Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К, судей Кисловой Е.А, Шамрай М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Сергея Петровича к УСЗН ЗАО г.Москвы о признании незаконным решения, обязании присвоить звание Ветеран Труда, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Иванова Сергея Петровича на решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 12 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 апреля 2022 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Анненковой К.К, пояснения истца Иванова С.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Иванов С.П, ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд к Управлению социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы с иском о признании незаконным решения от 23 ноября 2020 года об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", взыскании с ответчика в свою пользу судебных расходов в размере 509, 38 руб.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что имеет необходимый трудовой стаж и награды для присвоения звания "Ветеран труда" в виде почетной грамоты, выданной на основании приказа Министра просвещения РСФСР и Министерства сельского хозяйства РСФСР за хорошие показатели, достигнутые во Всероссийском смотре ученических производственных бригад 1974- 1975 г.г, а также почетной грамоты, выданной главным врачом Городской поликлиники N 131 г. Москвы за многолетний и добросовестный труд в системе здравоохранения округа и в связи с юбилеем.
18 ноября 2020 г. он обратился к ответчику с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда", однако 23 ноября 2020 г. в предоставлении указанной государственной услуги ему было отказано, что является незаконным и нарушает его права.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 12 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 апреля 2022 года, в иске отказано.
В кассационной жалобе Иванов С.П. просит отменить вынесенные судебные акты, считает их незаконными, поскольку полагает, что он относится к категории лиц, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, и за которыми сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа (28 лет), учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу представитель третьего лица ОСЗН района Крылатское ЗАО г. Москвы просит оставить её без удовлетворения.
В судебное заседание кассационного суда представитель ответчика УСЗН ЗАО г. Москвы, представитель третьего лица ОСЗН района Крылатское ЗАО г. Москвы, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений третьего лица на жалобу проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при разрешении данного спора не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Иванов С.П. 21 августа 1959 года рождения начал трудовую деятельность 21 апреля 1981 года и имеет необходимый трудовой стаж для присвоения звания "Ветеран труда".
18 ноября 2020 г. Иванов С.П. обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", представив копию трудовой книжки, Почетную грамоту, выданную главным врачом Городской поликлиники N 131 за многолетний и добросовестный труд в системе здравоохранения округа и в связи с юбилеем, Почетную грамоту, выданную Министерством просвещения РСФСР и Министерством сельского хозяйства РСФСР за хорошие показатели, достигнутые во Всероссийском смотре ученических производственных бригад.
Решением УСЗН ЗАО г. Москвы в лице ОСЗН района Крылатское от 23 ноября 2020 г. Иванову С.П. в удовлетворении заявления о присвоении звания "Ветеран труда" было отказано ввиду отсутствия у истца государственных наград или ведомственных знаков отличия в труде, соответствующих требованиям, указанным в статье 7 Федерального закона "О ветеранах" и в Постановлении Правительства Москвы "О присвоении звания Ветеран труда" от 7 июня 2006 года N 443-ПП.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства спора, дав им оценку с применением положений Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда" исходил из отсутствия всех необходимых условий для присвоения такого звания истцу, поскольку представленные им ответчику сведения о награждении почетными грамотами за многолетний и добросовестный труд в системе здравоохранения округа и в связи с юбилеем и хорошие показатели, достигнутые во Всероссийском смотре ученических производственных бригад, не отнесены федеральным и региональным законодательством к знакам отличия в труде, не свидетельствуют о награждении за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации. При этом судебными инстанциями принято во внимание, что начало трудовой деятельности истцом в 1981 году исключает возможность принимая во внимание, в том числе, что истец начал трудовую деятельность 21 апреля 1981 г, в связи с чем представленная им Почетная грамота, которой он награжден в 1976 году, не может рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд, не отраженный в трудовой книжке.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда полагает необходимым согласиться с выводами судебных инстанций, соответствующими установленным по данному делу обстоятельствам, получившим надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы истца о неправильном применении или нарушении судами норм материального права или процессуального права при разрешении спора не свидетельствуют.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы и ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты.
С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
(в ред. Федеральных законов от 27.11.2002 N 158-ФЗ, от 29.12.2015 N 388-ФЗ)
Согласно статье 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (п. 1); лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (п. 2).
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п.1.1).
Из системного толкования положений ст. ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 10, 22 указанного Закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
В соответствии с п. п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
В постановлении Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующем порядок присвоения такого звания (п. п. 2.1, 2.2), указаны категории граждан, аналогичные ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ, а пунктом 3 предусмотрено, что основанием для присвоения звания "Ветеран труда" для лиц, указанных в п. 2.1 Положения, являются следующие документы: о награждении орденами или медалями либо о присвоении почетных званий СССР или Российской Федерации, либо о награждении за продолжительный добросовестный труд нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями руководства органов государственной власти СССР или Российской Федерации; трудовые книжки, справки архивных учреждений и организаций, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин); паспорт или другой документ, удостоверяющий личность обратившегося и его место жительства в городе Москве.
Судами применительно к установленным по данному делу обстоятельствам вышеуказанные нормы права применены правильно, доводы кассатора об обратом не свидетельствуют.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Несогласие кассатора с оценкой, данной судом первой и апелляционной инстанций представленным доказательствам, а также с выводами судов об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 12 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова Сергея Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.