Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е, при помощнике судьи Плаксине Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 18 мая 2022 г, которым отказано в удовлетворении заявленных подполковником Вороновым Алексеем Анатольевичем требований о признании незаконным действий командующего войсками Южного военного округа (далее - ЮВО), командира войсковой части N, связанных с увольнением истца с военной службы и проведением приема-передачи им дел и должности
.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, объяснения административного истца Воронова А.А. в обоснование доводов жалобы, представителя командующего войсками ЮВО - Фролова А.А, командира войсковой части N подполковника Чулюкина И.А, возражавших относительно доводов жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры ЮВО майора юстиции Понедельник А.В, полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Воронов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными и отменить:
приказ командующего войсками ЮВО от 17 февраля 2022 г. N 30 л/с в части увольнения его с военной службы без обеспечения жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства;
приказ командира войсковой части N от 20 апреля 2022 г. N 343 о назначении комиссии для приема-передачи им дел и должности.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы указывает, что законодатель не делит военнослужащих на пожелавших получить жилые помещения по месту службы и по избранному месту жительства. Поскольку он не обеспечен жильем и своего согласия на увольнение без обеспечения жильем не давал, то не мог быть уволен с военной службы.
Административный истец ссылается на то, что контракт о прохождении военной службы был им заключен до 1 января 1998 г, в связи с чем он подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". При этом его проживание в служебной квартире не свидетельствует об обеспечении жилым помещением в установленном законом порядке.
Воронов А.А. считает, что гарантированная возможность после увольнения с военной службы пользоваться служебным жилым помещением до обеспечения его и членов его семьи жильем на общих основаниях по избранному после увольнения месту жительства противоречит действующему законодательству, поскольку увольнение с военной службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что командир войсковой части N, издавая приказ от 20 апреля 2022 г. N 343 о назначении комиссии для приема-передачи им дел и должности, действовал в рамках представленных ему полномочий, является необоснованным, поскольку это должностное лицо не исключало его из списков личного состава воинской части, а назначение названной комиссии повлекло существенное нарушение его прав, выразившихся в невыплате ему денежного довольствия в полном объеме. Поскольку приказ об освобождении его от занимаемой воинской должности соответствующим должностным лицом не издавался, то у командира войсковой части N не имелось оснований как для инициирования процедуры сдачи занимаемой им должности, так и для издания приказа о сдаче им дел и должности.
В письменных возражениях командир войсковой части N просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Данная норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, применяется к военнослужащим, состоящим на жилищном учете, в зависимости от основания их увольнения и обеспеченности жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
В силу пункта 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы по состоянию здоровья без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из пункта 18 ст. 15.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что не подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений или денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений граждане, уволенные с военной службы, и (или) члены их семей, до снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 48 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", исходя из положений абзаца четырнадцатого п. 1 статьи 15, абзаца второго п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы при разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства.
Из приведенных положений следует, что препятствий для увольнения военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по месту военной службы, не имеется, поскольку за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства.
Из материалов дела следует, что Воронов А.А. первый контракт о прохождении военной службы заключил до 1 января 1998 г, общая продолжительность его военной службы составляет более 33 лет.
Как следует из акта проверки фактического распределения жилого фонда военного городка N 2 войсковой части N N 306 от 17 декабря 2021 г, Воронов А.А. совместно с членами своей семьи с 2001 года проживает в служебном жилом помещении по адресу: "адрес" (общей площадью 57.5 кв. м).
Решением начальника территориального отдела "Краснодарский" филиала "Южный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел филиала ФГАУ "Росжилкомплекс") от 19 февраля 2021 г. N 09-22/19 Воронов А.А. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях составом семьи из 5 человек (он, супруга и трое дочерей) для получения жилого помещения в г. Москве.
