Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Антоновой Н.В, судей Бобровой Ю.М, Сальниковой М.Л, при помощнике судьи Буряковой А.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Антоновой Н.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ш. И.В. по доверенности Г. М.В. на решение Симоновского районного суда адрес от 18 ноября 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ш. И. В. к Управлению Росреестра по Москве о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, обязании внести изменения в сведения о площади жилого помещения - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Ш. И.В. обратилась в суд с иском к ответчику Управлению Росреестра по Москве о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, обязании внести изменения в сведения о площади жилого помещения. В обоснование исковых требований истец указывает на то, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес, на основании договора купли-продажи жилого помещения от 10 февраля 2017 года. В соответствии с условиями указанного договора, квартира имеет общую площадь 109, 7 кв.м. В 2018 году Ш. И.В. была осуществлена перепланировка квартиры, которая заключалась в том, что были произведены следующие работы: демонтаж ненесущих перегородок; устройство ненесущих перегородок; устройство ненесущих перегородок с дверными проемами; устройство гидроизоляции полов; замена сантехнического оборудования; перестановка сантехнического оборудования; установка дополнительного сантехнического оборудования; устройство встроенного шкафа. При производстве перепланировки несущие стены не были нарушены, что подтверждается актом о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме на ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме, если такое решение требуется, утвержденном комиссией от 09 января 2019 года. Истец указывает, что перепланировка произведена в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается техническим заключением о допустимости и безопасности выполненной перепланировки, а также актом согласования перепланировки от 09 января 2019 года, при этом площадь объекта недвижимости уменьшилась.
Как следует из технического паспорта на жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, общая площадь жилого помещения составляет 102, 7 кв. адрес обращении в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве с заявлением о проведении кадастрового учета изменений в отношении вышеуказанного объекта недвижимости в связи с перепланировкой помещения, в удовлетворении заявлений Ш. И.В. от 24 апреля 2019 N ***, от 05 декабря 2019 года N ***, от 18 сентября 2020 года N *** было отказано. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском в суд, в котором она просит сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, в перепланированном состоянии в соответствии с проектом перепланировки по состоянию на 20 мая 2019 года, обязать Управление Росреестра по Москве внести изменения в сведения о площади жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, указав площадь жилого помещения как 102, 7 кв.м.
Истец Ш. И.В. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя по доверенности Г. Н.А, который заявленные истцом исковые требования просил удовлетворить в полном объёме по доводам, приведённым в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом первой инстанции при данной явке.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца Ш. И.В. по доверенности Г. М.В, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Истец Ш. И.В. в заседание судебной коллегии не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя по доверенности Г. Н.А, который доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, постановить по делу новое решение, которым исковые требования истца удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Москве в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением права владения.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ст. 2 приведенного закона, правовую основу отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган нормативно-правового регулирования).
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на адрес кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ, кадастр недвижимости представляет собой составную часть Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений). В кадастр недвижимости вносятся среди прочих такие сведения об объекте недвижимости как его кадастровый номер и дата его присвоения, сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В соответствии со ст. 13 названного закона внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных в пункте 4 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Положениями ст. 26 указанного Федерального закона предусмотрены основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с п.п. 5, 7, 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Ш. И.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес, на основании договора купли-продажи жилого помещения от 10 февраля 2017 года.
В соответствии с условиями договора купли-продажи данного жилого помещения от 10 февраля 2017 года квартира по адресу: адрес, имеет общую площадь 109, 7 кв.м.
Обращаясь в суд с иском, истец Ш. И.В. в обоснование заявленных требований указывает на то, что в 2018 году ею была осуществлена перепланировка квартиры, которая заключалась в том, что были произведены следующие работы: демонтаж ненесущих перегородок; устройство ненесущих перегородок; устройство ненесущих перегородок с дверными проемами; устройство гидроизоляции полов; замена сантехнического оборудования; перестановка сантехнического оборудования; установка дополнительного сантехнического оборудования; устройство встроенного шкафа. Как указывает истец, при производстве перепланировки несущие стены не были нарушены, что подтверждается актом о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме на ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме, если такое решение требуется, утвержденном комиссией от 09 января 2019 года. Перепланировка была произведена в соответствии с существующим законодательством, что, по мнению истца, подтверждается техническим заключением о допустимости и безопасности выполненной перепланировки, а также актом согласования перепланировки от 09 января 2019 года, между тем, площадь объекта недвижимости уменьшилась. При этом согласно сведениям, содержащимся в копии технического паспорта на жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, общая площадь данного жилого помещения составляет 102, 7 кв.м.
