Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В., и судей фио, фио
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бухаревым И.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, гражданское дело по апелляционной жалобе истца Катушкина В.В. на решение Мещанского районного суда адрес от 30 ноября 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Катушкина Василия Викторовича к УТ МВД Росси по ЦФО о признании незаконным отказа в приеме на службу, возложении обязанности обеспечить проведение мероприятий для рассмотрения документов и решении вопроса о поступлении на службу на должность оперуполномоченного отделения экономической безопасности и противодействия коррупции Линейного управления МВД России на адрес, - отказать.;
установила:
Катушкин В.В. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику УТ МВД Росси по ЦФО, уточненным в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации, и просил суд признать незаконным отказ Управления на транспорте МВД России по ЦФО от 26 апреля 2021 года в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, возложить на Управление на транспорте МВД России по ЦФО обязанность обеспечить проведение в отношении Катушкина В.В. мероприятий, связанных с проверкой уровня физической подготовки, прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору для последующего рассмотрения представленных документов и решения вопроса о поступлении его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на должность оперуполномоченного отделения экономической безопасности и противодействия коррупции Линейного управления МВД России на адрес.
В обоснование заявленных требований истец Катушкин В.В. указал, что 17 февраля 2021 года обратился к ответчику с заявлением о приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Уведомлением от 26 апреля 2021 года ответчик отказал истцу в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на должность оперуполномоченного отделения экономической безопасности и противодействия коррупции линейного управления МВД России на адрес, в связи с непрохождением по квалификационным требованиям, предъявляемым к сотрудникам органов внутренних дел в соответствии с Федеральным законом N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Истец полагая отказ в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации незаконным, указывая на то, что полностью соответствует всем вышеперечисленным требованиям закона и должен был быть принят на службу в органы внутренних дел, в связи с чем отказ в трудоустройстве является незаконным, обратился в суд с настоящим иском.
Истец Катушкин В.В. и его представитель фио в судебном заседании при рассмотрении дела в суде первой инстанции исковые требования поддержали, представитель ответчика и третьего лица фио в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Катушкин В.В, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика фио, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены судебного постановления, исходя из доводов апелляционной жалобы истца, не имеется, в связи со следующим.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон о службе), приказом МВД России от 01.02.2018 N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" (Порядок).
Частью 1 статьи 17 Закона о службе установлено, что на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Согласно пункту 1-2 Порядка основной целью отбора граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации является прием на службу в органы внутренних дел граждан, способных выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, должны владеть государственным языком Российской Федерации, соответствовать квалификационным требованиям, установленным Законом о службе, быть способными по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника.
Кандидат, поступающий на службу в органы внутренних дел, соглашается соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования предъявляемые к служебному поведению сотрудника полиции (при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен проявлять уважение, вежливость и тактичность по отношению к гражданам, не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне (статья 13 Закона о службе).
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о службе уполномоченный руководитель в течение трех месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона о службе о принятом в соответствии с частью 4 настоящей статьи решении уполномоченный руководитель сообщает в письменной форме гражданину в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения.
Порядок приема граждан на службу в органы внутренних дел, требования, предъявляемые к кандидатам, предусмотрены также Инструкцией о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от дата N 595.
Основной целью отбора граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации является прием на службу в органы внутренних дел граждан, способных выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, должны владеть государственным языком Российской Федерации, соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от дата N 342-ФЗ, быть способными по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел (пункты 1, 2 Инструкции).
Прием на службу в органы внутренних дел производится на основе изучения личности конкретного кандидата и носит индивидуальный характер. Работодатель вправе предъявлять к лицу, претендующему на вакантную должность, требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона.
Руководитель органа внутренних дел при решении вопроса о принятии гражданина на службу в органы внутренних дел наделен правом при рассмотрении документов давать оценку личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья поступающего на службу гражданина, его способности с учетом этих качеств выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел, учитывая свойственные данному виду службы требований.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 17.02.2021 года Катушкин В.В. обратился в фио МВД России на адрес по вопросу трудоустройства. Ранее Катушкин В.В. проходил службу в должности оперуполномоченного группы по противодействию финансирования террористической и экстремистской деятельности отдела по борьбе с коррупцией, организованной преступностью в сфере экономики и противодействию финансирования террористической и экстремисткой деятельности УЭБиПК УМВД России по адрес. Уволен со службы в органах внутренних дел 01.10.2019 года по п. 1 ч. 2 ст. 82 (по соглашению сторон) Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
После собеседования с начальником фио фио В.В. была предложена должность оперуполномоченного фио и принято решение о продолжении предварительного изучения данных о кандидате.
