Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Лобовой Л.В., судей Климовой С.В., Дегтеревой О.В., при помощнике судьи Анцифирове В.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Калужина Б. З.на решение Мещанского районного суда города Москвы от 14 декабря 2021 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-9270/2021), которым постановлено:
Исковые требования Калужина Б.З. к Военному комиссариату города Москвы об обязании признать незаконным отказ в выдаче удостоверения, обязании выдать удостоверение - оставить без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
Истец Калужин Б.З. обратился в суд с иском к ответчику Военному комиссариату города Москвы, в котором просил признать незаконным отказ Военного комиссариата города Москвы в выдаче удостоверения, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, выразившийся в письме от 08.07.2021 года N АГ-430745/98/3; обязать ответчика выдать удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием и обеспечить получение соответствующих льгот и компенсаций, гарантируемых Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В обоснование заявленных требований истец указал, что является участником ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1986 году, что подтверждается удостоверением перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием серии
А N 047980 от 24.02.1999 года. Указанное удостоверение выдано на основании свидетельства о болезни N 872 от 23.11.1998 года, ранее выданного удостоверения серии А N 286190 и решения Военного суда Московского гарнизона от 16.02.1999 года. С 2013 года истец не получает льготы и компенсации, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку ответом Военного комиссариата города Москвы от 31.01.2013 года N АГ-430745/3, удостоверение признано недействительным. 26.06.2021 года истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения, однако 08.07.2021 года получил отказ, который полагает незаконным.
Истец Калужин Б.З, его представитель Халявин Р.В. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Тарасов Р.Е. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав истца Калужина Б.З, представителя ответчика по доверенности Тарасова Р.Е, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1980 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Согласно ч. 4, 5 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военно-врачебная экспертиза проводится, в частности, в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).
Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, изъявивших желание заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призываемых на военные сборы (проходящих военные сборы), поступающих на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123 было утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, которое действовало до 01 января 2014 года.
Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы были предусмотрены в пункте 41 указанного Положения.
Так, в соответствии с подп. "а" данного пункта, если увечье получено гражданином при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма". Если же заболевание получено в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то в силу подпункта "г" этого же пункта причинная связь устанавливается с формулировкой "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС".
Формулировки причин инвалидности, которые применяются Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержатся в разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 N 17 "Об определении федеральными государственными учреждениями службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности".
Как следует из п. 7 вышеназванного Разъяснения, если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой "военная травма".
Причинная связь заболевания и инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п. п. 9 - 12 Разъяснения от 15 апреля 2003 г. N 17 с иными формулировками, например "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, действующим законодательством формулировки причин инвалидности разграничены в зависимости от основания, с которым связано повреждение здоровья.
Судом установлено, что 26.06.2021 года истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения, однако 08.07.2021 года получил ответ
N АГ-430745/98/3, в котором указано об отсутствии оснований для выдачи удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, со ссылкой на заключение военно-врачебной комиссии от 14.11.2011 года, которым не установления причинная связь заболеваний с радиационным воздействием, а также с исполнением служебных обязанностей по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Из материалов дела следует, что Калужин Б.З. с 1983 года по 2012 год проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации с общей выслугой 28 лет и 7 месяцев.
В послужном списке личного дела Калужина Б.З. указано, что он в период с 30.06.1986 года по 29.07.1986 года выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии в 30-ти километровой зоне Чернобыльской АЭС.
Из заключения военно-врачебной комиссии Главного военного клинического госпиталя внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.11.1998 г. N 872 следует, что заболевания Калужина Б.З. в 1998 году были получены при исполнении обязанностей военной службы, в связи с аварией на ЧАЭС.
Ответчик, посчитав, что военно-врачебной комиссия не установилапричинно-следственную связь заболеваний истца с радиационным воздействием, отказал истцу в выдаче удостоверения, что послужило основанием для обращения Калужина Б.З. в гарнизонный суд с исковым заявлением.
Решением военного суда Московского гарнизона от 16.02.1999 года на военный комиссариат города Москвы была возложена обязанность выдать Калужину Б.З. удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом.
В соответствии с указанным решением военным комиссариатом города Москвы истцу выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом серия А N 047980 от 24.02.1999 года.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии Военной-медицинской академии от 14.11.2011 года (свидетельство о болезни N 1253 от 24.01.2012 года утверждено Центральной ВВК) причинная связь заболеваний истца
Калужина Б.З. с радиационным воздействием на момент увольнения с военной службы не установлена. В соответствии с указанным заключением от 14.01.2011 года заболевание истца получено в период военной службы.
Аналогичная формулировка имеется в заключении МСЭ от 21.03.2012 года и 22.03.2013 года при установлении истцу второй и третьей группы инвалидности (до марта 2013 и до марта 2014 гг.).
Исходя из указанного, суд пришел к выводу, что истец не относился к категории граждан, определенных в п. 1 или 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что отказ Военного комиссариата города Москвы от 08.07.2021 года N АГ-430745/98/3 в выдаче удостоверения, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием является законным, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы истца основаны на ошибочном толковании норм Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и аналогичны позиции истца, изложенной в иске, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего трудового законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом при разрешении спора не допущено. Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 14 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Калужина Б.З. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.