Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 18 июля 2022 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Хомутовского Д.А. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 23 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 января 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Призывной комиссии Военного комиссариата Кунцевского района г. Москвы об оспаривании решения о призыве на военную службу (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-449/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Хомутовский Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Призывной комиссии Военного комиссариата Кунцевского района г. Москвы от 19 февраля 2021 года об отказе ему в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, мотивируя требование тем, что служба в армии противоречит его пацифистским и морально-этическим убеждениям, оспариваемое решение не мотивировано, принято с нарушением процедуры.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 23 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 января 2022 года, в удовлетворении административного иска Хомутовского Д.А. отказано.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Порядок, право, основания замены военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу регламентированы частью 5 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статьями 2, 3, 10, 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".
Альтернативная гражданская служба согласно статьям 1, 2 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" - это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
В соответствии со статьей 2 названного выше Федерального закона, гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях (пункт 1 статьи 11).
Таким образом, законом устанавливается срок, в течение которого призывник в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право подать заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой.
До начала весеннего призыва может быть подано заявление о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с осеннего призыва, и соответственно, до начала осеннего призыва - заявление о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с весеннего призыва.
Этой же нормой права предусмотрено, что граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
Согласно пункту 1 статьи 25 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ.
Установлено, что Хомутовский Д.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в Военном комиссариате Кунцевского района ЗАО г. Москвы.Хомутовский Д.А. 19 февраля 2021 года обратился с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой со ссылкой на сложившиеся у него пацифистские убеждения.
Решением Призывной комиссии от 29 апреля 2021 года Хомутовский Д.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу ему отказано в связи с нарушением срока подачи заявления, а также в связи с несоответствием характеризующих его документов и других данных доводам заявителя о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Пунктом 4 статьи 12 ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
К таким основаниям закон относит нарушение срока и (или) порядка подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Установив, что заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой было подано призывником с нарушением срока, установленного пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", и уважительных причин пропуска срока, которые могли бы являться основанием для его восстановления, Хомутовский Д.А. не указал, призывная комиссия приняла решение об отказе в такой замене.
Вопреки доводам административного истца о немотивированности отказа призывной комиссии, из оспариваемого решения видно, какие мотивы послужили основанием для его принятия.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 447-О указано, что статья 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом.
Таким образом, смысл правовой позиции в указанном судебном акте сводится к тому, что пропущенный срок подачи заявления о замене военной службы может быть восстановлен судом или иным правоприменительным органом в случае признания причин пропуска уважительными.
Между тем Хомутовским Д.А, пропустившим установленный данной нормой срок для обращения с заявлением о замене военной службы, просьба о его восстановлении не заявлялась, какие-либо доказательства, подтверждающие уважительность пропуска срока ни в призывную комиссию, ни в суд не представлены.
Как было указано, пропуск срока подачи заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу без уважительных причин в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" является самостоятельным достаточным основанием для отказа в ее замене.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что после поступления 19 февраля 2021 года заявления Хомутовского Д.А. о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу стороной административного ответчика также исследовался вопрос о наличии у него соответствующих убеждений.
Однако наличие у него сложившихся на протяжении длительного времени пацифистских убеждений, которые могли бы, по смыслу закона, являться основанием замены военной службы альтернативной гражданской службой, не подтверждено.
Так, из личного дела призывника следует, что согласно листу изучения призывника Хомутовского Д.А. от 23 января 2014 года, 29 июля 2015 года, 24 января 2018 года, 1 марта 2018 года, 27 февраля 2019 года, 23 июля 2019 года, 5 февраля 2020 года к службе в армии относится положительно (л.д. 74, 136, 137, 146, 148, 156, 157).
В заявлении от 11 сентября 2017 года просил направить на обучение в автомобильную школу ДОСААФ по специальности водитель автомобильного транспорта категории "С", обязался по окончании обучения и получении водительского удостоверения отслужить в Вооруженных Силах РФ по специальности (л.д. 152).
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не соглашается с содержащимися в кассационной жалобе доводами о том, что суд не может оценивать его убеждения.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного истца не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 23 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хомутовского Д.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 сентября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.