Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей Гришина С.В. и Килярова М.Х, при помощнике судьи Туалиеве И.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 28 июня 2022 г, которым отказано в удовлетворении требований проходящего военную службу по контракту старшего сержанта запаса Залибекова Салавата Залибековича о признании незаконными действий начальника филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ"Росжилкомплекс"), связанных с отказом в предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) с учетом дополнительной общей площади жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника территориального отделения "Ставропольский" ФГАУ"Росжилкомплекс" от 11 июня 2021 г. N ТО-69/04 за ЗалибековымС.З. признано право на дополнительную площадь жилого помещения в связи с наличием у его дочери П.С., 2009 года рождения, заболевания, предусмотренного Перечнем, утвержденным приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 г. N 991н.
На основании решений начальника филиала "Южный" ФГАУ"Росжилкомплекс" от 17марта 2022 г. N 59 и от 6 апреля 2022 г. N 169 из вышеуказанного решения начальника территориального отделения исключено указание о наличии у административного истца права на предоставление дополнительной общей площади жилого помещения и ему произведен расчет жилищной субсидии без учета данного права.
Полагая свои пава нарушенными, Залибеков С.З. обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил решения начальника филиала "Южный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 17марта 2022 г. N 59 и от 6 апреля 2022 г. N 169 признать незаконными и обязать произвести расчет жилищной субсидии с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы указывает на то, что его дочь П.С. является ребенком-инвалидом с кодом заболевания "данные изъяты", которое согласно приказу Минздрава России от 30 ноября 2021 г. N 991н предоставляет право на дополнительную общую площадь жилого помещения. При этом вывод суда о том, что данное право реализуется только при предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а не жилищной субсидии, является ошибочным. Податель жалобы утверждает, что предоставление жилищной субсидии является формой обеспечения жилым помещением по договору социального найма. При этом реализация права на дополнительную общую площадь жилого помещения не может зависеть от формы его реализации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и поданных на нее возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
По делу установлено, что приказом командира N отдельной мотострелковой бригады от 13 марта 2021 г. N 17 Залибеков С.З, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, уволен по состоянию здоровья в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограничено годным к военной службе, а приказом командира войсковой части N от 13 марта 2021 г. N 58 он исключен из списков личного состава воинской части с 25 марта 2021 г.
Из заявления административного истца о признании нуждающимся в жилом помещении, поданного 27января 2021 г. формой обеспечения жилым помещением им избрана жилищная субсидия.
Решениями начальника территориального отдела "Ставропольский" ФГАУ"Росжилкомплекс" от 27 февраля 2021 г. N ТО-69/07 и от 11 июня 2021 г. NТО-69/04 ЗалибековС.З. с составом семьи шесть человек принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Из справок Бюро N N ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан" Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10 октября 2016 г. N N и ГБУ Республики Дагестан " "данные изъяты"" от 24 января 2021 г. следует, что дочь административного истца П.С., 9 сентября 2009 г. рождения, является ребенком-инвалидом, имеющим заболевание, которое входит в утвержденный приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 г. N 991н перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Платежным поручением от 25 апреля 2022 г. подтверждается, что жилищная субсидия выплачена административному истцу в сумме, установленной решением начальника филиала "Южный" ФГАУ"Росжилкомплекс" от 6 апреля 2022 г. N 169, то есть без учета дополнительной общей площади жилого помещения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, предусмотренные названным Законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей, к которым относятся в том числе лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им жилых помещений по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 этого же Закона, в пункте 2 которой установлен перечень лиц, имеющих право на дополнительную общую площадь жилого помещения.
В соответствии с пунктом 5 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил, увеличивается на 15 кв. метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Из материалов дела видно, что ЗалибековаС.З. ни к одной из этих категорий не относится.
Вместе с тем согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Как указывалось выше, установленный пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" перечень лиц, имеющих право на дополнительную общую площадь жилого помещения, является исчерпывающим, и в нем члены семьи военнослужащего, имеющие инвалидность и заболевания, включенные в соответствующий перечень, дающий право на получение дополнительной площади жилья, не поименованы.
Норма об установлении круга лиц, имеющих право на дополнительную жилую площадь в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих", неоднократно проверялась на предмет ее соответствия положениям Конституции Российской Федерации.
Так, в пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 50-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Восточно-Сибирского окружного военного суда о проверке конституционности пункта 8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" суд, не усмотрев нарушений в не включении в расчет размера субсидий, предоставляемых военнослужащим, права на дополнительную жилую площадь членов их семей, являющихся инвалидами, указал, что необходимость предоставления инвалидам - членам семей военнослужащих дополнительной жилой площади в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих" связана с расширением круга получателей льгот, что относится к исключительной компетенции законодателя, а не суда.
В то же время вышеназванные Правила расчета жилищной субсидии не предусматривают включение в расчет размера такой субсидии права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного статьей17 Федерального закона "Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что права и законные интересы ЗалибековаС.З. действиями административного ответчика не нарушены, а потому обоснованно отказал в удовлетворении его административного иска.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, могли бы повлиять на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 28 июня 2022г. по административному исковому заявлению Залибекова Салавата Залибековича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.