Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев протест заместителя прокурора Ивановской области Р. на вступившее в законную силу постановление судьи Ивановского районного суда Ивановской области от 17 октября 2019 года и решение судьи Ивановского областного суда от 31 октября 2019 года, вынесенные в отношении гражданина Республики Узбекистан Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ивановского районного суда Ивановской области от 17 октября 2019 года Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в принудительной форме.
Решением судьи Ивановского областного суда от 31 октября 2019 года постановление судьи Ивановского районного суда Ивановской области от 17 октября 2019 года оставлено без изменения.
Заместитель прокурора Ивановской области Р. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с протестом, в котором просит указанные судебные акты изменить, путем исключения указания на назначение дополнительного административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушении, по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучив представленные материалы, доводы протеста, судья приходит к следующему.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 25июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в силу пункта 1 статьи 5 которого срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что 15 октября 2019 года в 21 час 50 минут при проверке документов по адресу: "адрес" было выявлено нарушение гражданином Республики Узбекистан Б. режима пребывания на территории Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации в нарушение требований ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 16 октября 2019 года, протоколами об административном задержании Б. от 15 и 16 октября 2019 года, справкой отделения по вопросам миграции МО МВД России "Ивановский" от 15 октября 2019 года о том, что указанный гражданин на миграционном учете в подразделениях УВМ УМВД России не состоит, гражданство Российской Федерации, а равно патент на работу не оформлял, находится незаконно на территории России с 3 сентября 2019 года; справкой из СПО ЦБДУИГ и иными доказательствами, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Действия Б. образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Б. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения Б. к административной ответственности соблюден.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного дополнительного наказания.
Согласно приложенным к протесту документам, установлено, что 28 октября 2021 года Б. обратился в УВМ УМВД России по Ивановской области с заявлением о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.
29 октября 2021 года УВМ УМВД России по Ивановской области в отношении Б. принято решение о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.
Федеральным законом от 24 февраля 2021 года N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства" (далее - Федеральный закон N 22-ФЗ), вступившим в законную силу 24.08.2021, в Федеральный закон N 115-ФЗ внесены изменения, устанавливающие процедуру выдачи временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, подтверждающего личность лица без гражданства и законность его временного пребывания в Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 3.2 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N 378-0 "По жалобе лица без гражданства К. на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 3.10, частью 1.1 статьи 18.8 и частью 1 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что при разрешении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленные Федеральным законом N 22-ФЗ в отношении пребывания (проживания) лиц без гражданства на территории Российской Федерации правила уже с даты принятия названного Федерального закона не могут не учитываться в контексте части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, в том числе устанавливающей обязательность применения после совершения правонарушения нового закона, устраняющего или смягчающего административную ответственность.
На основании пункта 1 статьи 5.2 Федерального закона N 115-ФЗ временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 5.2 Федерального закона N 115-ФЗ заявление о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после завершения процедуры установления личности лица без гражданства в соответствии со статьей 10.1 данного Федерального закона. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в течение десяти рабочих дней со дня подачи им заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или заявления о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства на 10 лет.
Согласно пункту 8 статьи 5.2 Федерального закона N 115-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет об этом с приложением копии такого решения орган прокуратуры в целях опротестования постановления суда об административном выдворении за пределы Российской Федерации, а также территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов, и должностных лиц.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 115-ФЗ документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, является временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, в настоящее время отсутствуют основания для исполнения дополнительного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, вышестоящий суд приходит к выводу о том, что, постановление судьи Ивановского районного суда Ивановской области от 17 октября 2019 года и решение судьи Ивановского областного суда от 31 октября 2019 года подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение Б. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Ивановского районного суда Ивановской области от 17 октября 2019 года, решение судьи Ивановского областного суда от 31 октября 2019 года, вынесенные в отношении Б, 24 мая 1965 года рождения, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из них указание на назначение Б, административного наказания в виде административного выдворения в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Ивановского районного суда Ивановской области от 17 октября 2019 года, решение судьи Ивановского областного суда от 31 октября 2019 года оставить без изменения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции В.А. Зенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.