Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Коробенко Э.В, судей: Килярова М.Х. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 7 февраля 2022 г, которым майору запаса Дегтяреву Ивану Владимировичу отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий начальника контрольно-пропускного пункта " "данные изъяты"" Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области, связанных с отказом в предоставлении дополнительных суток отдыха.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения административного истца Дегтярева И.В. в обоснование доводов поданной жалобы и представителя административных ответчиков - Канчукова И.А, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Дегтярев И.В. проходил военную службу в Пограничном управлении ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области:
- с 1 марта 2019 г. по 8 августа 2021 г. на должности начальника отделения пограничного контроля контрольно-пропускного пункта (далее - КПП) " "данные изъяты"";
- с 9 августа 2021 г. по 27 мая 2022 г. на аналогичной воинской должности на КПП " "данные изъяты"".
C 16 по 21 августа 2021 г. Дегтяреву И.В. была предоставлена оставшаяся часть основного отпуска за 2020 год.
24 сентября 2021 г. Дегтярев И.В. обратился с рапортом к начальнику КПП " "данные изъяты"" о предоставлении ему дополнительных суток отдыха за привлечение в 2020 году к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, право на которые у него возникло в период службы на КПП " "данные изъяты"".
В удовлетворении этого рапорта начальником КПП " "данные изъяты"" отказано со ссылкой на то, что реализация Дегтяревым И.В. права на дополнительные сутки отдыха была возможна в течение текущего года и в следующем году в случае присоединения к основному отпуску за текущий год, предоставленном в следующем году, о чем проинформирован административный истец письмом от 21 октября 2021 г.
Дегтярев И.В, оспорив в суде данный отказ, просил обязать начальника КПП " "данные изъяты"" предоставить ему положенные дополнительные сутки отдыха за 2020 год.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции Дегтярев И.В. приводит доводы, общий смысл которых сводится к следующему. Поскольку часть его основного отпуска за 2020 год была перенесена на 2021 год, он имел право на использование дополнительных суток отдыха за 2020 год в следующем году, то есть до 31 декабря 2021 г..Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г..N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", предусмотрено три равноправных варианта реализации дополнительных суток отдыха. При этом военнослужащий вправе использовать эти сутки как отдельно, так и в любом их сочетании по своему усмотрению в течение всего года со дня возникновения у него такого права. Так, первый вариант предусматривает право на использование дополнительных суток в другие дни недели, второй вариант - в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения суток отдыха, а третий - в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска. Второй и третий варианты имеют временную привязку к основному отпуску. Первый вариант такой привязки не имеет, в связи с чем является наиболее универсальным и используется без предоставления основного отпуска, о чем он и просил в своем рапорте, поданном на имя начальника КПП " "данные изъяты"". При этом общая продолжительность ежегодного основного отпуска с учетом дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно. Ввиду того, что длительность его основного отпуска за 2020 год составляла 60 суток, у него не имелось законных оснований присоединять к отпуску дополнительные сутки отдыха в 2020 году.
Поэтому он имел право на использование положенных дополнительных суток в 2021 году.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Порядок предоставления и реализации военнослужащими права на отдых закреплен в специальных нормах законодательства и подзаконных нормативных правовых актах, регламентирующих статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) установлено, что общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, перечисленных в пункте 3 этой же статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы (далее - Положение).
Согласно Приложению N 2 к Положению учет времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего. Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", предусмотренные пунктами 1 и 3 ст. 11 Закона дополнительные сутки (дополнительное время) отдыха предоставляются военнослужащим с учетом положений ст. 219 - 221, 234 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, ст. 29 Положения, а также с учетом требований, изложенных в Порядке учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (Приложение N 2 к Положению). При этом дополнительные сутки (дополнительное время) отдыха предоставляются: в другие дни недели, в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха, в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска.
Исходя из названных положений предусмотрены следующие сроки (периоды) предоставления дополнительных суток (дополнительного времени) отдыха: в другие дни недели, в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха, в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска. При этом общая продолжительность ежегодного основного отпуска с учетом дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.
