Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шадриной Е.В, судей Бутковой Н.А, Пластинина И.В, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело 3а-2/2022 по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Мурманской области о признании недействующими в части решения Совета депутатов города Мурманска от 29 октября 2020 г. N 15-198 "О соучредителе газеты "Вечерний Мурманск" и об утверждении Порядка согласования кандидатуры для назначения на должность главного редактора средства массовой информации - газеты "Вечерний Мурманск" и освобождения от неё по отдельным основаниям", Порядка согласования кандидатуры для назначения на должность главного редактора средства массовой информации - газеты "Вечерний Мурманск", утверждённого решением Совета депутатов города Мурманска от 29 октября 2020 г. N 15-198, по апелляционным жалобам Совета депутатов города Мурманска, муниципального автономного учреждения "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" и главного редактора газеты "Вечерний Мурманск" Хабарова Виктора Алексеевича на решение Мурманского областного суда от 14 июня 2022 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя Совета депутатов города Мурманска Лузанова А.К, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя административного истца Капсамун И.С, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
29 октября 2020 г. Советом депутатов города Мурманска принято решение N 15-198 "О соучредителе газеты "Вечерний Мурманск" и об утверждении Порядка согласования кандидатуры для назначения на должность главного редактора средства массовой информации - газеты "Вечерний Мурманск" и освобождения от неё по отдельным основаниям" (далее - Решение N 15-198), пунктом 1 которого установлено, что Совет депутатов города Мурманска выступает соучредителем официального печатного издания органов местного самоуправления города Мурманска - средства массовой информации - газеты "Вечерний Мурманск".
В пункте 4.1 Решения N 15-198 указано, что кандидатура для возложения исполнения обязанностей по должности главного редактора редакции средства массовой информации - газеты "Вечерний Мурманск" в случае, когда должность является вакантной, подлежит согласованию в порядке, предусмотренном пунктом 4 данного решения.
Пунктом 4 Решения N 15-198 утвержден Порядок согласования кандидатуры для назначения на должность главного редактора редакции средства массовой информации - газеты "Вечерний Мурманск" и освобождения от нее по отдельным основаниям (далее - Порядок), пунктом 1 которого предусмотрено, что в соответствии с уставом редакции средства массовой информации - газеты "Вечерний Мурманск" главный редактор редакции средства массовой информации - газеты "Вечерний Мурманск" назначается на должность и освобождается от неё в случае прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 и пунктом 2 части 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, правовым актом администрации города Мурманска по согласованию с Советом депутатов города Мурманска.
Согласно пункту 2 Порядка Глава администрации города Мурманска вносит на рассмотрение Совета депутатов города Мурманска предложение о кандидатуре для назначения на должность главного редактора редакции средства массовой информации - газеты "Вечерний Мурманск" и освобождения от неё в случае прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 и пунктом 2 части 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации.
Первый заместитель прокурора Мурманской области обратился в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими пункты 4.1 Решения N 15-198 и пункты 1, 2 Порядка, ссылаясь на их противоречие Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закону Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", а также Трудовому кодексу Российской Федерации, вопреки требованиям которых данные нормы наделают представительный орган муниципального образования не относящимися к его компетенции полномочиями; допускают вмешательство в деятельность исполнительно-распорядительного органа муниципального образования; устанавливают дополнительные условия, не предусмотренные федеральным законодательством, для назначения и освобождения от должности главного редактора газеты.
Решением Мурманского областного суда от 14 июня 2022 г. административный иск удовлетворён, оспариваемые положения признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционных жалобах административный ответчик Совет депутатов города Мурманска, заинтересованные лица муниципальное автономное учреждение (далее - МАУ) "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" и главный редактор газеты "Вечерний Мурманск" Хабаров В.А. просят об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, и принятии по делу нового судебного акт об отказе удовлетворении административных исковых требований.
