Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Жолудовой Т.В, Пильгановой В.М, при секретаре Джемгирове М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе УСЗН ЮВАО города Москвы на решение Люблинского районного суда города Москвы от 11 апреля 2022 года, которым постановлено:
исковые требования Емельяновой... к Управлению социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы о признании многодетной семьей, отмене решения об отказе в присвоении статуса многодетной семьи, обязании присвоить статус многодетной семьи - удовлетворить, признать незаконным и отменить решение УСЗН ЮВАО города Москвы ОСЗН района Печатники города Москвы от 12 января 2021 года N 0704000267406, признать Емельянову.., паспортные данные, Емельянова.., паспортные данные, Емельянова.., паспортные данные, Емельянова.., паспортные данные и Емельянова.., паспортные данные, многодетной семьей, обязав Управление социальной защиты населения ЮВАО города Москвы в лице ОСЗН района Печатники города Москвы присвоить указанной семье льготный статус многодетной и выдать Емельяновой... Удостоверение многодетной семьи города Москвы,
УСТАНОВИЛА:
Емельянова М.В. 16.08.2021 направила в Басманный районный суд города Москвы иск Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - адрес Москвы), в котором с учетом уточнения требования в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 87) просила о признании ее семьи многодетной, решения УСЗН ЮВАО г. Москвы в лице Отдела по району Печатники от 12.01.2021 незаконным, обязании рассмотреть вопрос о предоставлении статуса многодетной семьи, мотивируя обращение тем, что ее семья, имеющая троих детей, постоянно проживает в городе Москве, 22.12.2020 обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги "Присвоение (продление) льготного статуса многодетной семьи города Москвы", однако в ее предоставлении было отказано ввиду того, что такая услуга предоставляется гражданам, имеющим место жительства в городе Москве, в то время как семья истца в городе Москве по месту жительства не зарегистрирована; решение об отказе в предоставлении государственной услуги истец полагает незаконным, поскольку само по себе отсутствие регистрации органами регистрационного учета не может служить основанием для отказа в реализации прав и свобод гражданина, что нарушает права истца и ее семьи на получение гарантий, льгот и компенсаций, предоставляемых многодетным семьям в городе Москве.
Определением суда от 06.12.2021 произведена замена ненадлежащего ответчика ДТСЗН г. Москвы на надлежащего - Управление социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы (далее - УСЗН ЮАО г. Москвы) и дело передано по подсудности в Люблинский районный суд города Москвы (л.д. 113-114) и принято к его производству (л.д. 118).
В судебном заседании истец требования поддержала, представитель ответчика иск не признала, третье лицо Емельянов Б.Е, привлеченное к участию в деле определением суда от 22.02.2022 (л.д. 118), в судебное заседание не явился.
11.04.2021 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик УСЗН СВАО г. Москвы по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Чагоровой Е.О.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика УСЗН ЮВАО г. Москвы по доверенности Чагорова Е.О. доводы апелляционной жалобы поддержала, истец Емельянова М.В. против удовлетворения жалобы возражала, третье лицо Емельянов Б.Е... в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 175, 177).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Емельянова М.В, паспортные данные, с 30.04.2009 состоит в зарегистрированном браке с Емельяновым Б.Е, паспортные данные, которые являются родителями Емельянова В.Б, паспортные данные, Емельянова Е.Б, паспортные данные, и Емельянова О.Б, паспортные данные (л.д. 22-25).
Согласно единому жилищному документу Емельяновы временно зарегистрированы по адресу: адрес с 02.11.2020 по 14.10.2021, с 01.11.2021 по 25.10.2022 (л.д. 50-61, 103-106); 01.09.2021 между наймодателем указанного жилого помещения и Емельяновым Б.Е. заключен договор найма жилого помещения на срок по 01.09.2022 (л.д. 92-95); Емельянов Б.Е. постоянно зарегистрирован в адрес.
Несовершеннолетний Емельянов В.Б, паспортные данные, прикреплен на медицинское обслуживание в ГБУЗ "ДГП N 61 ДЗМ" филиал N 1 с 07.06.2012, а Емельянов Е.Б, паспортные данные, и Емельянов О.Б, паспортные данные, - с рождения (л.д. 27-31), также они являются обучающимися и воспитанниками ГБОУ г. Москвы Школа N 1524 (л.д. 32, 33, 88-90).
