Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - Дзыба З.И, судей - Чотчаева Х.О, Джуккаева А.В, при секретаре судебного заседания Чочуеве М.А-А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело 2а-605/2022 по апелляционной жалобе административного ответчика Управления федеральной налоговой службы России по КЧР на решение Черкесского городского суда КЧР от 01 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Тома М.М. к УФНС России по КЧР о признании бездействия незаконным и обязании возместить ущерб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Чотчаева Х.О, представителя УФНС России по КЧР Кипкеевой Д.Н, действующей по доверенности N 08-13/18687 от 02.09.2022 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тома М.М. обратился в суд к МИФНС России N3 по КЧР с указанным выше иском. В обоснование иска указал, что 16.11.2017г. он был поставлен на учет, в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица. 31.01.2019г. он обратился в МИФНС по месту жительства с заявлением о прекращении деятельности ИП, о чем на руки была выдана расписка в получении документов. Согласно Закона N129-ФЗ налоговый орган снимает предпринимателя с учета в качестве ИП в течение 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Налоговый орган в срок не позднее 07.02.2019г. обязан был осуществить государственную регистрацию либо принять решение об отказе в государственной регистрации о прекращении предпринимательской деятельности. Между тем, налоговым органом продолжалась начисляться задолженность по налогам и сборам. Истец 03.12.2020 г. повторно обратился в МИФНС с заявлением о прекращении деятельности ИП. 29.04.2021г. истец обратился с жалобой на действия МИФНС N3 г. Черкесска, 08.06.2021г. по почте был получен ответ из УФНС по КЧР о прекращении деятельности ИП от 07.02.2020г. об отказе в государственной регистрации.
За период с 31.01.2019г. по 10.12.2020г. по вине сотрудников налогового органа за истцом образовалась задолженность по налогам и сборам, что нарушает его права и законные интересы. Административный истец просил суд признать бездействие МИФНС N3 по КЧР, выразившиеся в уклонении от государственной регистрации прекращения деятельности Тома М.М. по заявлению от 31.01.2019г. незаконным; обязать МИ ФНС N3 по КЧР произвести государственную регистрацию при прекращении с 07.02.2019 г. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и исключить из ЕГРП запись государственной регистрации от 10.12.2020г. о прекращении с 10.12.2020 Тома М.М. деятельности, в качестве ИП; возместить Тома М.М. ущерб, причиненный уклонением от государственной регистрации прекращения деятельности ИП в размере 36 424, 29 руб.
На основании приказа ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-4/479 с 30.08.2021 территориальные налоговые органы республики реорганизованы в форме присоединения к Управлению ФНС России по КЧР.
Протокольным определением в соответствии с ч.1 ст. 44 КАС РФ судом первой инстанции произведена замена МИФНС России N3 на правопреемника УФНС России по КЧР.
В судебном заседании представитель административного истца Кукоева И.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 01 июня 2022 года административные исковые требования Тома М.М. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать ввиду незаконности вынесенного решения. Указывает, что судом не учтено, что Тома М.М. по сведениям ЕГРИП был индивидуальным предпринимателем дважды - с 2008г. по 2011г. и с 2017г. по 2020г. По заявлению Тома М.М. налоговым органом 07.02.2019 года было принято решение об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в связи с указанием неверного ОГРНИП 308091831200010, так как по данному номеру ОГРНИП деятельность Тома М.М. была уже прекращена 24.06.2011 года. Кроме того, Тома были нарушены требования к оформлению документов - в поданном заявлении о прекращении деятельности в качестве ИП в разделе - 2 в поле, состоящем из одного знакоместа, Тома М.М. проставлена цифра "1", что означает его согласие на получение решения налогового органа лично. В связи с тем, что налогоплательщик избрал способ уведомления - "явиться лично", налоговым органом не был направлен ответ на заявление иным способом. Суд при рассмотрении дела не установилимеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства и не дал им надлежащей оценки.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика УФНС России по КЧР Кипкеева Д.Н, действующая по доверенности N 08-13/18687 от 02.09.2022 года полностью поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в жалобе основаниям.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и его представителя, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с п. 1 ст. 22.3 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документа об уплате государственной пошлины.
