Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска, департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска на решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 3 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района, действующего в защиту прав неопределённого круга лиц, к администрации города Хабаровска, департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Индустриального района, действующий в защиту прав неопределённого круга лиц, обратился в Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административными исковыми заявлениями к администрации города Хабаровска (далее - Администрация), в которых просил возложить на Администрацию обязанность провести техническую инвентаризацию и паспортизацию автомобильных дорог по пер. Нагорному, пер. Минусинскому, ул. Монтажной, пер. Монтажному, ул. Мариинской, ул. Мадридской, пер. Магаданскому, пер. Ладожскому, пер. Летнему, пер. Кустанайскому в городе Хабаровске, а также обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества указанных выше автомобильных дорог.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверок, проведённых прокуратурой Индустриального района города Хабаровска, было установлено, что расположенные в городе Хабаровске автомобильные дороги по пер. Нагорному, протяжённостью 1, 689 км; по пер. Минусинскому, протяжённостью 0, 236 км; по ул. Монтажной, протяжённостью 0, 979 км; пер. Монтажному, протяжённостью 0, 272 км; ул. Мариинской, протяжённостью 0, 306 км; ул. Мадридской, протяжённостью 0, 344 км; пер. Магаданскому, протяжённостью 0, 068 км; пер. Ладожскому, протяжённостью 0, 175 км; пер. Летнему, протяжённостью 0, 222 км; пер. Кустанайскому, протяжённостью 0, 454 км - фактически являются бесхозяйными. Они не значатся в реестрах федерального имущества и краевого государственного имущества, а также не значатся в реестре муниципального имущества; не включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск"; земельные участки под указанными автомобильными дорогами не сформированы, на кадастровом учёте не стоят; их техническая инвентаризация и паспортизация не проведены; содержание данных автомобильных дорог не осуществляется. Допущенное со стороны Администрации бездействие в вопросах осуществления дорожной деятельности нарушает права и охраняемые законом интересы неопределённого круга лиц.
Определением судьи Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 22 сентября 2021 года административные дела по административным исковым заявлениям прокурора были объединены в одно производство, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечён департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - Департамент).
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 3 декабря 2021 года административные исковые требования прокурора были удовлетворены с возложением на Администрацию обязанностей:
- в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу изготовить технические паспорта на следующие автомобильные дороги в городе Хабаровске: пер. Нагорный, пер. Минусинский, ул. Монтажная, пер. Монтажный, ул. Мариинская, ул. Мадридская, пер. Магаданский, пер. Ладожский, пер. Летний, пер. Кустанайский;
- в течение трёх месяцев со дня изготовления технических паспортов подготовить и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявления и документацию необходимые для принятия на учёт в качестве бесхозяйных недвижимых вещей указанных выше автомобильных дорог в городе Хабаровске.
В удовлетворении административных исковых требований к Департаменту судом первой инстанции было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 марта 2022 года решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 3 декабря 2021 года отменено в части возложения на Администрацию обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу изготовить технические паспорта на автомобильные дороги в городе Хабаровске: пер. Нагорный, пер. Минусинский, ул. Монтажная, пер. Монтажный, ул. Мариинская, ул. Мадридская, пер. Магаданский, пер. Ладожский, пер. Летний, пер. Кустанайский; в указанной части по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
20 июня 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации и Департамента, поданная 6 июня 2022 года через Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи допущенными судами нарушениями норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объёме.
По существу в кассационной жалобе приведены доводы о незаконности судебных актов только в части, касающейся удовлетворённых административных исковых требований.
