Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сицинской О.В, судей Солдатовой С.В, Печуриной Ю.А, при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании дело 3а-8/2022 УИД 30OS0000-01-2021-000311-73 по административному исковому заявлению Воробьева Александра Германовича, Ломакиной Марины Викторовны, Цыбуковой Антонины Ильиничны, Байрамовой Фатмаханум Алиевны, Вагиной Инны Бахтыгалиевны, Лукьяновой Надежды Степановны, Поповой Любови Ивановны, Самариной Раисы Андреевны, Глазковой Марины Викторовны к Городской Думе муниципального образования "Город Астрахань" о признании нормативных правовых актов недействующими в части, заслушав доклад судьи Солдатовой С.В,
УСТАНОВИЛА:
решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 19 июля 2007 г. N 82 утвержден Генеральный план развития города Астрахани до 2025 года (далее также Генеральный план).
Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 26 марта 2020 г. N 29 "О внесении изменений в Генеральный план развития города Астрахани до 2025 года, утверждённый решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 19 июля 2007 г. N 82, опубликованным в бюллетене "Астраханский вестник" от 2 апреля 2020 г. N14 (412), часть 3.1 Положения о территориальном планировании муниципального образования "Город Астрахань" дополнена сведениями о зонах с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитных зонах, зонах санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах) и схемой зон с особыми условиями использования территории, согласно приложению 4.
Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 16 июля 2020 г. N 69 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Астрахань" (далее также Правила землепользования и застройки), опубликованные в бюллетене "Астраханский вестник" N32 (340) от 23 июля 2020 г.
Согласно решению Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 26 марта 2020 г. N 29 "О внесении изменений в Генеральный план развития города Астрахани до 2025 года, утверждённый решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 19 июля 2007 г. N 82", в сведениях о зонах с особыми условиями использования территорий внесены сведения о санитарно-защитной зоне для Правобережных очистных сооружений канализации (ПОСК-2, г. Астрахань, ул. Перестроечная, 2) с реестровым номером 30.12 -6.501, с ее отображением в схеме зон с особыми условиями использования территории муниципального образования "Город Астрахань", которая также отображена на карте "Градостроительного зонирования. Зоны ограничения градостроительной деятельности" Правил землепользования и застройки.
Воробьев А.Г, Ломакина М.В, Цыбукова А.И, Байрамовой Ф.А, Вагина И.Б, Лукьянова Н.С, Попова Л.И, Самарина Р.А, Глазкова М.В, являясь членами СНТ "Бумажник" Трусовского района г. Астрахани, в целях оформления прав на предоставленные им в пользование земельные участки, обратились в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения его предмета, о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана и Правил землепользования и застройки (с последующими изменениями), в части отображения вышеуказанной санитарно-защитной зоны, охватывающей находящиеся на территории СНТ "Бумажник" земельный участок с кадастровым номером 30:12:042007:533, находящийся в пользовании Воробьева А.Г, земельный участок с кадастровым номером 30:12:042007:96, находящийся в пользовании Ломакиной М.В, земельный участок с кадастровым номером 30:12:042007:97, находящийся в пользовании Цыбуковой А.И, земельный участок N84 "а", находящийся в пользовании Байрамовой Ф.А, земельный участок N151 "а", находящийся в пользовании Вагиной И.Б, земельный участок N 187, находящийся в пользовании Лукьяновой Н.С, земельный участок N 150, находящийся в пользовании Поповой Л.И, земельный участок N 184, находящийся в пользовании Самариной Р.А, земельный участок с кадастровым номером 30:12:042007:106, находящийся в пользовании Глазковой М.В.
Обращаясь в суд, административные истцы исходили из того, что оспариваемая санитарно-защитная зона установлена с нарушением компетенции органов местного самоуправления. Границы санитарно-защитной зоны для ПОСК-2 (МУП г. Астрахани "Астрводоканал") определены без решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя.
Решением Астраханского областного суда от 3 июня 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с постановленным по делу решением, участвовавший в деле прокурор и административные истцы подали апелляционное представление и апелляционную жалобу, соответственно, в которых просят решение суда отменить, административные исковые требования - удовлетворить по доводам, аналогичным, изложенным административными истцами в суде первой инстанции.
Относительно доводов апелляционного представления и апелляционной жалобы заинтересованные лица администрация муниципального образования "Город Астрахань", представитель главы администрации муниципального образования "Город Астрахань" подали письменные возражения.
