Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Станковой Е.А, судей Колгановой В.М. и Ждановой С.В, при секретаре Антюфеевой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-708/2022 по иску Судаковой Натальи Александровны к об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии и возложении обязанности, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области
на решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 16 мая 2022 года, которым постановлено: исковые требования Судаковой Натальи Александровны удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области от 24 ноября 2021 года N "... " незаконным в части отказа в назначении Судаковой Наталье Александровне досрочной страховой пенсии по старости вследствие невключения в специальный стаж периодов работы с 29 октября 2010 года по 30 сентября 2013 года и с 05 мая 2014 года по 24 ноября 2021 года в должности директора Государственного бюджетного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения".
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области включить Судаковой Наталье Александровне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 29 октября 2010 года по 30 сентября 2013 года и с 05 мая 2014 года по 24 ноября 2021 года в должности директора Государственного бюджетного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения", включая периоды нахождения в командировках: с 23 по 25 ноября 2010 года, с 13 по 17 июня 2011 года, с 12 по 16 сентября 2011 года, с 12 по 19 ноября 2011 года, с 26 ноября 2011 года по 01 декабря 2011 года, с 18 по 20 сентября 2012 года, с 14 по 19 апреля 2013 года, 29 апреля 2013 года, с 11 по 14 сентября 2013 года, с 12 по 14 ноября 2013 года, с 15 по 19 апреля 2014 года, с 01 по 06 июня 2014 года, с 26 по 30 октября 2014 года, с 30 марта 2015 года по 02 апреля 2015 года, с 07 по 09 апреля 2016 года, с 30 по 31 мая 2016 года, с 08 по 10 июня 2016 года, с 09 по 14 июля 2016 года, с 05 по 10 сентября 2016 года, с 17 по 25 сентября 2016 года, с 24 по 29 октября 2016 года, с 16 по 19 ноября 2016 года, 15 по 16 декабря 2016 года, с 21 по 22 марта 2017 года, с 20 по 29 апреля 2017 года, с 19 по 24 июня 2017 года, с 04 по 10 сентября 2017 года, с 16 по 21 октября 2018 года, с 24 по 27 октября 2018 года, с 04 по 09 декабря 2018 года, с 15 по 17 мая 2019 года, с 30 сентября 2019 года по 05 октября 2019 года, с 13 по 18 октября 2019 года.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области назначить Судаковой Наталье Александровне досрочную страховую пенсию по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях в Российской Федерации" с 24 ноября 2021 года.
В удовлетворении иска в части требований о понуждении к включению в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 14 по 19 апреля 2013 года и с 11 по 14 сентября 2013 года Судаковой Н.А. отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
Судакова Н.А. обратилась в суд с иском с учетом уточненных требований к Государственному учреждению - Отделению. Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии.
Требования мотивированы тем, что решением ОПФР по Волгоградской области от 24 ноября 2021 года N 64731/21 ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013г. по причине отсутствия 25 лет специального педагогического стажа, требуемого для определения права назначения страховой пенсии по старости.
В её специальный педагогический стаж не были включены следующие периоды: с 29 октября 2010 года по 30 сентября 2013 года и с 05 мая 2014 года по 24 ноября 2021 года - в должности директора Государственного бюджетного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения"; с 23 по 25 ноября 2010 года, с 13 по 17 июня 2011 года, с 12 по 16 сентября 2011 года, с 12 по 19 ноября 2011 года, с 26 ноября 2011 года по 01 декабря 2011 года, с 18 по 20 сентября 2012 года, с 14 по 19 апреля 2013 года, 29 апреля 2013 года, с 11 по 14 сентября 2013 года, с 12 по 14 ноября 2013 года, с 15 по 19 апреля 2014 года, с 01 по 06 июня 2014 года, с 26 по 30 октября 2014 года, с 30 марта 2015 года по 02 апреля 2015 года, с 07 по 09 апреля 2016 года, с 30 по 31 мая 2016 года, с 08 по 10 июня 2016 года, с 09 по 14 июля 2016 года, с 05 по 10 сентября 2016 года, с 17 по 25 сентября 2016 года, с 24 по 29 октября 2016 года, с 16 по 19 ноября 2016 года, с 15 по 16 декабря 2016 года, с 21 по 22 марта 2017 года, с 20 по 29 апреля 2017 года, с 19 по 24 июня 2017 года, с 04 по 10 сентября 2017 года, с 16 по 21 октября 2018 года, с 24 по 27 октября 2018 года, с 04 по 09 декабря 2018 года, с 15 по 17 мая 2019 года, с 30 сентября 2019 года по 05 октября 2019 года, с 13 по 18 октября 2019 года; данным решением отказано в назначении страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях в Российской Федерации" с 24 ноября 2021 года.
