в июле 2021 г. в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реке выше неблагоприятных отметок с подтоплением территории сельского поселения "Урюмское". В результате данного события истцы являются пострадавшими от чрезвычайной ситуации, у них пострадал жилой дом.
Уведомлением администрации муниципального района "Чернышевский район" N от 28 октября 2021г. Краснощековой С.В. и Краснощекову А.П. в соответствии с распоряжением администрации муниципального района "Чернышевский район" N-р от 27 октября 2021г. отказано во включении в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Забайкальского края в 2021 г. по муниципальному району "Чернышевский район", на приобретение жилого помещения на территории Забайкальского края на основании пп.1 п.23 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края N от 14 сентября 2021г, в связи с наличием в собственности жилого помещения, взятого ими по договору ипотечного кредитования в 2020 г.
Истцы указывают, что фактически квартира по адресу: "адрес" принадлежит Краснощековой С.В. и Краснощекову А.П. на праве общей совместной собственности с 29 апреля 2020г, квартира находится в залоге у банка до полного выполнения кредитного обязательства. Данная квартира сдана по договору аренды для возможности оплаты ежемесячной ипотеки в банк.
В качестве нуждающихся в жилом помещении на учете в администрации истцы не состоят, они не обеспечены жилым помещением и имеют право на социальную выплату по причине потери жилого помещения.
На основании изложенного, с учетом уточнений истцы просили суд установить факт постоянного проживания Краснощековой С.В, Краснощекова А.П, К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Краснощекова Е.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: "адрес"; признать Краснощекову С.В, Краснощекова А.П, Краснощекова Е.А. и несовершеннолетнего К. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 г.; обязать администрацию муниципального района "Чернышевский район" предоставить К. и Краснощекову Е.А. в собственность взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания по адресу: "адрес" равнозначное благоустроенное жилое помещение площадью не менее 67, 4 кв.м, расположенное в Забайкальском крае; признать за Краснощековой С.В, Краснощековым А.П, Краснощековым Е.А. и несовершеннолетним К. право на выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 г.; обязать администрацию муниципального района "Чернышевский район" включить Краснощекову С.В, Краснощекова А.П, Краснощекова ЕА. и несовершеннолетнего К. в список граждан жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края вызванной паводковыми явлениями в 2021 г, на приобретение жилого помещения на территории Забайкальского края; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением Чернышевского районного суда Забайкальского края от 25 января 2022 г. принят отказ Краснощекова Е.А, Краснощекова А.П, Краснощековой С.В, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего К, от исковых требований к администрации городского поселения "Чернышевское" о предоставлении К. и Краснощекову Е.А. жилого помещения. Производство по настоящему гражданскому делу в данной части прекращено (л.д.179-182).
Решением Чернышевского районного суда Забайкальского края от 25 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 19 мая 2022 г. в удовлетворении исковых требований Краснощекова Егора Алексеевича, Краснощековой Светланы Викторовны, К, Краснощекова Алексея Петровича к администрации сельского поселения "Урюмское", администрации муниципального района "Чернышевский район", Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, утраченном в результате чрезвычайной ситуации, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021г, возложении обязанности предоставить в собственность взамен утраченного жилого помещения равнозначное благоустроенное жилое помещение, о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году на приобретение жилого помещения на территории Забайкальского края, отказано.
В кассационной жалобе истцы Краснощеков Е.А, Краснощеков А.П, Краснощекова С.В, действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего К. просят об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных ими исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что на праве общей совместной собственности Краснощекову А.П. и Краснощековой С.В. на основании договора купли-продажи квартиры от 7 февраля 2013г. принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Краснощеков Е.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются детьми Краснощекова А.П. и Краснощековой С.В, что следует из свидетельств о рождении N и N.
Жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, введенной в соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. N, постановлением администрации муниципального района "Чернышевский район" "О введении на территории муниципального района "Чернышевский район" режима функционирования "Чрезвычайная ситуация" от 23 июля 2021 г. N, произошедшей 23 июля 2021 г, что следует из заключения межведомственной комиссии N от 4 октября 2021 г, составленного по результатам рассмотрения документов - копии технического паспорта, заключения о техническом состоянии жилого здания N от 29 сентября 2021 г, и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования.
Распоряжением главы администрации муниципального района "Чернышевский район" от 27 октября 2021 г. N Краснощековой С.В. с составом семьи (Краснощеков А.П. (муж); Краснощеков Е.А. (сын); К. (сын)) отказано во включении в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021г, по муниципальному району "Чернышевский район", на приобретение жилого помещения на территории Забайкальского края.
В уведомлении N от 28 октября 2021 г. Краснощековой С.В. разъяснено, что ей отказано во включении в указанный список на основании пп.1 п.23 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных, постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N.
Согласно уведомлениям от 11 января 2022 г. N, N сведения об объектах недвижимости у Краснощекова Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствуют.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости, Краснощековой С.В. и Краснощекову А.П. на праве общей совместной собственности также принадлежит на основании договора купли-продажи от 24 апреля 2020г. жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 66, 2 кв.м.
Также установлено, что постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. N с последующими изменениями в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, с 22 июня 2021г. введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края в границах, в том числе муниципального района "Балейский район".
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. N "О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями" в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18 июня 2021г. в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района "Чернышевский район" Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).