Относительно апелляционных жалоб прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалоб.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев ходатайство МАУ "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" и главный редактор газеты "Вечерний Мурманск" Хабарова В.А, а также их представителя Маниной Т.А. об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью данного представителя в другом судебном заседании, судебная коллегия не усмотрела оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных статьёй 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно Уставу редакции средства массовой информации газеты "Вечерний Мурманск", утверждённому на общем собрании учредителей 8 апреля 2021 г, учредителями средства массовой информации - периодического печатного издания газеты "Вечерний Мурманск" (далее - газета, СМИ) являются администрация города Мурманска, Совет депутатов города Мурманска и МАУ "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" (далее - учредители СМИ, соучредители СМИ) (пункт 1.1); функции и полномочия средства массовой информации - газеты "Вечерний Мурманск" осуществляет МАУ "Редакция газеты "Вечерний Мурманск (далее - учреждение, редакция). Учреждение осуществляет производство, выпуск и распространение средства массовой информации - газеты "Вечерний Мурманск", и в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" на него одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя газеты (пункт 1.2); учреждение создано в соответствии с постановлением администрации города Мурманска от 25 января 2012 г. N 94 "О создании автономного учреждения "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" (пункт 1.3); учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образования город Мурманск. От имени муниципального образования город Мурманск функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация города Мурманска (пункт 1.5); учредитель редакции в том числе имеет право назначать и освобождать от должности главного редактора (пункт 6.1); редакцию возглавляет главный редактор, который одновременно является руководителем учреждения (пункт 8.1).
В Уставе МАУ "Редакция газеты "Вечерний Мурманск", утверждённом постановлением администрации города Мурманска от 25 января 2012 г. N 94, также закреплены положения о том, что учредителем и собственником имущества данного Учреждения является муниципальное образование город Мурманск. От имени муниципального образования город Мурманск функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация города Мурманска (пункт 1.2); учредитель назначает руководителя Учреждения и прекращает его полномочия, заключает и прекращает трудовой договор с руководителем Учреждения (пункты 3.2.10, 3.2.11).
В соответствии с абзацем первым статьи 7 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации и сетевого издания в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления.
В силу пункта 3 части 1, пункта 3 части 3 статьи 6, пункта 6 статьи 9 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" учредителем в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, является муниципальное образование. Полномочия учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в порядке, определяемом местной администрацией, осуществляются органом местного самоуправления. Назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, относится к компетенции учредителя в области управления автономным учреждением.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Основываясь на положениях статей 34, 35, 37, 43, 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которыми установлены пределы и границы деятельности представительного органа местного самоуправления, суд обоснованно пришёл к выводу о том, что федеральным законодательством не предусмотрено полномочие представительного органа, в частности, на согласование назначения на должность главного редактора редакции средства массовой информации - газеты "Вечерний Мурманск" и освобождения от неё в случае прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 и пунктом 2 части 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, а также на согласование кандидатуры для возложения обязанностей по должности главного редактора редакции средства массовой информации - газеты "Вечерний Мурманск" в случае, когда должность является вакантной. Представительный орган местного самоуправления не вправе каким-либо образом участвовать в исполнительно-распорядительных действиях администрации местного самоуправления, а также участвовать в назначении и освобождении от должности руководителей муниципальных учреждений посредством предварительного согласования названного вопроса.
Пунктом 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что помимо оснований, предусмотренных данным кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
Помимо оснований, предусмотренных названным кодексом, включая основания, предусмотренные частью 1 этой же статьи, и другими федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с руководителем организации могут быть иные основания, предусмотренные трудовым договором (пункт 2 части 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации).
Проанализировав приведённые положения Трудового кодекса Российской Федерации суд первой инстанции верно заключил, что ими не установлены какие-либо процедуры, предшествующие расторжению трудового договора с руководителями перечисленных организаций.
При таком положении суд пришёл к правильному выводу о противоречии федеральному законодательству оспариваемых положений, поскольку ими незаконно расширен круг полномочий Совета депутатов города Мурманска.
Доводы апелляционных жалоб являлись правовой позицией административного ответчика и заинтересованных лиц в суде первой инстанции, которая проверена и получила надлежащую правовую оценку в решении суда, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, нарушений норм материального права, которые бы привели к неверному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мурманского областного суда от 14 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Совета депутатов города Мурманск, муниципального автономного учреждения "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" и главного редактора газеты "Вечерний Мурманск" Хабарова Виктора Алексеевича - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.