Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Благовещенска на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 1 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 14 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора города Благовещенска, поданному в интересах Российской Федерации, а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к администрации города Благовещенска, управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетнёвой С.Н, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности прокурора города Благовещенска, действующий в интересах Российской Федерации, а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации города Благовещенска (далее - Администрация), управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации в котором, с учётом последующего уточнения заявленных требований, просил: признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в необеспечении предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения - водоснабжения жилых домов по ул. Дорожников в с. Плодопитомник; возложить на Администрацию обязанность разработать проектную сметную документацию по надлежащему обеспечению водоснабжения жилых домов по ул. Дорожников в с. Плодопитомник, соответствующего санитарным правилам и гигиеническим нормативам, в срок до сентября 2022 года; возложить на Администрацию обязанность, согласно разработанной и утверждённой проектной сметной документации, обеспечить проведение необходимых мероприятий по строительству и (или) реконструкции (модернизации) существующих и (или) новых объектов в целях подключения к водоснабжению объектов жилищного фонда, определённых к подключению по ул. Дорожников в с. Плодопитомник, в срок до декабря 2022 года.
Определениями судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 28 февраля 2022 года и 11 марта 2022 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Амурские коммунальные системы", комитет по управлению имуществом муниципального образования город Благовещенск и управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 1 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 14 июня 2022 года, административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора города Благовещенска удовлетворено частично: признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в необеспечении предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения - водоснабжения жилых домов по ул. Дорожников с. Плодопитомник г. Благовещенска; на Администрацию возложены обязанности разработать проектно-сметную документацию для надлежащего обеспечения водоснабжения жилых домов по ул. Дорожников с. Плодопитомник г. Благовещенска, соответствующего санитарным правилам и гигиеническим нормативам, в срок до 31 декабря 2022 года, а также обеспечить проведение необходимых мероприятий по строительству новых и модернизации существующих объектов в целях подключения к водоснабжению объектов жилищного фонда по ул. Дорожников с. Плодопитомник г. Благовещенска в срок до 31 октября 2023 года.
5 августа 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 22 июля 2022 года через Благовещенский городской суд Амурской области, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными судами нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Благовещенского городского суда Амурской области от 1 апреля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 14 июня 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Под "водоснабжением", исходя из содержания пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ), понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Пунктами 3, 4, 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Дополнительно пункт 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусматривает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ.
В свою очередь, согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Подпунктом "г" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Из содержания части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статей 4, 31, 33 Устава города Благовещенска, принятого решением Думы города Благовещенска от 26 мая 2005 года N 62/89, следует, что Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Город Благовещенск", наделённым полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе: по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом; по организации в границах городского округа водоснабжения; по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, в ходе проверки, проведённой в 2021 году прокуратурой города Благовещенска по обращениям граждан, проживающих по ул. Дорожников с. Плодопитомник г. Благовещенска, было установлено, что водоснабжение жилых домов, расположенных на указанной улице, осуществляется от водозаборной скважины ВД-06 глубиной 175 м, введённой в эксплуатацию в 1995 году, техническое состояние которой в связи с превышением расчётного срока её эксплуатации не отвечает установленным требованиям, а именно: насосы скважины периодически выходят из строя; скважина имеет низкий дебит по причине изменения уровня подземных вод и кальмотации фильтров; поступающая из скважины вода согласно протоколам исследования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области" от 30 июня 2021 года не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2. Администрация не обеспечивает подвоз воды гражданам, проживающим в домах по ул. Дорожников с. Плодопитомник г. Благовещенска.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой мэру города Благовещенска 14 июля 2021 года вносилось представление, по результатам рассмотрения которого надзорному органу было сообщено, что в рамках инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью "Амурские коммунальные системы" в сфере водоснабжения в 2022 году планируется разработка проектно-сметной документации на строительство повысительной насосной станции для указанного района города, в 2023-2024 годах - строительство распределительных сетей для подключения домов по ул. Дорожников с. Плодопитомник г. Благовещенска к центральному водоснабжению.
Частично удовлетворяя заявленные прокурором административные исковые требования и возлагая на Администрацию обязанность в установленные сроки разработать проектно-сметную документацию для надлежащего обеспечения водоснабжения жилых домов по ул. Дорожников с. Плодопитомник г. Благовещенска, соответствующего санитарным правилам и гигиеническим нормативам, обеспечить проведение необходимых мероприятий по строительству новых и модернизации существующих объектов водоснабжения данных жилых домов, Благовещенский городской суд Амурской области и судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указали в решении и апелляционном определении, что со стороны Администрации не принимается необходимых мер, направленных на обеспечение качественного водоснабжения жителей домов по ул. Дорожников с. Плодопитомник г. Благовещенска, что нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятные условия жизнедеятельности. Допущенное административным ответчиком незаконное бездействие также создаёт угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с прекращением функционирования системы водоснабжения указанных жилых домов.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, а также на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Вопрос обеспечения жителей городского округа водоснабжением надлежащего качества исходя из системного анализа статей 16, 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статей 3, 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ отнесён к вопросам местного значения городского округа, следовательно, поскольку со стороны Администрации не было представлено доказательств обеспечения жителей домов по ул. Дорожников с. Плодопитомник г. Благовещенска качественным водоснабжением, суды нижестоящих инстанций верно указали на допущенное со стороны административного ответчика незаконное бездействие, возложив на него в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ обязанность совершения определённых действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Доводы кассационной жалобы о том, что со стороны Администрации не было допущено указанного судами незаконного бездействия; что в настоящее время пробы воды из скважины, питающей дома по ул. Дорожников с. Плодопитомник г. Благовещенска соответствуют требованиям санитарных норм и правил; что решение суда является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, - не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального права.
В то же время, положениями частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по иной оценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Таким образом, по мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 1 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 14 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Благовещенска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.