Представители заинтересованного лица администрации муниципального образования "Город Астрахань" Зеленский А.Н, Нуруллаев Р.Р, заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Кузьмина Ж.Д. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просили в удовлетворении апелляционных представления и жалобы отказать.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцов М.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, поддержав апелляционное представление, полагал обжалуемое решение суда подлежащим отмене, с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административные истцы, их представитель, будучи извещёнными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, участия не принимали, об отложении судебного разбирательства - не ходатайствовали.
Представители административного ответчика Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань", заинтересованных лиц главы администрации муниципального образования "город Астрахань", Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области, муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал" извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных представления и жалобы, в судебное заседание не явились.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц и их представителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных представлении и жалобе, возражениях на них, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения суда, исходя из следующего.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32, статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, внесение в них изменений относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
В силу требований пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями статей 8, 32, 34, 45, 50 Устава муниципального образования "Город Астрахань", утверждённого решением Городской Думы муниципального образования "город Астрахань" от 31 марта 2016 г. N 24, регламентирующими полномочия представительного и исполнительно-распорядительного органов муниципального образования, пунктом 2 постановления администрации города Астрахани "Об официальном опубликовании нормативных правовых актов и распорядительных актов органов и должностных лиц местного самоуправления г. Астрахани" от 15 июня 2012 г. N 5121, изучив материалы, представленные стороной административного ответчика, обоснованно исходил из того, что оспариваемые градостроительные решения приняты уполномоченным органом, опубликованы в установленном порядке и по данным основаниям не оспариваются.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно представленным объяснениям администрации муниципального образования "Город Астрахань", основанием для отображения сведений о санитарно-защитной зоне ПОСК-2 г. Астрахань в Генеральном плане и в Правилах землепользования и застройки явились сведения о ней, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, содержащиеся в полученной администрацией в порядке межведомственного взаимодействия выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 14 февраля 2020 г. N КУВИ-001/202-3063266. Соответствующая обязанность возложена на органы местного самоуправления частью 9 статьи 33 ГрК РФ, в силу которой, в случае поступления требования, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, поступления от органа регистрации прав сведений об установлении, изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, о границах территории объекта культурного наследия либо со дня выявления предусмотренных пунктами 3 - 5 части 2 настоящей статьи оснований для внесения изменений в правила землепользования и застройки глава местной администрации обязан обеспечить внесение изменений в правила землепользования и застройки путем их уточнения в соответствии с таким требованием. При этом утверждение изменений в правила землепользования и застройки в целях их уточнения в соответствии с требованием, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, не требуется.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что МУП г. Астрахани "Астрводоканал" является балансодержателем объекта основных средств - Правобережные очистные сооружения канализации Трусовского района (ПОСК-2), которые введены в эксплуатацию в 1978 г. и эксплуатируются по настоящее время.
МУП г. Астрахани разработало проект санитарно-защитных зон для Правобережных очистных сооружений канализации -1 (ПОСК-1) и Правобережных очистных сооружений канализации -2 (ПОСК-2), на который ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области", выдано экспертное заключение N 647 от 14 сентября 2010 г, а также Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области - санитарно-эпидемиологическое заключение от 29 сентября 2010 г. о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам данной проектной документации.
По результатам рассмотрения материалов по установлению размеров санитарно-защитной зоны для очистных сооружений канализации МУП г. Астрахани "Астрводоканал" (ПОСК-1 и ПОСК-2) Управление Роспотребнадзора по Астраханской области в письме от 19 августа 2016 г. N02-01/12329 сообщило МУП г. Астрахани "Астрводоканал" о том, что в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" указанные объекты по санитарной классификации относятся ко II классу опасности.
24 сентября 2018 г. МУП г. Астрахани "Астрводоканал" обратилось в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области с заявлением о рассмотрении карты-плана санитарно-защитной зоны ПОСК-2, с целью внесения данной информации в Государственный кадастр недвижимости, представив вышеуказанные документы и изготовленную по его заказу карту (план) санитарно-защитной зоны Правобережных очистных сооружений (ПОСК-2) от 14 сентября 2018 г. (т. 3 л.д.39), которые были направлены в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Астраханской области".
Сведения о границе санитарно-защитной зоны для Правобережных очистныхсооружений-2 (ПОСК-2) внесены в Единый государственный реестр недвижимости 25 января 2019 г. с реестровым номером 30.12 -6.501.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.
Размеры и границы санитарно-защитных зон определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1 СанПиН). Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2 и 4.3 СанПиН).
На основании части 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории соответствующих изменений в сведениях о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее Правила N 222).
