Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н, судей Лушниковой Е.В. и Кудряшовой Р.Г, при секретаре судебного заседания Андреевой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары к Беляеву Александру Александровичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, по налогам, поступившее по апелляционной жалобе Беляева А.А. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Лушниковой Е.В, судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары (далее - ИФНС России по г.Чебоксары) обратилась в суд с иском к Беляеву А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, по налогам в размере 13419, 58 руб.
Требования мотивированы тем, что Беляев А.А. согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре налогоплательщиков с 14.12.2007 г..по 04.04.2019 г..являлся индивидуальным предпринимателем, с 17.09.2021 г..состоит в реестре саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ Беляев А.А. являлся плательщиком страховых взносов. Беляеву А.А. начислены страховые взносы за 2021 год за период с 17.09.2021 г..по 31.12.2021 г, по сроку уплаты - 10.01.2022 г..в общем размере 11 808, 05 руб, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2021 год в размере 9373, 87 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год в размере 2434, 18 руб.
Суммы страховых взносов налогоплательщиком в бюджет не перечислены. В связи с несвоевременной уплатой Беляевым А.А. в установленные законодательством о налогах и сборах сроки страховых взносов налоговым органом в порядке ст. 75 НК РФ начислена сумма пени: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 26.04.2019 г..по 20.05.2019 г..в размере 37, 62 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период с 26.04.2019 г..по 14.05.2019 г..в размере 3, 10 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 21.05.2019 г..по 16.12.2020 г..в размере 820, 19 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период с 15.05.2019 г..по 16.12.2020 г..в размере 197, 12 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 11.01.2022 г..по 12.01.2022 г..в размере 5, 31 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период с 11.01.2022 г..по 12.01.2022 г..в размере 1, 38 руб.
Также Беляев А.А. является плательщиком транспортного налога, так как имеет в собственности транспортное средство - автомобиль марки "данные изъяты", государственный регистрационный знак N, дата регистрации владения 07.07.2017 г, VIN/ИМО N.
Также Беляев А.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц, так как имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: "адрес", кадастровый N, дата регистрации владения 28.03.2014 г.
Беляев А.А. с 31.07.2013 г. по 17.05.2018 г. был зарегистрирован в информационном ресурсе - "личный кабинет налогоплательщика".
ИФНС России по г. Чебоксары направлено Беляеву А.А. налоговое уведомление N 11500959 от 06.07.2019 г. о необходимости уплатить в срок до 02.12.2019 г. транспортный налог с физических лиц за 2018 год в размере 190, 30 руб.; налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 319, 99 руб. В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога с физических лиц, налога на имущество физических лиц Беляеву А.А. начислена сумма пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2017 г. по 17.01.2018 г. в размере 3, 01 руб.; пени по транспортному налогу с физических лиц за период с 03.12.2019 г. по 10.02.2020 г. в размере 2, 80 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за период с 03.12.2019 г. по 10.02.2020 г. в размере 4, 69 руб.; пени по транспортному налогу с физических лиц за период с 11.02.2020 г. по 16.12.2020 г. в размере 9, 70 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за период с 11.02.2020 г. по 16.12.2020 г. в размере 16, 32 руб.
Для добровольной уплаты задолженности налоговым органом Беляеву А.А. были направлены требования N 92709 от 01.07.2019 г. со сроком уплаты до 10.09.2019 г.; N 25324 от 11.02.2020 г. со сроком уплаты до 23.03.2020 г.; N 152864 от 17.12.2020 г. со сроком уплаты до 26.01.2021 г.; N 1268 от 13.01.2022 г. со сроком уплаты до 21.02.2020 г, с предложением уплатить имеющуюся задолженность в установленные в требованиях сроки. В установленные в требованиях сроки сумма задолженности налогоплательщиком в бюджет не перечислена.