Постановлением главы муниципального района "Чернышевский район" от 23 июля 2021 г. N на территории муниципального района "Чернышевский район" введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация", границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах муниципального района "Чернышевский район".
Постановлением главы муниципального района "Чернышевский район" от 28 июля 2021 г. N определены границы зоны действия режима "Чрезвычайная ситуация" в городских и сельских поселениях муниципального района "Чернышевский район", куда вошли дома, в том числе дом, расположенный по адресу: "адрес". По указанному адресу Краснощеков А.П. и Краснощеков Е.А. зарегистрированы с 15 ноября 2017 г, К. с 1 июня 2018 г, Краснощекова С.В. с 26 февраля 2019 г.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь правовым регулированием, подлежащим применению к спорным правоотношениям, исходил из того, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истцов, поскольку по смыслу нормативных правовых актов, регламентирующих условия и порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, обязательным условием для предоставления данных мер является отсутствие у таких граждан в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания. Однако Краснощекову А.П. и Краснощековой С.В. принадлежит на праве общей совместной собственности квартира в г. Чита, в которой они и проживают в настоящий момент. Сведений о том, что данное жилое помещение непригодно для проживания в материалах дела не содержится.
Краснощеков Е.А. и несовершеннолетний К. право собственности на жилое помещение, утраченное в результате чрезвычайной ситуации, не имеют, были вселены в данное жилое помещение как члены семьи собственников. Вместе с тем, суд указал, что право членов семьи на признание их пострадавшими и имеющими право на получение социальной выплаты, неразрывно связано с признанием таковыми граждан, в качестве членов семьи которых они и претендуют на получение мер социальной поддержки.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, согласилась с его выводами и их правовым обоснованием.
Выводы судов требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В силу статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту также Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021г. N 362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Пунктом 3 установлено, что настоящие Правила предусматривают следующие меры социальной поддержки: 1) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений (далее - жилые помещения); 2) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на строительство ими жилых помещений; 3) предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте 4 пункта 4 настоящих Правил, жилые помещения которых повреждены, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан; 4) предоставление жилых помещений, приобретенных Забайкальским краем или городскими поселениями, муниципальными и городскими округами, муниципальными районами (в отношении сельских поселений), на территории которых располагались утраченные жилые помещения (далее - муниципальное образование); 5) предоставление жилых помещений, построенных Забайкальским краем или муниципальными образованиями.
Согласно пункту 4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации: 1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г..N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение,
пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г..N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение
отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г..N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
К членам семей граждан, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящих Правил, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации. К членам семей граждан, указанных в подпункте 2 пункта 4 настоящих Правил, относятся их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также иные лица, признанные решением суда членами семей граждан (пункт 5 Правил).
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации представляет в администрацию муниципального образования следующие документы: 1) заявление по форме согласно приложению N 3 к настоящим Правилам - в случае направления выплаты на приобретение или строительство жилых помещений, а также в случае предоставления приобретенного или построенного жилого помещения; по форме согласно приложению N 4 к настоящим Правилам - в случае направления выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения; 2) копии документов, удостоверяющих личность гражданина и членов его семьи; 3) копии документов, подтверждающих статус членов семьи гражданина; 4) копии правоустанавливающих документов на утраченное или поврежденное жилое помещение и (или) на иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (при наличии), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 5) копию решения суда об установлении права на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственного жилищного сертификата за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий) для граждан, указанных в подпункте 5 пункта 4 настоящих Правил; 6) в письменной форме соответствующее обязательство, предусмотренное пунктами 8 - 10 настоящих Правил.
В пункте 23 Правил перечислены основания отказа во включении в соответствующий Список: 1) несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 настоящих Правил; 2) непредставление документов, указанных в пунктах 19, 20 настоящих Правил; 3) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; 4) получение ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления, подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для включения граждан в соответствующий Список, если необходимый документ не был представлен гражданином по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие такого запрашиваемого документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан на включение в Списки; 5) подача заявления и документов после срока, установленного в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что утраченное в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение, в котором проживали граждане, претендующие на получение государственного жилищного сертификата, должно быть для них единственным и постоянным местом жительства, в котором они зарегистрированы на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия в установленном порядке, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у истцов права на получение мер социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, поскольку Краснощекову А.П. и Краснощековой С.В. принадлежит на праве общей совместной собственности квартира в г. Чита, в которой они проживают в настоящий момент.
При этом судебными инстанциями принято во внимание, что право собственности Краснощековых на вышеуказанное жилое помещение зарегистрировано 29 апреля 2020 г, то есть до введения чрезвычайной ситуации на территории МР "Чернышевский район", что, в свою очередь свидетельствует о том, что на момент объявления чрезвычайной ситуации и произошедшего паводка сторона истца имела иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Учитывая, что в собственности законных представителей несовершеннолетнего К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и совершеннолетнего Краснощекова Е.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - Краснощекова А.П, Краснощековой С.В. имеется пригодное для проживания жилое помещение, малолетний К. не может проживать отдельно от своих родителей, а Краснощеков Е.А. является членом семьи истцов, следовательно, правильным является вывод судов, что в данном жилье могут проживать и их дети.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, являлись предметом правовой оценки судов, отклонены по мотивам, приведенным в судебных постановлениях, выражают исключительно несогласие истца с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 25 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 19 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Краснощекова Егора Алексеевича, Краснощековой Светланы Викторовны, К, Краснощекова Алексея Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.