Помимо прокурора, представители иных участвующих в деле лиц, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 3 декабря 2021 года (в той части, в которой оно было оставлено без изменения судом апелляционной инстанции) и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 марта 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Удовлетворяя заявленные прокурором административные исковые требования, Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края исходил из того, что расположенные в городе Хабаровске автомобильные дороги: пер. Нагорный, пер. Минусинский, ул. Монтажная, пер. Монтажный, ул. Мариинская, ул. Мадридская, пер. Магаданский, пер. Ладожский, пер. Летний, пер. Кустанайский, которые не являются автомобильными дорогами федерального или регионального значения, в нарушение требований действующего законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения не включены, в реестре муниципального имущества не значатся, в связи с чем Администрация, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск", должна обратиться в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке соответствующих автомобильных дорог на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Кроме того, суд первой инстанции указал в решении, что, поскольку согласно подпункту 4 пункта 9 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" к работам по содержанию автомобильных дорог отнесена их паспортизация, Администрация обязана для целей обеспечения безопасности дорожного движения принять меры по изготовлению технических паспортов указанных выше автомобильных дорог.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, согласившись с выводами суда первой инстанции в части наличия оснований для возложения на Администрацию обязанности направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление и документацию, необходимые для принятия на учёт в качестве бесхозяйных недвижимых вещей соответствующих автомобильных дорог, отменила решение суда в части возложения на административного ответчика обязанности по их паспортизации, отказав в удовлетворении соответствующих требований, указав в апелляционном определении, что органом местного самоуправления не допущено незаконного бездействия в данной сфере, поскольку в соответствии с утверждённым Планом-графиком технической инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" на 2020-2024 годы выполнение работ по паспортизации и технической инвентаризации автомобильных дорог по пер. Ладожский, пер. Летний, пер. Кустанайский запланировано провести в 2022 году, по пер. Нагорный, пер. Минусинский, ул. Монтажная, пер. Монтажный, ул. Мариинская, ул. Мадридская, пер. Магаданский - в 2023 году.
Поскольку кассационная жалоба Администрации и Департамента не содержит каких-либо доводов, касающихся несогласия заявителей с обжалуемым апелляционным определением в той части, в которой в удовлетворении административных исковых требований прокурора было отказано, оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности указанной части постановления суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Что касается удовлетворённой части административных исковых требований, то оснований не согласиться с соответствующими выводами судов первой и апелляционной инстанции у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют установленным делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской).
Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей утверждён приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931, пунктом 5 которого предусмотрено, что принятие на такой учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Исходя из указанных правовых норм, Администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом городского округа "Город Хабаровск", уполномочена на подачу заявления о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, в связи с чем необращение административного ответчика в регистрирующий орган с заявлением о принятии перечисленных в решении автомобильных дорог на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у Администрации оснований для постановки на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества автомобильных дорог, находящихся в пределах границ городского округа, является несостоятельным.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) под "автомобильной дорогой" понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу части 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Частью 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусмотрено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счёт средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлечённых в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Пунктом 11.4 "Сеть улиц и дорог" Свода правил СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утверждённого приказом Министерства строительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года N 1034/пр, предусмотрено, что в составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог крупнейших, крупных и больших городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведённой в таблице 11.1.
В данном случае, как верно указали суды нижестоящих инстанций, автомобильные дороги по пер. Нагорный, пер. Минусинский, ул. Монтажная, пер. Монтажный, ул. Мариинская, ул. Мадридская, пер. Магаданский, пер. Ладожский, пер. Летний, пер. Кустанайский в городе Хабаровске в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения не включены, в реестре муниципального имущества городского округа не значатся.
Исходя из положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, после истечения года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт (в случае постановки на учёт линейного объекта - по истечении трёх месяцев) орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В свою очередь, местоположение и границы бесхозяйных автомобильных дорог, а также иные сведения, необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, как следует из части 11 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" подлежат указанию в декларации, обязанность по составлению которой в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 4 марта 2022 года N П/0072 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" возложена на органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находятся бесхозяйные объекты недвижимости.
Таким образом, предусмотренных частью 2 статьи 328 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции (в той части, в которой оно было оставлено без изменения судом апелляционной инстанции) и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 3 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Хабаровска, департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.