Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Артамоновой Т.А, судей Гылкэ Д.И. и Сумбаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Туйчиевой Т.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД N 91OS0000-01-2021-000542-86 (2а-51/2022) по административному исковому заявлению Захарова Евгения Михайловича к Феодосийскому городскому совету Республики Крым об оспаривании в части решения 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 марта 2019 года N 1171 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым", по апелляционному представлению прокуратуры Республики Крым и апелляционной жалобе административного истца Захарова Евгения Михайловича на решение Верховного Суда Республики Крым от 27 мая 2022 г, заслушав доклад судьи Сумбаевой А.В, объяснения представителя административного истца Захарова Е.М. - ФИО8, принимавшей участие посредством видеоконференц-связи при содействии Феодосийского городского суда, заключение прокурора третьего отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО11
установила:
решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 марта 2019 года N 1171 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
Захаров Е.М. обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, в котором просил признать недействующим Генеральный план муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденный решением 108 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31 октября 2018 года N 1078 и Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденные решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 марта 2019 года N 1171, в части включения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в охранную зону особо охраняемой природной территории, а также не соответствующими положениям частей 2, 4 статьи 5.1, части 3 статьи 9, пункту 2 части 1 статьи 18, статье 24, части 3 статьи 9, пункту 2 части 2, частям 4, 5 статьи 30, части 3 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ), Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 138 "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон".
Определением Верховного Суда Республики Крым от 29 декабря 2021 г. в отдельное производство выделено требование о признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденных решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 марта 2019 года N 1171, с присвоением отдельного номера административного производства.
В ходе рассмотрения дела административный истец требования уточнил, просил признать недействующими Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденные решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 марта 2019 года N 1171, в части включения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в охранную зону особо охраняемой природной территории, а также не соответствующими положениям пункта 2 части 2, частям 4, 5 статьи 30, части 3 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 34, статье 35 ГрК РФ, Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 138 "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон".
В обоснование доводов административный истец указал, что решением 12 сессии 6 созыва Коктебельского поселкового совета от 28 июля 2011 г..N 529 "О разрешении разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка гр. Украины Захарову Е.М." истцу разрешено разработать проект землеустройства по отводу земельного участка, площадью 0, 0836 га, для строительства и обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" с последующей передачей в собственность. На основании указанного решения и Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г..N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" Захаров Е.М. обратился в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о передаче земельного участка в порядке завершения оформления прав, однако, постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 23 декабря 2019 г..N 4369 в передаче спорного земельного участка отказано с указанием на расположение земельного участка в охранной зоне. Указанная охранная зона установлена для Государственного природного заповедника "Карадагский" и в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами должна составлять 20, 9 га, тогда как на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки указанная охранная зона отображена в границах, площадью более 502 га, при этом, соответствующее решение об установлении охранной зоны в указанной площади уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не принималось. Административный истец указал, что земельный участок с кадастровым номером N не находится в границах охранной зоны особо охраняемой территории Карадагского природного заповедника, площадью 20, 9 га, установленной положением о Государственном природном заповеднике "Карадагский", утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11 марта 2019 г..N 11н.
Нахождение земельного участка в проектируемой охранной зоне особо охраняемой природной территории повлекло для административного истца реальные последствия в виде ограничения деятельности по ведению строительства объекта недвижимости на данном земельном участке, как противоречащей задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории. По мнению административного истца, отображение в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым охранной зоны особо охраняемой территории, границы и площадь которой не установлены в соответствующем порядке, противоречит актам большей юридической силы и создает правовую неопределенность.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 27 мая 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме.
Полагая, что названный судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права административный истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Верховного Суда Республики Крым от 27 мая 2022 г. отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Со ссылкой на нарушение норм материального права участвовавший в деле прокурор обратился с апелляционным представлением, в котором просил решение Верховного Суда Республики Крым от 27 мая 2022 г. отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец приводит доводы о том, что документы, принятые в период с 2005 по 2014 годы в основном Коктебельским и Щебетовским поселковыми советами, на которые имеется ссылка в оспариваемом решении, не могут свидетельствовать об установлении охранной зоны в размере 502 га, поскольку законодательство Украины, действовавшее в обозначенный период, а также законодательство Российской Федерации не содержит норм, уполномочивающих органы местного самоуправления (поселковые советы) устанавливать границы заповедных и охранных зон, а также самостоятельно вносить данные границы в градостроительную документацию. Суд первой инстанции безосновательно не обратил внимание на наличие Положения о Карадагском природном заповеднике, утвержденного приказом министерства экологии и природных ресурсов Украины от 07 октября 2013 г. N 417, согласно которому площадь охранной зоны составляет 20, 9 га. Также в жалобе указано, что вопрос о наличии оснований для включения неустановленной охранной зоны в правила землепользования и застройки не может решаться в противоречии с требованиями градостроительного законодательства Российской Федерации о правовом режиме земель заповедного фонда.