Истец полагала, что решение в указанной части является незаконным, поскольку основано на неправильной оценке её трудовой деятельности и неверном применении норм пенсионного законодательства, что нарушает её конституционное право на пенсионное обеспечение, при этом указала на то, что Государственное бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в психологической и медико-социальной помощи "Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения" осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Лицензией на осуществление образовательной деятельности от 28 июня 2016 года N501 и относится к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.
Работа в должности директора данного образовательного учреждения в соответствии Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 и п. 3, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" соответствует пп. 1, 1.11 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, без учета выработки преподавательской работы в объеме 360 часов в год и подлежит включению в специальный стаж. В периоды временного отсутствия на рабочем месте в связи с нахождением на курсах повышения квалификации и командировках она продолжала находиться в трудовых отношениях с учреждением, за ней сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата, из которой производились отчисления страховых взносов в пенсионный фонд, а потому данные периоды наряду с основной трудовой занятостью в этой должности подлежат включению в специальный стаж. В соответствии с выпиской о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 01 октября 2021 года продолжительность периодов работы, учитываемых для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости, на 31 декабря 2020 года составляла 24 года 4 месяца 23 дня, что предоставляло ей право на досрочное назначение страховой пенсии по состоянию на 24 ноября 2021 года.
Судакова Н.А. просила суд признать решение ОПФР по Волгоградской области от 24 ноября 2021 года N N "... " незаконным в части отказа в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости вследствие невключения в специальный стаж периодов работы с 29 октября 2010 года по 30 сентября 2013 года и с 05 мая 2014 года по 24 ноября 2021 года в должности директора Государственного бюджетного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения" и обязать ответчика включить ей в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, данные периоды работы, включая периоды нахождения в командировках: с 23 по 25 ноября 2010 года, с 13 по 17 июня 2011 года, с 12 по 16 сентября 2011 года, с 12 по 19 ноября 2011 года, с 26 ноября 2011 года по 01 декабря 2011 года, с 18 по 20 сентября 2012 года, 29 апреля 2013 года, с 12 по 14 ноября 2013 года, с 15 по 19 апреля 2014 года, с 01 по 06 июня 2014 года, с 26 по 30 октября 2014 года, с 30 марта 2015 года по 02 апреля 2015 года, с 07 по 09 апреля 2016 года, с 30 по 31 мая 2016 года, с 08 по 10 июня 2016 года, с 09 по 14 июля 2016 года, с 05 по 10 сентября 2016 года, с 17 по 25 сентября 2016 года, с 24 по 29 октября 2016 года, с 16 по 19 ноября 2016 года, 15 по 16 декабря 2016 года, с 21 по 22 марта 2017 года, с 20 по 29 апреля 2017 года, с 19 по 24 июня 2017 года, с 04 по 10 сентября 2017 года, с 16 по 21 октября 2018 года, с 24 по 27 октября 2018 года, с 04 по 09 декабря 2018 года, с 15 по 17 мая 2019 года, с 30 сентября 2019 года по 05 октября 2019 года, с 13 по 18 октября 2019 года; и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14 по 19 апреля 2013 года и с 11 по 14 сентября 2013 года; обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях в Российской Федерации" с 24 ноября 2021 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области ставится вопрос об отмене решения суда в удовлетворенной части требований и принятии в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия полагает, что такие основания к отмене судебного акта в данном случае отсутствуют.