Согласно пункту 1 указанных Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
Пунктом 3 Правил N 222 (в редакции, действовавшей на день обращения МУП г. Астрахани "Астрводоканал" в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области) установлено, что решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны: а) Роспотребнадзор - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию; б) территориальные органы Роспотребнадзора - в отношении объектов III-V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III-V класс опасности.
В редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2022 N 286 пунктом 3 Правил N 222 закреплено, что решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
В соответствии с частью 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2028 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2025 года одним из следующих способов:
1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
4) решением суда.
Согласно части 9 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
В этой связи, исходя из фактических обстоятельств настоящего дела, следует утверждать, что до принятия Правил N 222 размер спорной санитарно-защитной зоны подлежал установлению в соответствии с приведенными требованиями СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Положения пункта 1.2 названных СанПин о том, что их требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых объектов, не могут указывать на отсутствие необходимости установления санитарно-защитной зоны, ее границ уполномоченным органом, определённым названными правилами.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, исходил из того, что определение границ спорной санитарно-защитной зоны ПОСК-2 осуществлялось путем разработки соответствующего проекта, утвержденного в установленном порядке, и получившего санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам данной проектной документации, и, руководствуясь приведенными нормами Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил N 222, пришел к выводу, что установление спорной санитарно-защитной зоны осуществлено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
При этом суд первой инстанции отверг доводы административных истцов о нарушении требований СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 об установлении границ спорной санитарно-защитной зоны на основании решения Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, исходя из того, что в силу пункта 1.2 названных СанПин, их требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых объектов, в то время как, очистные сооружения канализации-2 (ПОСК-2) введены в эксплуатацию в 1978 году, в отсутствие их дальнейшей реконструкции.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на ошибочном толковании судом норм материального права и постановлен без учета всех фактических обстоятельств дела.
Как следует из обращения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области от 14 января 2019 г. N 02-05/275, документы МУП "Астрводоканал" направлены в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Астраханской области" для внесения сведений о границе санитарно-защитной зоны Правобережных очистных сооружений канализации-2 (ПОСК-2) в ЕГРН в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 30 мая 2016 г. N 01/6719-16-32 "О внесении сведений об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости", содержащим указания на необходимость неукоснительного соблюдения территориальными органами Роспотребнадзора требований законодательства Российской Федерации по обязательному направлению в орган кадастрового учета документов, воспроизводящих соответствующие сведения, содержащиеся в решениях об установлении или изменении границ СЗЗ объектов, а также сведения, содержащие текстовое и графическое описание местоположения границ таких зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ГКН.
Из представленной суду копии реестрового дела на спорную санитарно-защитную зону следует, что такими документами являлись: карта (план) санитарно-защитной зоны Правобережных очистных сооружений канализации-22 (ПОСК-2) от 14 сентября 2018 г, выполненная индивидуальным предпринимателем Емельяновой Ю.А, копия санитарно-эпидемиологического заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области от 29 сентября 2010 г. N 30АЦ.02.000.Т.000630.09.10 об удостоверении того, что требования, установленные в проекте организации санитарно-защитной зоны для ПОСК-1 и ПОСК-2 МУП г. Астрахани "Астрводоканал", соответствуют, в том числе СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, копия экспертного заключения N 647 от 14 сентября 2010 г, выданного Федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области" по проекту организации санитарно-защитной зоны для ПОСК-1 и ПОСК-2 МУП г. Астрахани "Астрводоканал", копия проекта организации и благоустройства санитарно-защитной зоны для ПОСК-1, ПОСК-2 МУП г. Астрахани "Астрводоканал" от 2010 г.
Между тем, как состав перечисленных материалов, так и иные материалы административного дела, не содержат документа (решения), указывающего на установление спорной санитарно-защитной зоны федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, к полномочиям которого относятся вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон, в том числе решения Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (согласно порядку, предусмотренному пунктами 4.2 и 4.3 СанПиН).
Отмеченное также подтверждается разъяснениями, направлявшимися в адрес председателя СНТ "Бумажник" от 13 июля 2021 г. N 02-01/24447 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области, в котором сообщается, что в 2016 г. Управлением по обращению МУП г. Астрахани "Астрводоканал" материалы по установлению размера санитарно-защитной зоны для ПОСК-2 были рассмотрены и возвращены на доработку; решение об установлении санитарно-защитной зоны для ПОСК-2 МУП г. Астрахани "Астрводоканал" не выдавалось; согласно СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 ПОСК-2 МУП г. Астрахани "Астраводоканал" по санитарной классификации относится ко II классу опасности (т. 1 л.д. 28), и письменной позицией Управления Роспотребнадзора по Астраханской области от 25 апреля 2022 г. N 02-01/22943, изложенной по настоящему спору (т. 3 л.д. 42-46).