В апелляционном представлении содержатся доводы о том, что охранная зона особо охраняемой территории Карадагского природного заповедника на суше установлена 20, 9 га; включение в Правила землепользования и застройки неустановленной в установленном порядке охранной зоны площадью 502 га противоречит актам большей юридической силы; границы природного заповедника "Карадагский", определенные Проектом организации территории, правового значения не имеют, поскольку предметом спора является его охранная зона. Со ссылкой на материалы дела участвовавший в деле прокурор указал, что 18 января 2022 г. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в адрес Правительства Республики Крым для согласования направлен проект приказа "Об охранной зоне государственного природного заповедника "Карадагский", согласно которому земельный участок с кадастровым номером N не входит в границы охранной зоны заповедника.
В материалы дела от Феодосийского городского Совета Республики Крым поступили письменные возражения на апелляционную жалобу и апелляционное представление, в которых указано на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и апелляционного представления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО8 поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Выступивший с заключением прокурор ФИО6 полагал решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с неверным применением норм материального права.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили, что в силу части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) не является препятствием к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Рассмотрев материалы дела, возражения на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителя административного истца ФИО8, заключение прокурора ФИО6, оценив доказательства в совокупности и взаимосвязи, судебная коллегия приходит к следующему.
Основываясь на положениях части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривающей, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются - нарушение прав административного истца, соблюдение полномочий, формы, вида, процедуры принятия, правил введения в действие, порядка опубликования, государственной регистрации и вступления нормативных правовых актов в силу, а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части, актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции сделал верные выводы, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры, в предусмотренном законом порядке и в пределах предоставленных полномочий, официально опубликован в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается. Выводы суда в указанной части доводами апелляционной жалобы не являются.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
С указанным выводом суд апелляционной инстанции не может согласиться, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
Согласно статье 2 ГрК РФ принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 5 статьи 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа, в котором определены границы функциональных зон и их функциональное назначение (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в них устанавливаются территориальные зоны, их границы и градостроительные регламенты (пункты 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ).
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено содержание генерального плана: положение о территориальном планировании; карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карта границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карта функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно пункту 5 статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение, которое, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план содержит, в том числе, карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанной карте функциональных зон отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ).
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Как следует из статей 1, 30, 31, 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки, так же как и документы территориального планирования, разрабатываются в целях обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, сохранения объектов культурного наследия.
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий, которые также могут отображаться на отдельных картах, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки (части 2 и 5 статьи 30 ГрК РФ).
Зонами с особыми условиями использования территорий признаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением 12 сессии Коктебельского поселкового совета АР Крым 6 созыва от 28 июля 2011 г. N 529 гр. Украины Захарову Е.М. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, площадью 0, 0836 га, для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: "адрес" с последующей передачей его в собственность, за счет земель поссовета, не переданных в собственность или постоянное пользование, входящего в категорию земель жилой и общественной застройки в границах пгт. Коктебель. На Захарова Е.М. возложена обязанность в течении одного года после принятия решения согласованный в установленном законом порядке проект землеустройства представить на рассмотрение сессии поселкового совета.
Земельный участок с кадастровым номером N, площадью 836+/-10 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", находится в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 13 августа 2019 г.
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 23 декабря 2019 г. N 4369 Захарову Е.М. отказано в предоставлении в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав земельного участка, площадью 836 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок), на основании пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Картой функциональных зон Генерального плана земельный участок с кадастровым номером N отнесен к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, охранной зоне особо охраняемой природной территории - Карадагского природного заповедника.
Картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки участок включен в зону застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, в охранную зону особо охраняемых территорий (Карадагского природного заповедника).
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон об охране окружающей среды) определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1 Закона об охране окружающей среды).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 58, пунктов 1 и 2 статьи 59 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ведущие к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещаются. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Законом об особо охраняемых природных территориях.
Статьей 2 Закона об особо охраняемых природных территориях с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий предусмотрены категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады (пункт 2). Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования (пункт 4). Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (пункт 5).
В силу статьи 9 Закона об особо охраняемых природных территориях на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике (пункт 1). На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике (пункт 4).
Согласно пункту 10 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно подпункту "а" пункта 11 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях решение об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, в отношении охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории.
Пунктом 9 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением N 138, установлено, что решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Указанными Правилами определен порядок принятия Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации решения о создании охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней.
Карадагский природный заповедник Национальной академии наук Украины создан на основании постановления Совета министров Украинской ССР от 9 августа 1979 г. N 386 "Об организации Карадагского государственного заповедника".
