Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя заинтересованного лица Пашиной Алены Марковны по доверенности Рыбина Алексея Владимировича на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 22 июля 2022 года (дело N 2а-890/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 4 августа 2022 года (дело N 33а-4268/2022) по административному делу по административному исковому заявлению представителя Русаковой Дарьи Дмитриевны по доверенности Новоселова Алексея Юрьевича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа района Северное Бутово об отмене решения о регистрации кандидата Пашиной Алёны Марковны.
Заслушав доклад судьи ФИО9, выслушав объяснения представителя ФИО4 по доверенности ФИО1, поддержавшего кассационную жалобу, возражения представителя ФИО3 по доверенности ФИО2 и возражения представителя Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Северное Бутово по доверенности ФИО8 относительно доводов кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Половниковой А.А, полагавшей необходимым кассационную жалобу удовлетворить, судебные акты по делу отменить, судебная коллегия по административным делам ФИО5 кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Северное Бутово от ДД.ММ.ГГГГ N на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Северное Бутово (далее по тексту - избирательная комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО4 зарегистрирована кандидатам в депутаты Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово по многомандатному избирательному округу N.
Считая указанное решение незаконным, нарушающим равные права кандидатов, зарегистрированный кандидат в депутаты по тому же избирательному округу ФИО3 обратилась в суд с административным иском об отмене названного решения, мотивируя свои требования тем, что представленные ФИО4 подписные листы не соответствовали образцу подписного листа, утвержденному избирательной комиссией.
Решением Зюзинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение избирательной комиссии признано незаконным и отменено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя ФИО4 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ФИО4 по доверенности ФИО1 просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, нарушение норм процессуального права.
Определением судьи ФИО5 кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит судебные акты подлежащими отмене.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами обеих инстанций.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 представила в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово по многомандатному избирательному округу N, в том числе, подписные листы, содержащие 35 подписей избирателей.
Признавая незаконным и отменяя решение избирательной комиссии о регистрации ФИО4, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что подписные листы N N, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 28 не соответствуют образцу подписного листа, утвержденному избирательной комиссией, в связи с чем, содержащиеся в них 11 подписей избирателей являются недействительными, а оставшееся количество подписей избирателей недостаточно для регистрации ФИО4 в качестве кандидата в депутаты.
С выводом суда согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем, с выводами судов обеих инстанций согласиться нельзя.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти "адрес" и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также иные вопросы проведения выборов в городе Москве, отнесенные федеральным законодательством к ведению "адрес", урегулированы Законом "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Избирательный кодекс "адрес"" (далее по тексту - Избирательный кодекс "адрес").
Согласно пунктам 1, 2 статьи 32 и пункту 1.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения и выдвижения избирательным объединением. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
Частью 1 статьи 31.1 Избирательного кодекса "адрес" предусмотрено, что необходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата (муниципального списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Согласно части 2 статьи 34 Избирательного кодекса "адрес" количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, устанавливается организующей выборы избирательной комиссией на основании данных о численности избирателей в соответствующем одномандатном и (или) многомандатном избирательном округе, указанных в схеме избирательных округов.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления изготавливаются и оформляются по форме, согласно приложению 8 к Федеральному закону (часть 5 статьи 34 Избирательного кодекса "адрес").
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными.
Аналогичные нормы содержаться в пункте 9 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса "адрес".
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность признания подписей избирателей действительными, в случае неточного указания в подписном листе наименования представительного органа муниципального образования, но только при условии, что эти неточности соответствуют образцу.
Согласно пункту 8.1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ на основании форм подписных листов, установленных настоящим Федеральным законом, организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.
Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления согласно приложению 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ предусматривает указание наименования представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Из правового анализа приведенных норм следует, что сведения, утвержденные в соответствии с положениями пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ организующей выборы избирательной комиссией в образце заполнения подписного листа, являются неотъемлемым элементом формы подписного листа, определенной Приложением 8 к упомянутому закону. Несоответствие подписного листа данному образцу прямо указывает на несоответствие такого подписного листа форме подписного листа в целом.
Из материалов дела следует, что решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Северное Бутово от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден образец заполнения подписных листов на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово в части, касающейся наименования представительного органа муниципальное образования - Выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово "11" сентября 2022 года.
Суд признал не соответствующими требованиям названного образца подписные листы N N, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 28, в которых наименование представительного органа муниципального образования указано - Выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово в городе Москве "11" сентября 2022 года.
Однако суды первой и апелляционной инстанций не учли, что в соответствии с Уставом муниципального округа Северное Бутово, принятого решением муниципального Собрания Северное Бутово в городе Москве от ДД.ММ.ГГГГ N, в официальных документах, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального округа, наименования "внутригородское муниципальное образование - муниципальный округ Северное Бутово в городе Москве", "муниципальный округ Северное Бутово в городе Москве" и "муниципальный округ Северное Бутово" равнозначны (часть 1 статьи 1 Устава).
Применительно к части 1 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, данная информация находится в открытом доступе и получена из открытого источника.
Таким образом, наименование представительного органа муниципального образования - Совет депутатов муниципального округа Северное Бутово в городе Москве, указанное в подписных листахN N, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 28, соответствует наименованию представительного органа муниципального образования - Совет депутатов муниципального округа Северное Бутово, указанному в образце подписного лица, утвержденного решением избирательной комиссии.
Принимая во внимание, что судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении норм материального права, которые повлияли на исход рассмотрения административного дела, решение Зюзинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам ФИО5 кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зюзинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска представителя ФИО3 к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа района Северное Бутово об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ N о регистрации ФИО4 Алёны ФИО4 кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово по многомандатному избирательному округу N, отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.