Судом первой инстанции установлено, что Судакова Н.А. осуществляет трудовую деятельность с 27 июля 1992 года, что следует из представленной ею трудовой книжки N "... " и вкладыша в трудовую книжку N "... " и зарегистрирована в системе обязательного государственного пенсионного страхования 22 августа 1997 года.
В 2019 году Судакова Н.А. обращалась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако решением УПФР в Советском районе г. Волгограда от 29 апреля 2019 года N 66746\19 в назначении пенсии ей было отказано. Указанное решение было обжаловано в судебном порядке.
По решению Советского районного суда г. Волгограда от 16 июля 2019 года по делу N2-1634\2019 с учетом апелляционного определения Волгоградского областного суда от 27 февраля 2020 года поименованное выше решение пенсионного органа признано незаконным в части отказа во включении в специальный стаж Судаковой Н.А. периода работы с 01 октября 2013 года по 04 мая 2014 года в должности директора Государственного бюджетного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения", а также в части периодов нахождения на курсах повышения квалификации, имевших место ранее 26 марта 2005 года, и периодов нахождения в командировках, имевших место ранее 22 ноября 2008 года; на пенсионный орган судом возложена обязанность по включению этих периодов в специальный стаж Судаковой Н.А, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Из содержания указанных судебных актов следует, что периоды работы истца с 29 октября 2010 года по 30 сентября 2013 года и с 05 мая 2014 года по 24 ноября 2021 года в должности директора Государственного бюджетного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения" не были включены в специальный стаж в связи с отсутствием в ИЛС застрахованного лица сведений о льготном характере работы истца.
В феврале 2021 года указанное образовательное учреждение предоставило в ПФР по каналам БПИ корректирующие формы СЗВ-СТАЖ корр на работника Судакову Н.А. СНИЛС 002-513-069-82 с указанием за весь спорный период кодировки льготного характера работы "27-ПДРК" в количестве 1 ставки, на основании чего по состоянию на 31 декабря 2020 года выработка специального стажа для назначении досрочной страховой пенсии определилась в количестве 24 лет 4 месяцев 23 дней, что подтверждается выпиской из ИЛС от 01 октября 2021 года.
16 ноября 2021 года Судакова Н.А. повторно обратилась в ОПФР по Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, представив в том числе и корректирующие сведения о специальном стаже работы.
Однако решением ОПФР по Волгоградской области от 24 ноября 2021 года N 64731/21 в назначении досрочной страховой пенсии по старости Судаковой Н.А. было отказано по мотиву отсутствия у неё ко дню обращения 25 лет специального стажа, требуемого для определения права на назначение досрочной страховой пенсии.
Указанным решением истцу зачтено в качестве требуемого специального трудового стажа 15 лет 08 месяцев 18 дней, и не засчитаны периоды работы с 29 октября 2010 года по 30 сентября 2013 года и с 05 мая 2014 года по 24 ноября 2021 года в должности директора Государственного бюджетного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения"; а также отвлечения: с 23 по 25 ноября 2010 года, с 13 по 17 июня 2011 года, с 12 по 16 сентября 2011 года, с 12 по 19 ноября 2011 года, с 26 ноября 2011 года по 01 декабря 2011 года, с 18 по 20 сентября 2012 года, 29 апреля 2013 года, с 12 по 14 ноября 2013 года, с 15 по 19 апреля 2014 года, с 01 по 06 июня 2014 года, с 26 по 30 октября 2014 года, с 30 марта 2015 года по 02 апреля 2015 года, с 07 по 09 апреля 2016 года, с 30 по 31 мая 2016 года, с 08 по 10 июня 2016 года, с 09 по 14 июля 2016 года, с 05 по 10 сентября 2016 года, с 17 по 25 сентября 2016 года, с 24 по 29 октября 2016 года, с 16 по 19 ноября 2016 года, 15 по 16 декабря 2016 года, с 21 по 22 марта 2017 года, с 20 по 29 апреля 2017 года, с 19 по 24 июня 2017 года, с 04 по 10 сентября 2017 года, с 16 по 21 октября 2018 года, с 24 по 27 октября 2018 года, с 04 по 09 декабря 2018 года, с 15 по 17 мая 2019 года, с 30 сентября 2019 года по 05 октября 2019 года, с 13 по 18 октября 2019 года.