О желании использования дополнительных суток отдыха или дополнительного времени отдыха, в случае их непредоставления после привлечения к названным выше мероприятиям, в другие дни недели или в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха или в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска, военнослужащий должен заявить путем обращения к командованию с соответствующим рапортом (пункт 3 Приложения N 2 к Положению).
Следовательно, исходя из положений приведенных правовых норм, военнослужащие вправе реализовать свое право на отдых путем использования дополнительных суток отдыха в том году, когда возникло право на предоставление дополнительных суток (дополнительного времени) отдыха: в другие дни недели до дня начала основного отпуска за текущий год, то есть непосредственно после возникновения права на такие сутки отдыха; в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха. В случае переноса отпуска или его части на следующий год право на предоставление дополнительных суток отдыха может быть реализовано в таком же порядке.
При этом право на дополнительные сутки отдыха не носит накопительный характер, реализуется ежегодно на основании волеизъявления военнослужащего, в том числе посредством увеличения продолжительности основного отпуска, предоставляемого ежегодно в порядке, установленном пунктом 5 ст. 11 Закона, который при этом по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, может быть предоставлен им по частям, но в этом случае не более 60 суток.
По делу установлено, что Дегтярев И.В. в 2020 году привлекался к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.
С целью предоставления Дегтяреву И.В. основного отпуска за 2020 год начальником Пограничного управления издавались следующие приказы:
-от 2 мая 2020 г. N242-ЛС - часть основного отпуска продолжительностью 20 суток с 10 апреля 2020 г.;
-от 2 ноября 2020 г.- часть основного отпуска продолжительностью 55 суток с 1 ноября 2020 г.;
-от 4 марта 2021 г. N132-ЛС - продлен основной отпуск в связи с заболеванием на 8 суток с 11 декабря 2020 г, на 14 суток с 19 декабря 2020 г, на 8 суток с 2 января 2021 г. и на 10 суток с 10 января 2021 г.;
-от 29 марта 2021 г. N161-ЛС внесены изменения в приказ от 4 марта 2021 г. N132-ЛС в части, касающейся продления основного отпуска за 2020 год, - продлен отпуск в связи с заболеванием на 28 суток с 15 декабря 2020 г. и на 12 суток с 13 января 2021 г.;
-от 16 июля 2021 г. N422-ЛС - продлен отпуск в связи с заболеванием на 15 суток с 17 июля 2021 г.;
-от 18 августа 2021 г. N523-ЛС - продлен отпуск в связи с заболеванием на 6 суток с 16 августа 2021 г.
Исходя из этого, административным истцом по состоянию на 22 августа 2021 г. основной отпуск за 2020 год продолжительностью более 60 суток был полностью использован, при этом данный факт им не оспаривался.
Между тем при подаче рапортов на отпуск Дегтярев И.В. о предоставлении дополнительных суток отдыха за привлечение его в 2020 году к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени не заявлял. С соответствующим рапортом он обратился лишь 24 сентября 2021 г.
Так как административный истец поставил вопрос о предоставлении дополнительных суток отдыха за 2020 год лишь в 2021 году - по истечении последней части отпуска за 2020 год, вывод гарнизонного военного суда о правомерности отказа начальника КПП " "данные изъяты"" в предоставлении ему дополнительных суток отдыха за этот год является правильным.
Следует признать необоснованным утверждение в жалобе о том, что Дегтярев И.В. вправе был использовать оспариваемые дополнительные сутки отдыха до 31 декабря 2021 г, поскольку он не изъявлял желания на их присоединение к части основного отпуска, предоставленного ему, как в 2020 году, так и в оставшейся части в 2021 году.
Что касается выводов административного истца, сделанных им исходя из собственного анализа норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, то они является ошибочными.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Астраханского гарнизонного военного суда от 7 февраля 2022 г. по административному исковому заявлению Дегтярева Ивана Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 сентября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.