Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Соломко И.И., судей Колесникова А.В. и Раицкого А.Г., при секретаре судебного заседания Бурилове А.И., с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Шеина В.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело
N 2-14/2022 по апелляционной жалобе Петренко В.В, являющегося представителем ответчика Министерства обороны Российской Федерации, на решение Магнитогорского гарнизонного военного суда от 5 мая 2022 г. по иску военного прокурора Чебаркульского гарнизона к указанному министерству и войсковой части 00000 в защиту интересов военнослужащего войсковой части 00001 "данные изъяты" Михно Натальи Игоревны о взыскании невыплаченных денежных средств.
Заслушав доклад председательствующего, окружной военный суд
установил:
решением Магнитогорского гарнизонного военного суда от 5 мая 2022 г. удовлетворен иск военного прокурора Чебаркульского гарнизона в защиту интересов Михно в сфере служебных отношений к Министерству обороны РФ и войсковой части 00000 о взыскании выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач при оказании медицинской помощи гражданам (военнослужащим), у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в размере "данные изъяты", и указанная сумма взыскана с Министерства обороны РФ в пользу истца.
Не согласившись с таким решением, полагая его незаконным и необоснованным, представитель Министерства обороны РФ Петренко В.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит судебное постановление отменить и вынести новое - об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы, ее автор, проводя свой собственный анализ действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, указал на неверное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права. По мнению автора жалобы, истец не имеет права на указанную стимулирующую выплату, поскольку какие-либо изменения, связанные с оказанием медицинской помощи больным COVID-19, в ее должностные обязанности не вносились, дополнительные соглашения с ней не заключались. При этом в медицинском роте войсковой части 00001 отсутствует специальное медицинское оборудование, позволяющее диагностировать и лечить новую коронавирусную инфекцию, выявление которой было возложено на филиал N 1 ФГКУ "354 ВКГ" Минобороны России (г. Челябинск). В то же время контакты истца с военнослужащими и лицами гражданского персонала, имеющими симптомы ОРВИ и COVID-19, проходившими первичный медицинский осмотр в указанном медицинском подразделении, не свидетельствуют о наличии рисков заражения названными инфекционными заболеваниями. Кроме того, по утверждению представителя Петренко, у командира войсковой части 00001 отсутствовали полномочия по установлению временного порядка привлечения медицинских работников к оказанию медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции на территории воинской части.
Далее, автор жалобы, ссылаясь на то, что производство спорной выплаты возложено на ФКУ "ЕРЦ МО РФ" и осуществляется последним в пределах лимитов бюджетных обязательств, которые на момент обращения с иском в суд отсутствовали, делает вывод о том, что Министерство обороны РФ не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В своих возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора Чебаркульского гарнизона "данные изъяты"
Сагдеев Н.М. и истец Михно полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, заслушав прокурора, возражавшего против удовлетворения жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Михно с ДД.ММ.ГГГГ. проходит военную службу по контракту в войсковой части 00001, а с ДД.ММ.ГГГГ в воинских должностях фельдшера приемного отделения (медицинской сортировки и эвакуации) медицинской роты (развертывает 100 госпитальных коек) и ординатора терапевтического отделения госпитального взвода этой же роты.
Данные обстоятельства подтверждаются копиями контрактов о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также выписками из приказов: командира войсковой части 00000 от ДД.ММ.ГГГГ.
N, от ДД.ММ.ГГГГ. N, от ДД.ММ.ГГГГ. N, от ДД.ММ.ГГГГ. N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, а также Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. N "данные изъяты"
Приказом командира войсковой части 00001 от ДД.ММ.ГГГГ N воинская часть с ДД.ММ.ГГГГ отнесена к подразделениям, оказывающим первичную медико-санитарную, специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, скорую медицинскую помощь гражданам (военнослужащим), у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также осуществляющим санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия. Этим же приказом утвержден Перечень подразделений воинской части и должностей, замещение которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время при оказании вышеуказанной медицинской помощи в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. При этом должности фельдшера и ординатора медицинской роты включены в указанный Перечень "данные изъяты"
Из сообщения руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц за период с января по ДД.ММ.ГГГГ включительно составляет
"данные изъяты" "данные изъяты"
Согласно приказу командира войсковой части 00000 от ДД.ММ.ГГГГ N Михно за сложность выполняемых задач при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам (военнослужащим), у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, установлено к выплате за фактически отработанное время в ДД.ММ.ГГГГ как ординатору: ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты", за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты", за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты", за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты", за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты", за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты", за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты", за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты". и как фельдшеру за май этого же года - "данные изъяты" а всего - "данные изъяты".
Сведения об оказании медицинской помощи в войсковой части 00001 и фактическое время работы Михно с гражданами (военнослужащими), у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицами из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за ДД.ММ.ГГГГ, подтверждаются письменными сообщениями врио начальника военно-медицинского управления ЦВО от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" Перминова и врио командира войсковой части 00001 "данные изъяты" Брайловского, а также копиями медицинских документов и табелей учета времени.