Более того, как следует из показаний допрошенных в суде первой инстанции в качестве свидетелей начальника отдела охраны окружающей среды МУП г. Астрахани "Астрводоканал" Радованович М.Н. и главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Астраханской области Беляева И.И, спорная санитарно-защитная зона, ее размеры являются расчетными, в отсутствие установления ее границ и проверки представленных в ее подтверждение сведений (т. 3 л.д. 142-151).
Согласно содержанию экспертного заключения N 647 от 14 сентября 2010 г, выданному Федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области" по проекту организации санитарно-защитной зоны для ПОСК-1 и ПОСК-2 МУП г. Астрахани "Астрводоканал", то есть, до введения в действие Правил N 222, в соответствии с которыми, согласно выводам суда первой инстанции, установлена спорная санитарно-защитная зона, проектом организации санитарно-защитной зоны для ПОСК-1 и ПОСК-2 МУП г. Астрахани "Астрводоканал" предлагаются расчетные интегральные санитарно-защитные зоны; окончательное утверждение границ санитарно-защитных зон, в том числе ПОСК-2 будет проведено при объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на среду обитания и население в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды и уровня шума, согласно разработанной программы наблюдений.
Поскольку Закон N 131-ФЗ и Закон N 52-ФЗ не относят к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон, отображение в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки, являющихся обязательными для неопределенного круга лиц, не утвержденных в установленном порядке санитарно-защитных зон, фактически свидетельствует об установлении органом местного самоуправления таких зоны, что противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы. Такое отображение в документах территориального планирования и градостроительного зонирования санитарно-защитных зон допускается только после установления их уполномоченным органом.
Санитарно-защитная зона устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, и представляет собой специальную территорию с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
Поскольку по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации в штатном режиме объекта, являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, произведенное в отсутствие правовых оснований отображение в документах территориального планирования и градостроительного зонирования зон с особыми условиями территории подлежит, по мнению судебной коллегии, признанию не действующим в целом в отношении такого источника воздействия.
На основании изложенного, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 2 и пункта 3 части 3 статьи 310 КАС РФ, является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения о признании не действующими с даты принятия настоящего апелляционного определения: Генерального плана развития города Астрахани до 2025 года, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 19 июля 2007 г. N 82 (с последующими изменениями), в части внесения в сведения о зонах с особыми условиями использования территорий сведений о санитарно-защитной зоне для Правобережных очистных сооружений канализации (ПОСК-2, г. Астрахань, ул. Перестроечная, 2) с реестровым номером 30.12 -6.501; в части отображения в схеме зон с особыми условиями использования территории муниципального образования "Город Астрахань" санитарно-защитной зоны для Правобережных очистных сооружений канализации (ПОСК-2, г. Астрахань, ул. Перестроечная, 2) с реестровым номером 30.12 -6.501; Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Астрахань", утвержденных решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 16 июля 2020 г. N 69 (с последующими изменениями), в части отображения на карте "Градостроительного зонирования. Зоны ограничения градостроительной деятельности" санитарно-защитной зоны для Правобережных очистных сооружений канализации (ПОСК-2, г. Астрахань, ул. Перестроечная, 2) с реестровым номером 30.12 -6.501.
Руководствуясь статьями 309- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Астраханского областного суда от 3 июня 2022 г. отменить. Принять по делу новое решение, которым признать не действующими с даты принятия настоящего апелляционного определения: Генеральный план развития города Астрахани до 2025 года, утвержденный решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 19 июля 2007 г. N 82 (с последующими изменениями), в части внесения в сведения о зонах с особыми условиями использования территорий сведений о санитарно-защитной зоне для Правобережных очистных сооружений канализации (ПОСК-2, г. Астрахань, ул. Перестроечная, 2) с реестровым номером 30.12 -6.501; в части отображения в схеме зон с особыми условиями использования территории муниципального образования "Город Астрахань" санитарно-защитной зоны для Правобережных очистных сооружений канализации (ПОСК-2, г. Астрахань, ул. Перестроечная, 2) с реестровым номером 30.12 -6.501;
Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Астрахань", утвержденные решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 16 июля 2020 г. N 69 (с последующими изменениями), в части отображения на карте "Градостроительного зонирования. Зоны ограничения градостроительной деятельности" санитарно-защитной зоны для Правобережных очистных сооружений канализации (ПОСК-2, г. Астрахань, ул. Перестроечная, 2) с реестровым номером 30.12 -6.501.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 сентября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.