В судебном заседании суда первой инстанции командир войсковой части N пояснил, что Воронова А.А. имеет право пользоваться вышеуказанным служебным жилым помещением до обеспечения его жильем по избранному месту жительства в г. Москве. Указанное обстоятельство также подтверждается сообщением начальника отдела филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 17 мая 2022 г. N 09-11/1147.
В соответствии с приказом командующего войсками ЮВО от 17 февраля 2022 г. N 30 Воронов А.А. уволен с военной службы по возрасту.
Приказом командующего войсками ЮВО от 16 мая 2022 г. N 218 вышеуказанный приказ от 17 февраля 2022 г. N 30 изложен в новой редакции, согласно которому Воронов А.А. уволен с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограничено годным к военной службе.
Воронов А.А. составом семьи 5 человек в период с 23 мая 2001 г. по настоящее время проживает в служебном жилом помещении по адресу: "адрес" которое соответствует установленной норме (10 кв. м. учетная норма по г. Тихорецку). При этом он оплачивает коммунальные услуги и в период службы ему командованием предлагалось оформить необходимые документы и заключить с филиалом ФГАУ "Росжилкомплекс" договор найма служебного жилого помещения (жилищный договор). Однако им это не было сделано в связи с желанием быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма в г. Москве. С учетом этого суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что административный истец обеспечен по месту службы служебным жилым помещением.
Нахождение занимаемого Вороновым А.А. служебного жилого помещения в закрытом военном городке в "адрес" в данном случае не свидетельствует о его необеспеченности жильем по месту прохождения военной службы, в связи с чем препятствий для его увольнения не имелось.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу об отсутствии препятствий для увольнения Воронова А.А. с военной службы и законности приказа командующего войсками Южного военного округа от 17 февраля 2022 г. N 30, поскольку по месту службы истец обеспечен служебным жилым помещением и в связи с увольнением с военной службы признан нуждающимся в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства в г. Москве.
Порядок сдачи дел и должности определен Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также Руководством по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 333.
Согласно статье 90 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации срок приема и сдачи дел и должности другим, кроме указанных в этой статье, должностным лицам определяется старшим командиром (начальником).
Приказом командующего войсками ЮВО от 23 марта 2022 г. N 67 на воинскую должность, ранее занимаемую Вороновым А.А, назначен майор С.А.А.
Как следует из приказа командира войсковой части N от 20 апреля 2022 г. N 343, во исполнение приказа командующего войсками ЮВО от 17 февраля 2022 г. N 30 назначена комиссия в целях качественного и своевременного приема и передачи дел и должности у Воронова А.А.
В соответствии с заключением заместителя начальника арсенала - главного инженера от 22 апреля 2022 г. в связи с отказом Воронова А.А. участвовать в работе комиссии прием-передача дел и должности осуществлена в одностороннем порядке.
При таких данных гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о том, что командир войсковой части N издавая приказ от 20 апреля 2022 г. N 343 во исполнение приказа командующего войсками ЮВО N 67 от 23 марта 2022 г, действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
В пункте 34 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 г. N 727 (далее - Порядок), предусмотрено, что военнослужащим по контракту ежемесячные дополнительные выплаты выплачиваются со дня вступления в исполнение обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности (сдачи дел и должности).
Следовательно, до дня освобождения от должности в установленном порядке уполномоченным должностным лицом военнослужащий имеет право на получение денежного довольствия в порядке и размерах, предусмотренных по занимаемой должности.
Поскольку Воронов А.А. от воинской должности в установленном порядке не освобождался, то не имелось правовых оснований для невыплаты ему до исключения его из списков личного состава воинской части денежного довольствия без учета установленных ранее ежемесячных надбавок.
Вместе с тем требование Воронова А.А. о выплате ему ежемесячных дополнительных выплат (надбавок) в данном деле не рассматривалось. В связи с этим является необоснованным довод административного истца о том, что назначение названной комиссии повлекло нарушение его прав, выразившихся в невыплате ему денежного довольствия в полном объеме.
Поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 18 мая 2022 г. по административному исковому заявлению Воронова Алексея Анатольевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 августа 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.