Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1100/2022 (УИД 24RS0041-01-2021-006716-53) по иску муниципального казенного учреждения "Центр предоставления мер социальной поддержки жителям города Красноярска" к Толмачевой Александре Юрьевне о взыскании излишне выплаченных денежных средств
по кассационной жалобе муниципального казенного учреждения "Центр предоставления мер социальной поддержки жителям города Красноярска" на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 21 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
муниципальное казенное учреждение "Центр предоставления мер социальной поддержки жителям города Красноярска" (далее по тексту - МКУ "Центр предоставления мер социальной поддержки жителям г. Красноярска") обратилось в Октябрьский районный суд г. Красноярска с иском к Толмачевой Александре Юрьевне (далее по тексту - Толмачева А.Ю.) о взыскании излишне выплаченных денежных средств в размере 61 000 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 21 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 июня 2022 г, исковые требования МКУ "Центр предоставления мер социальной поддержки жителям г. Красноярска" удовлетворены частично. С Толмачевой А.Ю. в пользу МКУ "Центр предоставления мер социальной поддержки жителям г. Красноярска" взысканы излишне выплаченные денежные средства в размере 36 000 рублей. С Толмачевой А.Ю. в доход местного бюджета взысканы расходы по оплате госпошлины в размере 1 280 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
МКУ "Центр предоставления мер социальной поддержки жителям г. Красноярска" обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 21 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 июня 2022 г. отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций. Судами не принято во внимание, что действующим постановлением администрации г. Красноярска от 5 августа 2015 г. N 520 предусмотрено именно прекращение ежемесячной денежной выплаты в связи с наступлением обстоятельств, влекущих прекращение данной выплаты. Указанным постановлением не предусмотрен механизм приостановления ежемесячной денежной выплаты на период отсутствия регистрации в г. Красноярске с последующим ее возобновлением.
Толмачева А.Ю. не была лишена возможности после регистрации по новому месту жительства обратиться в учреждение с соответствующим заявлением для назначения ежемесячной денежной выплаты.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Толмачева А.Ю. в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Октябрьского районного суда г. Красноярска от 21 февраля 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 июня 2022 г. просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Толмачевой А.Ю. на основании ее заявления от 18 мая 2020 г. решением МКУ "Центр предоставления мер социальной поддержки жителям г. Красноярска" установлена ежемесячная денежная выплата в размере 6000 рублей с 18 мая 2020 г. по 3 мая 2022 г.
Протоколом закрытия от 12 мая 2021г. выплата закрыта с 26 июня 2020 г. в связи с окончанием права.
Основанием для прекращения ежемесячной денежной выплаты явилось снятие ребенка и его матери 26 июня 2020 г. с регистрационного учета по месту жительства в г. Красноярске.
МКУ "Центр предоставления мер социальной поддержки жителям г. Красноярска", указав, что с момента снятия Толмачевой А.Ю. с регистрационного учета по месту жительства в г. Красноярске, она утратила право на ежемесячную денежную выплату, обратилось в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 2, 4, 7 Положения о порядке предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты родителям (законным представителям) детей, поставленных на учет для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации и снятых по заявлению родителей (законных представителей) с учета, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 5 августа 2015 г. N 520, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и установив, что Толмачева А.Ю. была снята 26 июня 2020 г. с регистрационного учета по адресу: г. "адрес", 26 декабря 2020 г. встала на регистрационный учет по адресу: "адрес", то есть у Толмачевой А.Ю. отсутствовала регистрация в г. Красноярске в период с 26 июня 2020 г. по 26 декабря 2020 г, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Толмачевой А.Ю. в пользу ответчика излишне выплаченных денежных средств за период с 26 июня 2020 г. по 26 декабря 2020 г. в размере 36000 рублей.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно абзацу второму части 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В целях социальной поддержки граждан, имеющих детей дошкольного возраста, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Решением Красноярского городского Совета депутатов от 20 ноября 2007 г. N В-357 "О дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан", Решением Красноярского городского Совета депутатов от 9 июня 2015 г. N 8-112 "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты отдельной категории граждан" установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты родителям (законным представителям) детей, поставленных на учет для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации не позднее 31 марта 2017 г. и снятых по заявлению родителей с учета в размере 6 000 рублей.
Постановлением администрации г. Красноярска от 5 августа 2015 г. N 520 в целях совершенствования порядка предоставления гражданам дополнительных мер социальной поддержки, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании Решений Красноярского городского Совета депутатов от 20 ноября 2007 г. N В-357 "О дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан", от 9 июня 2015 г. N 8-112 "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты отдельной категории граждан", утверждено Положение о порядке предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты родителям (законным представителям) детей, поставленных на учет для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации и снятых по заявлению родителей (законных представителей) с учета (далее по тексту - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения ежемесячная денежная выплата предоставляется гражданам Российской Федерации, имеющим регистрацию по месту жительства или месту пребывания на территории города Красноярска.
Ежемесячная денежная выплата предоставляется в размере, установленном Решением Красноярского городского Совета депутатов от 9 июня 2015 г. N 8-112 "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты отдельной категории граждан" (пункт 3 Положения).
В пункте 6 Положения установлено, что право на ежемесячную денежную выплату возникает с даты достижения ребенком возраста 3 лет по дату достижения им возраста 5 лет. Ежемесячная денежная выплата назначается с даты подачи заявления, но не ранее возникновения права на ежемесячную денежную выплату.
Согласно пункту 4 Положения заявители лично или через уполномоченного представителя обращаются в краевое государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ) с письменным заявлением по форме, установленной правовым актом администрации города Красноярска, и соответствующими документами.
Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) ежемесячной денежной выплаты принимается и подписывается руководителем (заместителем руководителя) МКУ в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения заявления и документов (пункт 5 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения предоставление ежемесячной денежной выплаты прекращается, в том числе со дня снятия ребенка и (или) его родителей (законных представителей) с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания в городе Красноярске. Граждане, получающие ежемесячную денежную выплату, обязаны уведомлять МКУ о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение ее выплаты, в течение 10 дней со дня наступления таких обстоятельств. Денежные средства, излишне выплаченные получателю ежемесячной денежной выплаты вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное уведомление об обстоятельствах, влекущих утрату права на ежемесячную денежную выплату), при отсутствии в последующие месяцы права на получение ежемесячной денежной выплаты в городе Красноярске возмещаются получателем ежемесячной денежной выплаты добровольно. При отказе от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что ежемесячная денежная выплата родителям (законным представителям) детей, поставленных на учет для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации, перечисленная Толмачевой А.Ю. за период отсутствия ее регистрации по месту жительства или месту пребывания на территории г. Красноярска с 26 июня 2020 г. по 26 декабря 2020 г. в размере 36000 рублей является излишне выплаченной, пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для ее взыскания с Толмачевой А.Ю. в пользу ответчика.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы МКУ "Центр предоставления мер социальной поддержки жителям г. Красноярска" о том, что действующим постановлением администрации г. Красноярска от 5 августа 2015 г. N 520 предусмотрено именно прекращение ежемесячной денежной выплаты в связи с наступлением обстоятельств, влекущих прекращение данной выплаты, при этом действующим постановлением не предусмотрен механизм приостановления ежемесячной денежной выплаты на период отсутствия регистрации в г. Красноярске с последующим ее возобновлением, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, с учетом установленных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у Толмачевой А.Ю. регистрации на территории г. Красноярска только в период с 26 июня 2020 г. по 26 декабря 2020 г.
В целом доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 21 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Центр предоставления мер социальной поддержки жителям города Красноярска" - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.