Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В, при помощнике судьи Анцифирове В.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Зелчс О.И. на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 18 августа 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Зелчс... к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 УФСИН по Республике Мордовия", ФКУ ЦНТЛ ФСИН России об установлении факта трудовых отношений, включении периода работы в выслугу лет для назначения пенсии - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Зелчс О.И. 16.11.2020 направила в Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия иск к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 УФСИН по Республике Мордовия" (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН по Республике Мордовия), Федеральному казенному учреждению "Центральная нормативно-техническая лаборатория Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУ ЦНТЛ ФСИН России) об установлении факта трудовых отношений между истцом и Учреждением ЖХ-385/2 ГУИН МВД России с 16.05.1994 по 14.08.1996, обязании ФКУ ЦНТЛ ФСИН России включить в выслугу лет для назначения пенсии указанный период работы, мотивируя обращение тем, что в спорный период работала в Учреждении ЖХ-385/2 ГУИН МВД России учеником намеловщицы, контролером технического отдела, с 16.08.1996 по 24.07.2018 проходила службу в уголовно-исполнительной системе, однако при определении продолжительности выслуги лет для назначения пенсии в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системе указанный период в такой стаж не включен в связи с отсутствием трудовых отношений, что истец полагает незаконным, нарушающим ее права.
Определением суда от 23.12.2020 дело передано для дальнейшего рассмотрения по подсудности в Замоскворецкий районный суд города Москвы (л.д. 82-83) и принято к его производству определением от 05.02.2021 (л.д. 116).
В судебном заседании истец требования поддержала, представитель ответчика ФКУ ЦНТЛ ФСИН России иск не признал, ответчик ФКУ ИК-2 УФСИН по Республике Мордовия в судебное заседание не явился.
18.08.2021 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Зелчс О.И. по доводам своей апелляционной жалобы, поданной в суд 21.09.2021.
В заседании судебной коллегии истец Зелчс О.И. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель ответчика ФКУ ЦНТЛ ФСИН России по доверенности Винникова В.С. против ее удовлетворения возражала, ответчик ФКУ ИК-2 УФСИН по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения по доводам поданной апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из трудовой книжки, Зелчс О.И, паспортные данные, проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы с 16.08.1996 (принята стажером по должности младшего инспектора роты охраны Учреждения ЖХ-385/2 ГУИН МВД России) и 24.07.2018 уволена из ФКУ ЦНТЛ ФСИН России в звании майора внутренней службы с должности главного специалиста группы организации сельхозпроизводства в учреждениях УИС по п. "в" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) на основании приказа от 18.06.2018 N 203-лс с выслугой лет в календарном исчислении 21 год 02 месяца 06 дней (без учета обучения), в льготном - 34 года 05 месяцев 05 дней согласно послужному списку (л.д. 18-21), записям в дубликате трудовой книжки (л.д. 22-24).
Согласно ответу УФСИН России по г. Москве Зелчс О.И. состоит на учете в отделе обеспечения и получает пенсию за выслугу лет с 24.07.2018 на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", при этом размер пенсии исчислен из выслуги 34 года в льготном исчислении в максимальном размере 85% от денежного довольствия и составляет сумма (л.д. 148-152).
В дубликате трудовой книжки Зелчс О.И. имеется запись о работе в Учреждении ЖХ-385/2 ГУИН МВД России в должности контролера отдела технического контроля с 16.05.1994 на основании трудового соглашения N 92 и по 14.08.1996, когда она перемещена на должность младшего начальствующего состава согласно приказу N 29л/с от 14.08.1996 (л.д. 22об), при этом согласно трудовому соглашению с начальником цеха Ефимовым А.П, утвержденному начальником ИТК-2 16.05.1994, истец принята на работу учеником намеловщицы (л.д. 12), такие же сведения указаны в послужном списке (л.д. 19), в лицевом счете рабочего и служащего за 1994-1996 годы указано о должности Зелчс О.И. "уч.контролера" (л.д. 9-11), а приказ N 29л/с от 14.08.1996 не содержит записи об увольнении, а является приказом о назначении на должность стажером по должности младшего инспектора роты охраны Учреждения ЖХ-385/2 ГУИН МВД России с освобождением от "ученика настильщицы з/цеха" (л.д. 8, 25), также в архивных справках УФСИН России по Республике Мордовия указано, что в штатном расписании Учреждения ЖХ-385/2 ГУИН МВД России в 1994-1996 годах должности ученика намеловщицы, ученика контролера и контролера отдела технического контроля не значатся, а Учреждение ЖХ-385/2 ГУИН МВД России преобразовано приказом ФСИН России от 18.01.2005 N 2 в УФСИН России по Республике Мордовия (л.д. 8об), кроме того, в спорный период с 16.05.1994 по 14.08.1996 истец с 11.07.1994 по 06.03.1993 находилась в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет (л.д. 27).