17.02.2021 Катушкину В.В. было выдано направление для прохождения медицинской комиссии по месту жительства.
16.03.2021 года для оформления допуска в фио по описи переданы анкета, списки и справка об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
31.03.2021 в фио В.В. выданы направления для прохождения ВВК и ЦПД ФКУЗ "МСЧ МВД России по адрес" и направлен запрос на архивное личное дело и карточку-допуск в УТ МВД России по ЦФО.
02.04.2021 из УТ МВД России по ЦФО был направлен запрос на архивное личное дело и карточку-допуск Катушкина В.В. в УМВД России по адрес.
В соответствии с подпунктом 19.12 пункта 19 Порядка для поступления на службу в органы внутренних дел кандидат лично представляет иные документы, помимо указанных в подпунктах 19.1 - 19.11 пункта 19 Порядка, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно объяснениям стороны ответчика в соответствии с пунктами 44 и 45 Порядка для должности, на которую планировалось назначение Катушкина В.В, необходимо оформление личного поручительства. Однако, согласно справке фио личное поручительство Катушкиным В.В. предоставлено не было, что повлекло нарушение им требований Порядка.
Согласно пояснениям стороны ответчика и третьего лица при изучении материалов архивного личного дела Катушкина В.В, поступившего из УМВД России по адрес, было установлено, что Катушкин В.В. за период обучения в Санкт-Петербургском университете МВД России зарекомендовал себя посредственно, допуская безответственность, несвоевременное выполнение распоряжений, нетактичность в общении с командирами и начальством, небрежность при ношении форменного обмундирования. Требует контроля со стороны командного состава курса. В быту допускал случаи употребления спиртных напитков и некорректного поведения. В 2010 году привлекался к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за распитие спиртных напитков и последующую драку и оскорбление курсанта своего факультета.
За период службы в УМВД России по адрес и УМВД России по адрес неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, а именно: выговор (2015 год) за неподдержание должного уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения служебных обязанностей, замечание (2016 год) за нарушение режима секретности, выразившееся в не сдаче под охрану служебного кабинета. Также неоднократно была перенесена аттестация Катушкину В.В. для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности за получение неудовлетворительной оценки по огневой подготовке (2015-2017 года). Учитывая вышеизложенное, а также по рассмотрению материалов архивного личного дела Катушкина В.В, руководством фио положительного решения о приеме его на службу в данное подразделение не принято.
26.04.2021 года начальник фио принял решение об отказе Катушкину В.В. в приеме на службу в фио МВД России на адрес, о чем в этот же день ему было направлено уведомление посредством телефонной связи и почты за подписью начальника фио (исх. от 26.04.2021 N 7/5325).
Разрешая спор, руководствуясь приведенными положениями закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд правильно исходил из того, что прием на работу и заключение трудовых договоров является исключительной компетенцией работодателя, который в целях эффективной деятельности, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения и заключает трудовые договоры с конкретным лицом, ищущим работу, а трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения.
Кроме того, как неоднократно указывал в судебных постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, и требования к ним, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 06.06.1995 года N 7-П, Определения от 21.12.2004 N 460-О, от 16.04.2009 N 566-О-О, от 21.03.2013 N 421-О).
Судебная коллегия с учетом приведенных нормативных положений и установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание особый характер и предназначение службы в органах внутренних дел, приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно признал законным решение ответчика об отказе Катушкину В.В. в приеме на службу в органы внутренних дел, поскольку данное решение было принято руководителем, наделенным полномочиями по рассмотрению документов, представленных гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, а принятое по этим документам решение основано, в том числе на оценке личных и деловых качеств кандидата, при этом нарушений права Катушкина В.В. на доступ к службе в органах внутренних дел ответчиком не допущено.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда. Доводы апелляционной жалобы истца, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, однако не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
Решение Мещанского районного суда адрес от 30 ноября 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.