Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, в составе судьи Тертишниковой Л.А., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу административного истца общества с ограниченной ответственностью "Мебельгрупп" на определение судьи Новосибирского областного суда от 29 августа 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Мебельгрупп" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Мебельгрупп" обратилось в Новосибирский областной суд с административным иском об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: установлено относительно ориентира - здание по адресу г. "данные изъяты" размере его рыночной стоимости равной 22 000 000 рублей по состоянию на 10 января 2010 года.
Определением судьи Новосибирского областного суда от 29 августа 2022 года отказано в принятии административного искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Не согласившись с указанным определением, ООО "Мебельгрупп" подало частную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное со ссылкой на то, что отказ в принятии административного искового заявления противоречит положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), которым закреплено право юридических лиц на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц. Оспариваемая кадастровая стоимость применялась для целей налогообложения с даты начала ее применения 1 января 2013 года по 31 декабря 2021 года, поэтому установление в отношении земельного участка архивной кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости имеет для административного истца правовое значение в виду наличия возможности на дату обращения административного иска в суд применения результатов оспаривания кадастровой стоимости и пересчета ранее исчисленного земельного налога. При этом возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке согласно статье 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) отсутствует.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья отказывает в принятии административного искового заявления в том числе, в случае, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья исходил из того, что статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ), особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
На территории Новосибирской области такой датой является 1 января 2021 года, что установлено постановлением правительства Новосибирской области от 30 декабря 2020 года N565-п.
Таким образом, с 1 января 2021 года на территории Новосибирской области вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением (ГБУ Новосибирской области "Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации") в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-Ф3. Из представленных материалов следует, что такой порядок истцом соблюден не был.
Суд апелляционной интенции не может согласиться с указанными выводами, как основаниями для отказа в принятии настоящего административного искового заявления.
ООО "Мебельгрупп" с 22 марта 2021 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 54 "данные изъяты"
Из части 1 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ следует, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года.
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ или Законом об оценочной деятельности с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ).
Согласно части 7 той же статьи государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу Федерального закона N 237-ФЗ (1 января 2017 года), и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Законом об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года N535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области", кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 54: "данные изъяты" была установлена в размере 40 876 638 рублей по состоянию на 1 января 2010 года.
При этом из текста указанного постановления следует, что оно было принято в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 28 октября 2021 N 4003 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Новосибирской области, и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Новосибирской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 54: "данные изъяты" определена в размере 25 171 868, 57 рублей по состоянию на 1 января 2021 года. Указанная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2022 года.
Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 54: "данные изъяты", определенная по состоянию на 1 января 2010 года, являлась действующей по 31 декабря 2021 года и стала архивной в связи с внесением в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
В связи с чем, к спорным правоотношениям подлежит применению Закон об оценочной деятельности, а не Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости на территории Новосибирской области с 1 января 2021 года, связанное с переходом к применению статьи 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", положениями которой не предусмотрена возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке, не свидетельствует об отсутствии у административного истца права на ее оспаривание в судебном порядке.
Так, согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", следует, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
В рассматриваемом случае, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 1 января 2010 года, применяется для целей налогообложения с даты начала ее применения по 31 декабря 2021 года, поэтому установление в отношении земельного участка архивной кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости имеет для административного истца правовое значение.
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.
В связи с чем, то обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной и новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости не содержит специальных правил применительно к спорным правоотношениям, не свидетельствует об отсутствии такого права у административного истца. Иной подход означал бы ограничение права административного истца на доступ к правосудию.
При этом, административным истцом соблюден установленный для юридических лиц статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности обязательный досудебный порядок урегулирования спора путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, что подтверждает уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области от 23 августа 2022 года о возращении заявления административного истца.
При таких обстоятельствах, основания для отказа в принятии административного искового заявления ООО "Мебельгрупп" по основаниям указанным в определении, у суда не имелось.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение подлежит отмене, а материал - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 311, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение судьи Новосибирского областного суда от 29 августа 2022 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мебельгрупп" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости направить в Новосибирский областной суд для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Новосибирский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья Л.А. Тертишникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.