Административный истец ИФНС России по г..Чебоксары просит взыскать с административного ответчика Беляева А.А. задолженность в общем размере 13419, 58 руб, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2021 год в размере 9373, 87 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год в размере 2434, 18 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 26.04.2019 г..по 20.05.2019 г..в размере 37, 62 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период с 26.04.2019 г..по 14.05.2019 г..в размере 3, 10 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 21.05.2019 г..по 16.12.2020 г..в размере 820, 19 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период с 15.05.2019 г..по 16.12.2020 г..в размере 197, 12 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 11.01.2022 г..по 12.01.2022 г..в размере 5, 31 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда
обязательного медицинского страхования за период с 11.01.2022 г..по 12.01.2022 г..в размере 1, 38 руб.; транспортный налог с физических лиц за 2018 год в размере 190, 30 руб.; налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 319, 99 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2017 г..по 17.01.2018 г..в размере 3, 01 руб.; пени по транспортному налогу с физических лиц за период с 03.12.2019 г..по 10.02.2020 г..в размере 2, 80 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за период с 03.12.2019 г..по 10.02.2020 г..в размере 4, 69 руб.; пени по транспортному налогу с физических лиц за период с 11.02.2020 г..по 16.12.2020 г..в размере 9, 70 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за период 11.02.2020 г..по 16.12.2020 г..в размере 16, 32 руб.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Чебоксары Ладонина В.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции административные исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в заявлении, просит их удовлетворить.
Административный ответчик
Беляев А.А. своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о причинах неявки не известил.
Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 29 июня 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
Также с Беляева А.А. взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 537 рублей.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Беляев А.А. подала апелляционную жалобу, в которой считает решение незаконным и необоснованным. Указывает, что судом нарушены процессуальные и материальные права, дело рассмотрено без его участия. Также ссылается на то, что административный истец пропустил срок исковой давности.
В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по г.Чебоксары просит решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики оставить без изменения, а апелляционную жалобу Беляева А.А. без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики произведена замена административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары на правопреемника Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее УФНС по ЧР).
Административный ответчик Беляев А.А. извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в суд апелляционной инстанции не явился.
Представитель УФНС по ЧР Михайлов С.Ю. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, возражавшей против доводов жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации, обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П и определении от 4 июля 2002 года N 202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж-пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Беляев А.А. с 14.12.2007 г. по 04.04.2019 г. являлся индивидуальным предпринимателем, с 17.09.2021 г. состоит в реестре саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В силу пункта 3 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 423 Кодекса расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (пункт 2 статьи 423 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 432 Кодекса установлено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, производится ими самостоятельно.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Судом установлено, что Беляеву А.А. начислены страховые взносы за 2021 год за период с 17.09.2021 г. по 31.12.2021 г, по сроку уплаты 10.01.2022 г. в общем размере 11 808, 05 руб, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2021 г. в размере 9373, 87 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 г. в размере 2434, 18 руб. Суммы страховых взносов налогоплательщиком в бюджет не перечислены.
В связи с несвоевременной уплатой Беляевым А.А. в установленные законодательством о налогах и сборах сроки страховых взносов налоговым органом начислена сумма пени: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 26.04.2019 г. по 20.05.2019 г. в размере 37, 62 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период с 26.04.2019 г. по 14.05.2019 г. в размере 3, 10 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 21.05.2019 г. по 16.12.2020 г. в размере 820, 19 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период с 15.05.2019 г. по 16.12.2020 г. в размере 197, 12 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 11.01.2022 г. по 12.01.2022 г. в размере 5, 31 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период с 11.01.2022 г. по 12.01.2022 г. в размере 1, 38 руб.
Также судом первой инстанции установлено, и следует из материалов дела, что ответчик Беляев А.А. имеет в собственности транспортное средство - автомобиль марки "данные изъяты" государственный регистрационный знак "адрес", дата регистрации владения 07.07.2017 г, VIN/ИМО N.
