Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования М. на вступившие в законную силу решение судьи Железнодорожного районного суда г. Рязани от 4 февраля 2022 года и решение судьи Рязанского областного суда от 19 мая 2022 года, вынесенные в отношении АО "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Морозовой Н.Н. (далее - должностное лицо) от 17 ноября 2021 года, АО "данные изъяты" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Рязани от 4 февраля 2022 года постановление должностного лица от 17 ноября 2021 года, отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решением судьи Рязанского областного суда от 19 мая 2022 года решение судьи Железнодорожного районного суда г. Рязани от 4 февраля 2022 года, оставлено без изменения.
Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования М. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить решение судьи Железнодорожного районного суда г. Рязани от 4 февраля 2022 года и решение судьи Рязанского областного суда от 19 мая 2022 года, дело возвратить на новое рассмотрение в районный суд.
АО "данные изъяты", извещенное о подаче названной жалобы, в установленный срок свои возражения представило, просит состоявшиеся судебные акты оставить без изменения, поданную должностным лицом жалобу, без удовлетворения.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч.2 ст.22 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" N96-ФЗ от 04.05.1999г, инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа (ч.3 ст.22 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Согласно п.2 Приказа Минприроды России от 31.07.2018г. N341 "Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух стационарными источниками", методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2016г. N422 "Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками" и применяющиеся в настоящее время для определения величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ расчетными методами, включаются в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками на основании предоставленных Росприроднадзором и Ростехнадзором сведений, согласно пункту 3 Порядка, утвержденного настоящим приказом.
В соответствии с п.5 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018г. N352, при проведении инвентаризации выбросов: обследуется территория объекта ОНВ, анализируется проектная документация объекта ОНВ, виды деятельности (технологии производства), данные предыдущей инвентаризации выбросов, результаты производственного экологического контроля и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов; определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (далее - источники выделения, ИВ), и выявляются все ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества; систематизируются сведения о пространственном размещении ИЗАВ на объекте ОНВ; изучаются состояние и условия эксплуатации установок очистки газа (далее - газоочистные установки, ГОУ); устанавливаются типы (организованный, неорганизованный), виды (точечный, линейный, площадной), наименование (труба, вентшахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и другие) и геометрические характеристики ИЗАВ (длина, ширина, высота, при наличие устья - вид и размеры устья источника); определяются координаты стационарных ИЗАВ; определяются показатели выбросов, в том числе устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень ЗВ и их концентрации), а также определяются показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса); документируются результаты инвентаризации выбросов.
Перечень выбрасываемых загрязняющих веществ для каждого стационарного источника выбросов, в числе прочего, составляется на основе методик расчета выбросов, включенных в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 10 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух).
Пунктом 15 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016г. N422, допускается применение методики расчета после ее включения в перечень методик расчета.
Согласно п.42 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, в случае изменений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанных с инвентаризацией выбросов, осуществляется корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ.
Как следует из материалов дела, АО "данные изъяты" осуществляет следующие виды деятельности: производство нефтепродуктов; производство промышленных газов; производство прочих основных неорганических химических веществ; производство прочих основных органических химических веществ; производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); сбор, очистка и распределение воды; работы по мониторингу состояния и загрязнения окружающей природной среды; предоставление информации о состоянии и загрязнении окружающей природной среды; испытания и анализ состава и чистоты материалов и веществ, анализ химических и биологических свойств материалов веществ (воздуха, воды, бытовых и производственных отходов, топлива, металла, почвы, химических веществ).
Основанием для привлечения общества к административной ответственности по указанной норме Кодекса послужили обстоятельства, выявленные в ходе проведенной с 4 октября 2021 года по 25 октября 2021 года проверки. В ходе проверки было установлено, что программа производственного экологического контроля, АО "данные изъяты", утвержденная 1 февраля 2019 года, содержит сведения, не отвечающие требованию законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль), проводимый предприятием в соответствии с вышеуказанной программой, не обеспечивает соблюдение требований в области охраны окружающей среды, установленных действующим законодательством.
Проверяя законность постановления должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении общества по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение, судебные инстанции указали на то, что должностным лицом не представлено необходимых сведений, имеющих существенное значение для дела, что не может обеспечить полноту и достоверность имеющихся в деле доказательств.
Несогласие с указанными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых вступивших в законную силу судебных актов не является.
В силу части 4 статьи 1.5 указанного Кодекса, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Кроме того, рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный для данной категории дел, по настоящему делу истек.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Из положений указанных норм следует, что при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о возобновлении производства по делу обсуждаться не может. В этой связи позиция заявителя подлежит отклонению.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Железнодорожного районного суда г. Рязани от 4 февраля 2022 года, решение судьи Рязанского областного суда от 19 мая 2022 года, вынесенные в отношении АО "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования М. без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции псь В.А.Зенин
КОПИЯ ВЕРНА, судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.