Постановлением Совета министров Украинской ССР от 7 июля 1983 г. N 292 "Об отводе земель Карадагскому государственному заповеднику и выделении его охранкой зоны" заповеднику в постоянное пользование отведено 1485, 21 га земли и выделена охранная зона но суше на плато "Тепсень", площадью 20, 9 га, и по морю - 1 км вдоль границ заповедника.
Решением Крымского областного совета народных депутатов от 5 октября 1982 г. N 629 Карадагскому государственному заповеднику согласованы границы охранной зоны по суше и по акватории Черного моря.
Положением об охранной зоне Карадагского государственного заповедника, утвержденным 23 сентября 1982 г, установлено, что заповедник имеет однокилометровую охранную зону вдоль всей линии заповедной морской акватории, площадью 809 га, и частичную охранную зону со стороны суши - в основном в северной части заповедника в районе пгт. Планерское, площадью 20, 9 га.
Пунктом 1.4. части 1 Положения о Карадагском природном заповеднике Национальной академии наук Украины, утвержденном 10 февраля 1998 г, установлено, что вдоль границ заповедника, на прилегающих территориях для обеспечения необходимого режима охраны природных комплексов, объектов заповедника и исключения негативного влияния на них хозяйственной деятельности заповедник имеет однокилометровую морскую охранную зону вдоль всей заповедной акватории, площадью 940 га, и частичную охранную зону на суше в северной части заповедника в районе п. Коктебель на плато "Тепсень", площадью 20, 9 га.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 г. N 1091 заповедник отнесен к ведению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11 марта 2019 г. N 11н утверждено Положение об особо охраняемой природной территории федерального значения - государственном природном заповеднике "Карадагский", в соответствии с которым площадь охранной зоны заповедника на суше составляет 209000 кв. м на основании постановления Совета Министров УРСР от 7 июля 1983 г. N 292.
Таким образом, решением исполнительного органа государственной власти, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения, охранная зона особо охраняемой территории Карадагского природного заповедника на суше установлена площадью 209000 кв. м.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закон об особо охраняемых природных территориях не относят к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ охранных зон особо охраняемых территорий федерального значения.
Проект организации территории и охраны природных комплексов Карадагского природного заповедника Национальной академии наук Украины, утвержденный приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 14 февраля 2006 г. N 59, решение Коктебельского поселкового совета от 31 мая 2012 г. N 1185 о разрешении разработки проекта землеустройства по организации и установке границ охранной зоны согласно Генеральному плану пгт. Коктебель, утвержденному решением от 30 марта 2012 г. N 1041, решение Коктебельского поселкового совета от 20 июня 2013 г. N 1748 о продлении до 20 июня 2014 г. срока разработки проекта землеустройства по организации и установке границ охранной зоны, решение Щебетовского сельского совета от 31 июля 2012 г. N 810 о согласии на разработку проекта землеустройства по установлению границ охранной зоны заповедника на землях Щебетовского поселкового совета с учетом границ населенных пунктов и разрабатываемых генеральных планов пгт. Щебетовка и пгт. Курортное, решение Щебетовского сельского совета от 30 декабря 2013 г. N 1369 о согласовании установления охранной зоны заповедника, ориентировочной площадью 640 га в административных границах Щебетовского поселкового совета, в том числе 13, 137 га в границах пгт. Курортное, и необходимости ходатайства перед Верховной радой Автономной Республики Крым об установлении указанной охранной зоны, площадью 640 га, а также сведения о проектируемой охранной зоне, предоставленные Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Федерального исследовательского центра "Институт биологии южных морей имени О.А. Ковалевского РАН", не являются достаточным основанием для отображения на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки охранной зоны в границах, площадью более 502 га. Кроме того, согласно представленным сведениям земельный участок N в проектируемую охранную зону не включен.
Отображенные Правилах землепользования и застройки границы и площадь охранной зоны особо охраняемой природной территории не установлены в соответствующем порядке. При этом содержащиеся в текстовой и графических частях Правил землепользования и застройки различные сведения о площади такой охранной зоны также создают правовую неопределенность.
Принятый по вопросам градостроительной деятельности оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия полагает, что оспариваемый акт не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование содержания, носит неопределенный характер.
Доводы апелляционных жалобы и представления основаны на верном толковании норм материального и процессуального права, свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, принимая во внимание, что поскольку оспариваемый в части нормативный акт применялся и реализованы права граждан и организаций, то в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", судебная коллегия полагает, что оспариваемый нормативный акт подлежит признанию недействующим в оспариваемой части с даты принятия настоящего определения.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решениерешение Верховного Суда Республики Крым от 27 мая 2022 г. отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Захарова Евгения Михайловича удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденные решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 марта 2019 г. N 1171, в части включения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в охранную зону особо охраняемой природной территории - Карадагского природного заповедника.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.