Из материалов прокурорской проверки, проведенной по заявлению Михно помощником военного прокурора Чебаркульского гарнизона старшим лейтенантом юстиции Сагдеевым в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в ходе данного надзорного мероприятия нашли свое подтверждение обстоятельства участия заявительницы в оказании медицинской помощи гражданам (военнослужащим), у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако, командованием войсковой части 00000 и ФКУ "ЕРЦ МО РФ" выплата стимулирующего характера, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 29 августа 2020 г. N 1312 за участие в вышеуказанных мероприятиях, не произведена по причине отсутствия лимитов бюджетных обязательств на эти цели.
Обстоятельство невыплаты Михно причитающихся ей денежных средств подтверждается копиями представления военного прокурора Чебаркульского гарнизона об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ, сообщения по результатам прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ, сообщений руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также расчетными листками истца "данные изъяты"
Удовлетворяя иск, гарнизонный военный суд исходил из того, что Михно, исполняя обязанности в особых условиях, по должности, входящей в Перечень должностей, замещение которых предоставляет право на стимулирующую выплату за сложность выполняемых задач, фактически участвовала в оказании медицинской помощи гражданам (военнослужащим), у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, ввиду чего имеет право на указанную спорную
выплату.
Такое решение суд апелляционной инстанции находит правильным.
Так, в соответствии с п. 1, 2 и 34 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предостав-лении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Оно состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат. При этом кроме выплат, предусмотренных настоящей статьей, Президент РФ и (или) Правительство РФ могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.
Приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 г. N 727 установлено, что денежное довольствие военнослужащим выплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счет в банке ФКУ "ЕРЦ МО РФ" или иными финансово-экономическими органами Министерства обороны Российской Федерации.
Как следует из п.п. "ж" и "з" п. 1 Постановления Правительства РФ от 29 августа 2020 г. N 1312, действовавшего в период спорных правоотношений, медицинским работникам, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, за сложность выполняемых задач в
2020 г. установлена выплата стимулирующего характера в следующем размере среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 г. по данным Федеральной службы государственной статистики:
- врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам), а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами, и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, - 100 процентов;
- среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, - 50 процентов.
Порядок и условия осуществления выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утверждены приказом Министра обороны РФ от 15 октября 2020 г. N 537 (далее - Порядок).
Согласно данного Порядка выплата стимулирующего характера осуществляется на основании приказов командиров воинских частей, с указанием воинских должностей, периодов фактического исполнения обязанностей военнослужащими по оказанию медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
При установлении размера выплаты стимулирующего характера военнослужащим за основу принимается стоимость одного часа исполнения обязанностей военной службы в условиях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции, которая определяется путем деления среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за девять месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики на месячную норму рабочего времени в месяце осуществления выплаты стимулирующего характера с последующим умножением стоимости одного часа исполнения указанных обязанностей на фактическое количество часов исполнения обязанностей военной службы в указанных условиях в отчетном периоде. Принятое к расчету количество неполных часов в месяце осуществления выплаты стимулирующего характера подлежит округлению до целого часа в сторону увеличения.
Системный анализ вышеприведенных норм права и содержание исследованных в судебном заседании названных фактических данных, указывают на то, что вопреки доводам жалобы об обратном, обстоятельства, имеющие значение для дела гарнизонным военным судом определены правильно. Судом установлено, что Михно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в составе медицинской роты войсковой части 00001 принимала активное участие в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам (военнослужащим), у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. В связи с чем, суд апелляционной инстанции констатирует, что истец имеет право на выплату стимулирующего характера за сложность выполняемых задач в указанный период при исполнении обязанностей военной службы в воинской должности ординатора в размере 100 процентов суммы среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Челябинской области за девять месяцев ДД.ММ.ГГГГ, а на должности фельдшера - в размере 50 процентов этой суммы.
При этом расчет фактически отработанного времени Михно, а также размера подлежащей выплаты стимулирующего характера за указанный период произведены верно, последний составляет "данные изъяты". и ответчиками не оспаривается.
Утверждение автора жалобы об отсутствии у командира войсковой части 00001 соответствующих полномочий по установлению временного порядка привлечения подчиненного ему медицинского персонала, в том числе истца, к оказанию медицинской помощи по диагностике и лечению новой
коронавирусной инфекции COVID-19 в медицинских подразделениях воинской части, является необоснованным, поскольку опровергается сведениями из военно-медицинского управления ЦВО, материалами прокурорской проверки, в ходе которой проверялся на соответствие действующему законодательству не отмененный в настоящее время приказ командира войсковой части 00001 от ДД.ММ.ГГГГ. N, которым установлен перечень подразделений воинской части и воинских должностей, замещение которых дает право на установление выплат стимулирующего характера.
Довод автора жалобы о том, что Министерство обороны РФ не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным, поскольку производство спорной выплаты возложено указанным органом исполнительной власти на свое структурное подразделение ФКУ "ЕРЦ МО РФ", за которым он осуществляет контроль, при этом Министр обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ и реализацию возложенных на него полномочий, в том числе по обеспечению военнослужащих денежным довольствием. Отсутствие лимитов бюджетных средств на производство Михно выплаты стимулирующего характера, при установленном судом факте исполнения ею обязанностей по оказанию медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, не может отменять право истца на ее получение.
При таких обстоятельствах окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в том числе по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
определил:
решение Магнитогорского гарнизонного военного суда от 5 мая 2022 г. по иску военного прокурора Чебаркульского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации и войсковой части 00000 в защиту интересов Михно Натальи Игоревны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Петренко В.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Магнитогорский гарнизонный военный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 сентября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.