Согласно ст. 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 30 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" транспортный налог устанавливается и вводится в действие с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и обязателен к уплате на территории Чувашской Республики.
Статья 363 Налогового кодекса РФ и ст. 38 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года N 38, N 45 от 18 ноября 2005 года "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" определяют порядок исчисления и сроки уплаты налога, в соответствие с которым налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают сумму транспортного налога, исчисленную по итогам налогового периода, на основании налогового уведомления, не позднее 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющиеся физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Также судом первой инстанции установлено, и следует из материалов дела, что ответчик Беляев А.А. с 28 марта 2014 года имеет в собственности имущество - квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
Пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В связи с тем, что Беляев А.А. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, Инспекция начислила ответчику сумму транспортного налога с физических лиц за 2018 год в размере 190, 30 руб, налог на имущество физических лиц за 2018 год - 319, 99 руб, а также направляла в адрес налогоплательщика налоговые уведомления.
Так, материалы дела свидетельствуют о том, что Инспекция направляла в адрес административного ответчика налоговое уведомление N11500959 от 06.07.2019 об уплате исчисленной суммы налога в срок до 02.12.2019.
В связи с тем, что в установленные законодательством о налогах и сборах сроки административный ответчик не исполнил обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц, инспекция начислила ответчику пени, в том числе:
пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2017 г. по 17.01.2018 г. в размере 3, 01 руб.;
пени по транспортному налогу с физических лиц за период с 03.12.2019 г. по 10.02.2020 г. в размере 2, 80 руб.;
пени по налогу на имущество физических лиц за период с 03.12.2019 г. по 10.02.2020 г. в размере 4, 69 руб.;
пени по транспортному налогу с физических лиц за период с 11.02.2020 г. по 16.12.2020 г. в размере 9, 70 руб.;
пени по налогу на имущество физических лиц за период с 11.02.2020 г. по 16.12.2020 г. в размере 16, 32 руб.
Для добровольной уплаты задолженности Инспекция направляла административному ответчику требования об уплате имеющейся задолженности, в том числе:
N 92709 от 01.07.2019 г. со сроком уплаты до 10.09.2019 г.;
N 25324 от 11.02.2020 г. со сроком уплаты до 23.03.2020 г.;
N 152864 от 17.12.2020 г. со сроком уплаты до 26.01.2021 г.;
N 1268 от 13.01.2022 г. со сроком уплаты до 21.02.2020 г.
В связи с тем, что в установленные в требованиях сроки сумма задолженности в бюджет не перечислена, инспекция обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье судебного участка N 4 Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики. 23 марта 2022 года был выдан судебный приказ, который был отменен определением от 19 апреля 2022 года.
С настоящим иском инспекция обратилась в Ленинский районный суд г. Чебоксары 31 мая 2022 года.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Как указывалось выше, административное исковое заявление поступило в Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики 30 мая 2022 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок, после отмены судебного приказа - 19 апреля 2022 года.
Разрешая заявленные требования, проверив правильность расчета задолженности, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным ответчиком обязательства по уплате налогов, страховых взносов и пени не исполнены, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим иском является несостоятельным и основан на неверном толковании норм права.
Довод апелляционной жалобы о том, что административное дело рассмотрено в его отсутствие, не может быть принят во внимание судебное коллегией, поскольку как следует из материалов дела извещение направлялось Беляеву А.А. заказным письмом по адресу: "адрес", которое было возвращено в суд. Согласно адресной справки УВМ МВД по Чувашской республике Беляев А.А. зарегистрирован по адресу: "адрес".
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от дата N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 46 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ); законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
С учетом изложенного, возвращение в суд не полученного заказного письма с не может быть оценено в качестве ненадлежащего извещения Беляева А.А. о явке в судебное заседание и не препятствовало суду рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения в неотмененной части, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 29 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Беляева А.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий: Т.Н. Евлогиева
Судьи: Е.В. Лушникова
Р.Г. Кудряшова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.