в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 ст. 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Федерального закона.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1.1 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Форма заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р26001) и требования к оформлению данного заявления содержатся в приложении N 15 и в разделе XVI приложения N 20 к Приказу Федеральной налоговой службы России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@.
Из материалов дела следует, что заявитель состоял на налоговом учете в МИФНС N 3 по КЧР в качестве индивидуального предпринимателя дважды: с 07.11.2008 г. по 24.06.2011 г. и 16.11.2017 г. по 10.12.2020 г.
31 января 2019 г. Тома М.М. обратился в МИФНС по месту жительства с заявлением по форме Р26001 о прекращении деятельности ИП с квитанцией об оплате госпошлины, о чем ему на руки была выдана расписка в получении документов.
07.02.2019 г. на основании поступивших документов регистрирующим органом было принято решение об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в связи с указанием в заявлении неверного ОГРНИП 308091831200010 (не являющегося действующим), дата прекращения деятельности 24.06.2011 г.
Согласно п.4 ст.5 ФЗ N129-ФЗ от 08.08.2001 г. сведения вносятся в государственные реестры на основании документов представленных заявителем при государственной регистрации.
Заявителем были нарушены требования к оформлению документов, утвержденных приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (неверно указан ОГРНИП).
03.12.2020 г. Тома М.М. повторно явился в налоговый орган и подал заявление о прекращении деятельности ИП и указал верный ОГРНИП 317091700018841, в связи с чем налоговым органом было принято решение о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя с 10.12.2020 г.
При этом, при повторном обращении в налоговый орган в заявлении по форме Р26001 заявитель указал адрес своей электронной почты для получения документов по государственной регистрации MARINA. TOMA 1991@MAIL. RU, куда и был направлен ответ.
При первоначальном обращении в налоговый орган 31.01.2019 г. Тома М.М. в своем заявлении Р26001 избрал другой способ уведомления "явиться лично" проставив в разделе 2 цифровое значение "1".
При таких обстоятельствах доводы заявителя и суда первой инстанции о том, что налоговый орган проявил бездействие и, не рассмотрев в установленный законом срок, предусмотренный п.1 ст.8, п.8 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ, заявление о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, не направлял ответ заявителю, судебная коллегия находит не состоятельными, как и доводы по возмещению ущерба в размере 36 424, 29 руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что первоначальное заявление от 31.01.2019 г. по форме не соответствует требованиям действующего законодательства, а потому не могло служить основанием для государственной регистрации прекращения Тома М.М. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, судебная коллегия находит обоснованными.
При таких обстоятельствах, решение МИФНС России по КЧР N 3 от 07.02.2019 г. об отказе в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответствует требованиям закона.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией стороны административного истца о том, что формальное нарушение требований закона к заполнению формы заявления не может препятствовать к совершению регистрационных действий.
По правилам ст. 12, 23 Закона N 129-ФЗ основанием для государственной регистрации юридического лица является надлежащим образом поданное заявление, содержащее всю необходимую достоверную информацию. Нарушение требований закона к оформлению документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию. Заявитель обязан соблюдать требования, предъявляемые к оформлению документов при государственной регистрации юридических лиц, поскольку представляемые сведения Заявителем вносятся в ЕГРЮЛ и они должны быть достоверными.
Решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения, которым в удовлетворении административного иска Тома М.М. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда КЧР от 01.06.2022 года отменить, вынести новое решение.
В удовлетворении административного иска Тома М.М. к Управлению федеральной налоговой службы России по КЧР о признании бездействия незаконным, выразившегося в уклонении от государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Тома М.М, и обязании возместить ущерб, - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.