Отказ во включении указанных выше периодов трудовой деятельности истца в специальный стаж пенсионный орган мотивировал тем, что в соответствии с п. 8 Правил N 781 истец не подтвердил выработку преподавательской деятельности в количестве не менее 360 часов в год по должности директора ГБУ Волгоградский ППМС-центр, а также наличием в данный период вышеуказанных отвлечений.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца суд первой инстанции указал на то, что у пенсионного органа отсутствовали правовые основания для отказа во включению в специальный стаж работы спорных периодов, решение пенсионного органа основано на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения.
Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда не имеется.
С 01 января 2015 года установление и выплата пенсий регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст. 4 ФЗ N 400-ФЗ).
По общему правилу, установленному ст. 8 настоящего Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи, то есть не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 2002 года, применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Список N 781), и утвержденные этим же Постановлением Правительства РФ Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781).
В целях определения права на страховую пенсию по старости по данному основанию в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом нестраховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.
Такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях, в равной мере распространяется на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Согласно п. 5 настоящих Правил периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Как установлено и не оспаривается участниками процесса, должность истца в рассматриваемые периоды относится к п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка N 781, а учреждение - к п. 1.11 раздела "Наименование учреждений" настоящего Списка.
В данные периоды со стороны Судаковой Н.А. имела место выработка нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), что подтверждено Комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области выдачей справки от 22 марта 2021 г, уточняющей занятость Судаковой Н.А. с 29 октября 2010 года в должности образовательного учреждения, дающей право на досрочное назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как установлено и следует из оценки представленных сторонами и третьим лицом объективных данных, ко дню принятия пенсионным органом решения N 64731/21 от 24 ноября 2021 года вышеупомянутые периоды работы истца в должности директора ГБУ Волгоградский ППМС-центр в системе обязательного пенсионного страхования были закодированы работодателем льготной кодировкой трудовой деятельности "27-ПДРК" в количестве 1 ставки.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда соглашается и с выводом суда первой инстанции в той части в которой он пришел к выводу о необоснованном исключении ответчиком из специального стажа поименованных в решении от 24 ноября 2021 года периодов отвлечений, при этом суд исходил из нашедшего свое объективное подтверждения факта нахождения Судаковой Н.А. в данные периоды в служебных командировках или на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы и отчислением работодателем в данные периоды страховых взносов.
В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрены гарантии при направлении работников в служебные командировки, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение работодателем расходов, связанных со служебной командировкой.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, аналогичная правовая позиция содержалась также в статье 112 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 01 февраля 2002 года.
Следовательно, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
При таких данных суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о включении спорных периодов нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации в специальный стаж истца для назначения страховой пенсии по старости в календарном исчислении наряду с основной занятостью в данной должности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований и включил в специальный стаж периоды отвлечений (командировок), которые не были заявлены истцом не могут быть приняты во внимание к отмене решения суда, т.к. рассмотренные судом требования были заявлены истцом в уточнении к иске, которые имеются на л.д.159-163 т.2.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что у истца отсутствует необходимый специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости убедительными к отмене решения суда не являются. Эти доводы были предметом исследования и им дана судом первой инстанции надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 16 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.