Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N04RS0021-01-2021-007088-12 (2-116/2022) по иску Ш.О.В. к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Бурятия о включении периодов в страховой стаж, изменении правил подсчета пенсии, возложить обязанность назначить страховую пенсию по старости
по кассационной жалобе Ш.О.В. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 4 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения Ш.О.В, представителя Ш.О.В. - К.А.Н, действующего на основании ордера, поддержавших доводы кассационной жалобы, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц - связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ш.О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия (далее- ОПФР по Республике Бурятия) о включении периодов в страховой стаж, изменении правил подсчета пенсии, возложить обязанность назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что ответчиком ей отказано в установлении страховой пенсии по старости, поскольку отсутствует требуемый страховой стаж 37 лет, предусмотренный ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В приложении к решению об отказе в установлении пенсии в страховой стаж ответчиком включено 29 лет 09 месяцев 06 дней.
Полагает данный отказ незаконным. Ранее она обращалась за назначением пенсии и в целях подтверждения страхового стажа ею были представлены трудовая книжка, свидетельства о рождении детей, диплом об образовании, свидетельство о заключении брака.
Решением пенсионного органа от 10 июля 2018 г. N был подтвержден стаж 36 лет 03 месяца, включая период обучения.
Решением ответчика от 6 августа 2021 г. N исключен страховой стаж 6 лет 8 месяцев 31 день на дату 26 августа 2021 г.
В трудовой книжке истца имеется запись об учебе в институте с 24 августа 1983 г. по 29 июня 1987 г. После окончания института она обязана была трудоустроиться и выйти на работу в течение месяца по данной специальности, фактически вышла на работу 1 августа 1987 г.
В отсутствие оснований ответчик исключил из стажа период, на который отпуск по уходу за ребенком она не оформляла. В период с 15 марта 1991 г. по 15 сентября 1992 г. истец находилась в отпуске по уходу за ребенком, данный период подлежит зачету в общий и непрерывной стаж в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму, то есть до 6 октября 1992 г. Период нахождения в качестве безработной также подлежит зачету в ее страховой стаж.
Просила суд возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения трудового законодательства Российской Федерации посредством включения в ее трудовой стаж для назначения трудовой пенсии по старости периоды деятельности: с 24 августа 1983 г. по 29 июня 1987 г. - очное обучение в Дальневосточном институте советской торговли; с 1 августа 1987 г. по 29 мая 1988 г. - период работы в УРС Минлеса "Бурятлесторг"; с 15 марта 1991 г. по 1 октября 1992 г. - период отпуска по уходу за ребенка до 1, 6 лет, с 11 марта 2010 г. по 11 июля 2010 г. - период нахождения в качестве безработной. Просила изменить правила подсчета пенсии на пп. 3-4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Советского районного суда г. Улан -Удэ от 18 января 2022 г. исковые требования удовлетворены частично, суд включил в страховой стаж период работы истца с 1 августа 1987 г. по 29 мая 1988 г. в УРС Минлеса в качестве экономиста планово - финансового отдела, исковые требования в остальной части суд оставил без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республика Бурятия от 4 мая 2022 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 января 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Ш.О.В. ставит вопрос об изменении решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 января 2022 г, отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 4 мая 2022 г. как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 27 июля 2021 г. истец Ш.О.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, как лицо, имеющее длительный трудовой стаж.
Решением Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия от 6 августа 2021 г. N истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с отсутствием права на страховую пенсию, поскольку по состоянию на 27 июля 2021 г. (день обращения за назначением страховой пенсии по старости) продолжительность страхового стажа истца составила 29 лет 09 месяцев 06 дней при требуемой продолжительности не менее 37 лет.
При этом в страховой стаж истца для определения права на назначение пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ ответчиком, как указано в оспариваемом решении, не включены следующие периоды: 1 сентября 1983 г. - 23 июня 1987 г. - учеба в Дальневосточном институте советской торговли, 1 августа 1987 г. - 29 мая 1988 г. - период ухода за ребенком, 15 марта 1991 г. - 14 сентября 1992 г. - период ухода за ребенком, 11 марта 2010 г. - 3 августа 2010 г. период учета в качестве безработного в ГУ "Центр занятости населения г. Улан-Удэ".
Не согласившись с указанным решением ответчика, истец Ш.О.В. обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ вышеуказанных спорных периодов, суд первой инстанции, руководствуясь ч.1.2 ст. 8, ч.1 ст. 11, п. 2 ч. 1 ст. 12, ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, исходил из того, что период обучения, отпуск по уходу за ребенком, период нахождения на учете в центре занятости населения и получения пособия по безработице не относятся ни к периодам работы, ни к периодам получения пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренным законом в качестве включения в страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по указанному основанию.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности назначить страховую пенсию по старости, суд первой инстанции установил, что с учетом включения периодов, предусмотренных законом, страховой стаж истца для определения права по основаниям ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ на дату достижения истцом возраста 55 лет составлял менее 37 лет, вследствие чего у истца на момент обращения в пенсионный орган право на упомянутую пенсию не возникло.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно применили следующие нормы материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 1 января 2019 г. право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Согласно приложению N 6, возраст, по достижению которого возникает право на страховую пенсию составляет V (год достижения лицом возраста по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 г.) +24 месяца.
В соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.N 400-ФЗ).
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитывается период пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 настоящей статьи (ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Ссылки кассатора на неправильное применение судами положений Конституции Российской Федерации не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы в связи со следующим.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ст. 7, ч. 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Реализуя указанные полномочия, законодатель в ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.
Так, в целях определения для названной категории граждан права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (п. 2 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ); при этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 его ст. 13.
Таким образом, только предусмотренные ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Отказывая в удовлетворении иска суды пришли к правильному выводу о том, что из приведенных норм материального права следует, что при исчислении страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, учитываются только периоды непосредственной работы, при условии начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Поскольку на дату обращения в пенсионный орган страховой стаж истца, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, составил менее 37 лет, что является недостаточным для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 названного Федерального закона, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов ссылки кассатора на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права, поскольку у истца право на пенсию в период действия норм, на которые она ссылается, не возникло, следовательно, не может быть сохранено, вопрос о праве истца решается в соответствии с действующим на момент ее обращения с заявлением о назначении пенсии, законодательством.
Учитывая, что доводы кассатора повторяют доводы иска, апелляционной жалобы, сводятся к субъективному толкованию вышеуказанных норм права, а также учитывая подробный анализ, приведенный судом первой инстанции и апелляционной инстанции в подтверждение выводов об отсутствии у истца права на указанный вид пенсии, судебная коллегия Восьмого кассационного суда приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Нарушений норм материального права или норм процессуального права, в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела не допущено, следует решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 4 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ш.О.В. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 4 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ш.О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.