N 88-17094/2022
г. Кемерово 16 сентября 2022 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Андугановой О.С.
рассмотрел гражданское дело N 23-169/2022 (УИД: 42MS0034-01-2022-000193-39) по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово к Компанеец Карине Игоревне о взыскании незаконно полученных денежных средств, по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Центра занятости населения города Кемерово на апелляционное определение Центрального районного суда г. Кемерово от 30 июня 2022 г.
установил:
Государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Кемерово (далее - ГКУ ЦЗН г. Кемерово, истец) обратилось в суд с иском к Компанеец Карине Игоревне (далее - Компанеец К.И, ответчик) о взыскании незаконно полученных денежных средств.
Требования мотивированы тем, что Компанеец К.И. 20 апреля 2020 г. в электронной форме через единый портал "Работа в России" подано заявление на выплату пособия по безработице, указан адрес ее места жительства г. Кемерово, пр. Химиков, д. 14Б, кв. 15, на основании чего ответчик поставлен на учет в ЦЗН г. Кемерово в качестве безработного, назначено пособие по безработице. При предоставлении ответчиком документов для перерегистрации выявлено, что последняя предоставила недостоверную информацию, поскольку согласно паспорту зарегистрирована по адресу: "адрес", адрес регистрации по месту пребывания: "адрес".
3 августа 2020 г. вынесен приказ N о прекращении выплаты пособия по безработице. За период с 20 апреля 2020 г. по 23 июня 2020 г. ответчику выплачено истцом 11050, 01 руб.
Истец считает, что поскольку ответчиком представлены недостоверные сведения при постановке на учет в качестве безработного, выплаченная сумма подлежит взысканию с ответчика и просит взыскать с ответчика незаконно полученные денежные средства в размере 11050, 01 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 3 Центрального судебного района г. Кемерово от 10 марта 2022 г. исковые требования удовлетворены.
С Компанеец К.И. в пользу ГКУ ЦЗН г. Кемерово взысканы незаконно полученные денежные средства в размере 11 050, 01 руб.
С Компанеец К.И. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 442 руб.
Апелляционным определением Центрального районного суда г. Кемерово от 30 июня 2022 г. решение мирового судьи судебного участка N 3 Центрального судебного района города Кемерово от 10 марта 2022 г. по гражданскому делу по исковому заявлению ГКУ ЦЗН г. Кемерово к Компанеец К.И. о взыскании незаконно полученных денежных средств отменено. Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ГКУ ЦЗН г. Кемерово к Компанеец К.И. о взыскании незаконно полученных денежных средств в размере 11050, 01 руб. отказано.
ГКУ ЦЗН г. Кемерово на апелляционное определение Центрального районного суда г. Кемерово от 30 июня 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления, как незаконного.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемого судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20 апреля 2020 г. Компанеец К.И. в электронной форме через единый портал "Работа в России" подала заявление на выплату пособия по безработице, в котором указан адрес ее места жительства (пребывания) - "адрес"
Приказом ГКУ ЦЗН г. Кемерово N от 28 апреля 2020 г. Компанеец К.И. признана безработной и ей назначено пособие по безработице на период с 20 апреля 2020 г. по 19 июля 2020 г. в размере 1950 руб.
Приказом ГКУ ЦЗН г. Кемерово N от 3 августа 2020 г. выплата пособия по безработице Компанеец К.И. прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного с 20 апреля 2020 г. в связи с попыткой получения, либо получением пособия по безработице обманным путем.
Причиной снятия Компанеец К.И. с учета в качестве безработной явилось отсутствие регистрации по месту жительства.
В адрес ответчика направлено требование о возврате полученного пособия по безработице за период с 20 апреля 2020 г. по 23 июня 2020 г. в сумме 11050, 01 руб, которое добровольно ответчиком не было исполнено.
Как следует из паспортных данных ответчика, она зарегистрирована по адресу "адрес".
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания, Компанеец К.И. зарегистрирован по месту пребывания по адресу Кемерово, "адрес" 11 марта 2020 г. по 7 сентября 2021 г.
Разрешая спор руководствуясь положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными", исходя из того, что на момент обращения за получением мер государственной поддержки в области содействия занятости Компанеец К.И. сообщила не достоверные данные относительно места своего проживания и тем самым получила пособие по безработице обманным путем, мировой судья пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и взыскал с Компанеец К.И. в пользу ГКУ ЦЗН г. Кемерово денежные средства в размере 11050, 01 руб.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции решение мирового судьи судебного участка N 3 Центрального судебного района города Кемерово от 10 марта 2022 г. по гражданскому делу по исковому заявлению ГКУ ЦЗН г. Кемерово к Компанеец К.И. о взыскании незаконно полученных денежных средств отменил. Принял по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ГКУ ЦЗН г. Кемерово к Компанеец К.И. о взыскании незаконно полученных денежных средств в размере 11050, 01 руб. отказал.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям и соответствуют исследованным судом доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту также Закон от 19 апреля 1991 г. N 1032-1) (здесь и далее в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с правилами пункта 1 статьи 3 Закона от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Абзацем 8 пункта 3 статьи 3 Закона от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 установлено, что безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Согласно статье 2 Закона от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 занятыми считаются граждане работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 3 Закона от 19 апреля 1991 г. N 1032-1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абзац 1 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Согласно пункту 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
В силу пункта 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (пункт 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Согласно пункту 17 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, в редакции, действовавшей с 3 мая 2020 г. до 31 декабря 2020 г, центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.
В силу пункта 17(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.
Гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации. Дистанционная форма перерегистрации граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется на основании информации, указанной в пунктах 4(1) и 17 настоящих Временных правил, без личного посещения ими центров занятости населения (абзац 2 пункта 17 (1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
Согласно части 6 статьи 31 Закона от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
В силу части 2 статьи 35 Закона от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713" указал, что регистрация является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Согласно абзацу 2 статьи 3 Закона от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Установив, что при обращении в ГКУ ЦЗН г. Кемерово ответчик указала адрес своего места жительства (пребывания) - "адрес", где она фактически проживала, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований, поскольку установил, что ответчик не предоставляла в ГКУ ЦЗН г. Кемерово какие-либо ложные сведения, касающиеся наличия у нее права на приобретение статуса безработного и получение пособия по безработице.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у кассационного суда не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к своим выводам, подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении и в дополнительной аргументации не нуждаются. Судом апелляционной инстанции учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебном постановлении отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы кассатора в суде апелляционной инстанции, были предметом исследования и оценки судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, правом на которую суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не наделен, выводов суда апелляционной инстанции не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебного постановления применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Центрального районного суда г. Кемерово от 30 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Кемерово" - без удовлетворения.
Судья О.С. Андуганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.