Емельяновы М.В, Б.Е. являются работниками ООО "Онлайнопт", зарегистрированном в г. Москве (л.д. 34-39, 91).
22.12.2020 Емельянова М.В. через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги "Присвоение (продление) льготного статуса многодетной семьи города Москвы" и решением ОСЗН адрес от 12.01.2021 в оказании услуги отказано на основании п. 1 Порядка присвоения (продления) льготного статуса многодетной семьи города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10.11.2020 N 1924-ПП, поскольку не подтверждено место жительства родителей и детей в городе Москве (л.д. 46-49).
В ответе ОЗСН адрес от 09.11.2021 указано, что Емельянов Б.Е. на учете в управлении не состоит и мерами социальной поддержки многодетной семьи не пользуется (л.д. 107).
Разрешая заявленные требования с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законом города Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", Постановлениями Правительства Москвы от 03.07.2012 N 301-ПП в редакции, действовавшей в спорный период, и от 10.11.2020 N 1924-ПП "О присвоении (продлении) льготного статуса многодетной семьи города Москвы и внесении изменений в правовые акты города Москвы", ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пришел к обоснованному выводу об их удовлетворении, поскольку федеральным законодательством не установлено ограничений для реализации гарантий многодетным семьям по регистрации граждан органами регистрационного учета по месту жительства, а меры социальной поддержки многодетным семьям в объеме федерального регулирования гарантируются всем гражданам Российской Федерации по месту их жительства, т.е. в том субъекте Российской Федерации, на территории которого они постоянно или преимущественно проживают, в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами соответствующего субъекта, установленные с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.
Так, Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен правительствам субъектов Российской Федерации поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей дополнительных меры социальной поддержки за счет собственных средств.
Дополнительные меры социальной поддержки, устанавливаемые в городе Москве как субъекте Российской Федерации в порядке статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" многодетным семьям также в силу общих конституционных принципов недопустимости дискриминации (ст. 19 Конституции РФ) гарантируются всем лицам, относящимся к категории многодетных семей, постоянно проживающих на территории города Москвы как субъекта Российской Федерации.
Законом города Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" определены меры социальной поддержки семей с детьми (единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные выплаты; оказание натуральной помощи; предоставление льгот; организация социального обслуживания), а также категории получателей мер социальной поддержки, в том числе многодетные семьи; указанным законом предусмотрено, что его действие распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве, при этом место жительства устанавливается по данным органов регистрационного учета (ст. 1), а финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством города Москвы (ст. 37).
Условием присвоения (продления) льготного статуса многодетной семьи города Москвы является место жительства в городе Москве согласно п. 1 Порядка присвоения (продления) льготного статуса многодетной семьи города Москвы, утвержденного Постановление Правительства Москвы от 10.11.2020 N 1924-ПП.
В ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Из анализа положений статей 2 и 3 указанного Закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Учитывая установленные по делу обстоятельства о фактическом проживании многодетной семьи Емельяновой М.В. в городе Москве, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, а также учитывает, что указанная многодетная семья не является получателем соответствующих социальных гарантий и льгот в другом субъекте Российской Федерации - адрес.
В апелляционной жалобе ответчик УСЗН ЮВАО г. Москвы ссылается на те же доводы, что в решении от 12.01.2021, указывая на отсутствие правовых оснований для выдачи истцу удостоверения многодетной семьи, поскольку истец и члены ее семьи не имеют регистрации по месту жительства в городе Москве; указанные доводы основанием для отмены решения суда не являются, поскольку не опровергают выводы суда о праве истца с учетом установленных по делу обстоятельств на получение соответствующего удостоверения и предоставления на его основании мер социальной поддержки многодетной семьи, а довод ответчика о том, что Емельянова М.В. имеет место жительства в адрес не нашел своего подтверждения, поскольку согласно сведения паспорта истца 19.12.2019 она снята с учета по месту жительства в адрес и поставлена на такой учет в городе Москве и 14.04.2020 с учета по месту жительства также снята.
Иных доводов к отмене судебного решения апелляционная жалоба ответчика не содержит, иными лицами, участвующими в деле, решение суда не обжалуется, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в поданной апелляционной жалобе.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены верно, доводы апелляционной жалобы УСЗН ЮВАО города Москвы не содержат правовых оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люблинского районного суда города Москвы от 11 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН ЮВАО города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.