Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев жалобу М. на вступившее в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 2 января 2022 года, вынесенное в отношении М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
вступившим в законную силу постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 2 января 2022 года, М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа размером 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем самоконтролируемого выезда с территории РФ в течение пяти дней после дня вступления в силу настоящего постановления.
М. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит постановление судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 2 января 2022 года отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 25июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в силу пункта 1 статьи 5 которого срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что 1 января 2022 года в 6 часов 00 минут у "адрес", установлено лицо без гражданства М, который нарушил режим пребывания в Российской Федерации, выразившийся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечению срока пребывания (с 14 сентября 2021 года), в нарушение требований части 2 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 1 января 2022 года; рапортом от 1 января 2022 года; объяснениями М, в которых он не оспаривал факт того, что после окончания законного срока пребывания не выехал за пределы Российской Федерации, не зарегистрировался по месту жительства, не встал на миграционный учет; справкой СООП от 1 января 2022 года и иными доказательствами, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Действия М. образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения М. к административной ответственности соблюден.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного дополнительного наказания.
Согласно приложенным к жалобе документам, установлено, что 11 января 2022 года М. обратился в УВМ УМВД России по Тамбовской области с заявлением о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.
18 января 2022 года УВМ УМВД России по Тамбовской области в отношении М. принято решение о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, которое было получено им 21 января 2022 года.
Федеральным законом от 24 февраля 2021 года N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства" (далее - Федеральный закон N 22-ФЗ), вступившим в законную силу 24.08.2021, в Федеральный закон N 115-ФЗ внесены изменения, устанавливающие процедуру выдачи временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, подтверждающего личность лица без гражданства и законность его временного пребывания в Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 5.2 Федерального закона N 115-ФЗ временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 5.2 Федерального закона N 115-ФЗ заявление о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после завершения процедуры установления личности лица без гражданства в соответствии со статьей 10.1 данного Федерального закона. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в течение десяти рабочих дней со дня подачи им заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или заявления о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства на 10 лет.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 115-ФЗ временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации является документом, удостоверяющим личность лица без гражданства в Российской Федерации и является основанием для законного пребывания лица на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 3.2 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N 378-0 "По жалобе лица без гражданства К. на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 3.10, частью 1.1 статьи 18.8 и частью 1 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что при разрешении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленные Федеральным законом N 22-ФЗ в отношении пребывания (проживания) лиц без гражданства на территории Российской Федерации правила уже с даты принятия названного Федерального закона не могут не учитываться в контексте части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, в том числе устанавливающей обязательность применения после совершения правонарушения нового закона, устраняющего или смягчающего административную ответственность.
Согласно пункту 8 статьи 5.2 Федерального закона N 115-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет об этом с приложением копии такого решения орган прокуратуры в целях опротестования постановления суда об административном выдворении за пределы Российской Федерации, а также территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов, и должностных лиц.
На основании вышеизложенного, в настоящее время отсутствуют основания для исполнения дополнительного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда с территории РФ.
При таких обстоятельствах, вышестоящий суд приходит к выводу о том, что, постановление судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 2 января 2022 года подлежит изменению путем исключения из него указания о назначении М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 2 января 2022 года, вынесенное в отношении М, 28 апреля 1999 года рождения, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из него указание на назначение М, 28 апреля 1999 года рождения, административного наказания в виде административного выдворения в форме самоконтролируемого выезда с территории РФ в течение пяти дней после дня вступления в силу настоящего постановления.
В остальной части постановление судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 2 января 2022 года оставить без изменения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции В.А. Зенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.