Также из ответа УФСИН России по Республике Мордовия от 23.06.2021 следует, что в период работы с 16.05.1994 по 14.08.1996 Зелчс О.И. не была наделена функционалом по исполнению наказаний по приговору суда в отношении осужденных к лишению свободы, не была аттестованным сотрудником, не имела специального звания; должностной инструкции по должности "контролер отдела технического контроля" предусмотрено не было, так как данная должность не входила в штатное расписание Учреждения ЖХ-385/2 ГУИН МВД России, в послужном списке Зелчс О.И. информация о трудовой деятельности в должности "контролер отдела технического контроля" отсутствует, в делах с приказами по личному составу вышеуказанного Учреждения за 1994 год записи о ее приеме на работу и приказ от 16.05.1994 не значатся, а в настоящее время функциональные обязанности по должности "контролер отдела технического контроля" включают в себя осуществление входного контроля комплектующих изделий, контроль качества готовой продукции с целью выявления производственного брака, документальное оформление результатов контроля (л.д. 134-136).
Разрешая требования об установлении факта трудовых отношений между истцом и Учреждением ЖХ-385/2 ГУИН МВД России с 16.05.1994 по 14.08.1996 с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных письменных доказательств, объяснений сторон, руководствуясь положениями Трудового кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в иске в этой части, поскольку факты, имеющие юридическое значение, в том числе факт трудовых отношений, в судебном порядке в силу ст. 265 ГПК РФ устанавливаются только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов, в то время как факт трудовых отношений между Учреждением ЖХ-385/2 ГУИН МВД России и Зелчс О.И. подтвержден как записями в трудовой книжке и послужном списке, так и архивными документами, в связи с чем не требует его установления в судебном порядке, в связи с чем ссылка истца на положения ч. 3 ст. 19.1 Трудового кодекса РФ о том, что неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений, не влияет на выводы суда.
Рассматривая требования Зелчс О.И. об обязании ФКУ ЦНТЛ ФСИН России включить в выслугу лет для назначения пенсии период работы с 16.05.1994 по 14.08.1996, суд первой инстанции правильно применил положения Законов РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", учел правовые позиции, изложенные в Определении Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 3335-О, и обоснованно исходил из того, что оснований полагать, что в спорный период, работая в Учреждении ЖХ-385/2 ГУИН МВД России учеником намеловщицы (или настильщицы з/цеха) или контролером отдела технического контроля (или его учеником) истец выполняла функции, связанные с исполнением наказания в виде лишения свободы, что является условием для включения в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет, не имеется, такая пенсия назначена и выплачивается истцу в максимальном размере, определенным исходя из положений ст.ст. 14, 43 Закона
РФ от 12.02.1993 N 4468-1, и большая продолжительность периода службы в органах уголовно-исполнительной системы на размер выплачиваемой пенсии, который ограничен 85%, не повлияет.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что в период службы ей выплачивалась надбавка за выслугу лет без учета указанного периода, не влекут отмену судебного решения, поскольку получаемое истцом до увольнения 24.07.2018 со службы денежное довольствие предметом спора не является, учитывая, что ею заявлены требования о включении спорного периода в выслугу лет для назначения пенсии, что и рассмотрено судом с учетом положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
Более того, согласно ответу УФСИН России по г. Москве от 30.07.2021 (л.д. 148-152) пенсия исчислена Зелчс О.И. на основании положений ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, согласно которой для исчисления пенсии за выслугу лет учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, при этом на момент увольнения истца размер ежемесячной надбавки или процентной надбавки за выслугу лет (стаж службы) истца составлял размер 30%, которая в силу п. 7 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Положения об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 43, устанавливается при календарном стаже службы (выслуге лет) от 20 до 25 лет, в связи с чем указанные истцом в апелляционной жалобе доводы также не свидетельствуют о нарушении ее прав, влекущем судебную защиту.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено; доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 18 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зелчс О.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.