В подтверждение своих требований истцом представлены следующие документы:
Акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме на ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме, если такое решение требуется, от 09.01.2019г, согласно которого Комиссии в составе представителя Мосжилинспекции С. О.А, заявителя Ш. И.В, представителя проектной организации, оформившей техническое заключение о допустимости и безопасности произведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения *** Я. А.Ю, в жилом помещении, расположенном по адресу: адрес, предъявлены следующие работы: демонтаж ненесущих перегородок; устройство ненесущих перегородок; устройство ненесущих перегородок с дверными проемами; устройство гидроизоляции полов; замена сантехнического оборудования; перестановка сантехнического оборудования; установка дополнительного сантехнического оборудования; устройство встроенного шкафа;
Технический план от 20.05.2019г, составленный кадастровым инженером О. Д.А, согласно которого изменение площади и графического отображения объекта недвижимости по адресу: адрес, произошли в результате проведенного переустройства и (или) перепланировки помещения в соответствии с Актом о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения от 09.01.2019г. По результатам проведения кадастровых работ фактическая площадь квартиры составляет 102, 7 кв.м. адрес квартиры изменилась с 109, 7 кв.м на 102, 7 кв.м (произошло уменьшение площади на 7, 0 кв.м). в результате выполненных работ, указанных в Акте о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения от 09.01.2019г.;
Техническое заключение о допустимости и безопасности выполненной перепланировки объекта по адресу: адрес, составленное ***.
Истец обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве с заявлением о проведении кадастрового учета изменений в отношении вышеуказанного объекта недвижимости в связи с перепланировкой помещения, однако в удовлетворении заявлений Ш. И.В. от 24 апреля 2019 года N ***, от 05 декабря 2019 года N ***, от 18 сентября 2020 года N *** было отказано.
В соответствии с ответом Управления Росреестра по Москве от 06 мая 2019 года учетные действия по внесению изменений в кадастр недвижимости ЕГРН об объекте недвижимости приостановлены, поскольку представленный технический план в нарушение положений Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" не содержит необходимых условных обозначений и надписей.
Согласно ответу Управления Росреестра по Москве от 30 мая 2019 года в снятии приостановления учетных действий по внесению изменений в кадастр недвижимости ЕГРН об объекте недвижимости истцу отказано в связи с не предоставлением в техническом плане проекта перепланировки.
В соответствии с ответом Управления Росреестра по Москве от 29 июля 2019 года истцу отказано в возобновлении осуществления регистрационно-учетных действий в отношении объекта недвижимости, поскольку не устранены обстоятельства, послужившие причиной приостановления осуществления кадастрового учета.
Согласно уведомления Управления Росреестра по Москве от 05 декабря 2019 года осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений объекта, расположенного по адресу: адрес, приостановлено ввиду следующего:
Представленный технический план не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: в графической части технического плана неверно применены специальные условные знаки, содержащиеся в приложении к Требованиям к техническом плану, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (в соответствии с Требованиями, для помещения не предусмотрено понятие условной границы между комнатами помещения);
В представленных документах имеются разночтения в площади объекта, а именно: согласно Акту о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме, площадь помещения после перепланировки и переустройства составила 103, 4 кв.м, согласно техническому плану объекта учета в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, площадь составляет 102, 7 кв.м.;
В представленном техническом плане, оформленном в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, графическая часть приведена некорректно, представленный технический план оформлен в нарушение п. 62 Требований к подготовке технического плана;
В составе приложения к техническому плану представлен Акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения от 09.01.2019г. Однако, в проекте, а именно, в штампе Мосжилинспекции отсутствует подпись лица, согласовавшего проект. В составе приложения к техническому плану представлено техническое заключение о допустимости и безопасности выполненной перепланировки. При этом, в заключении, а именно в штампе Мосжилинспекции отсутствует подпись лица, согласовавшего проект.
В ходе правовой экспертизы представленных документов у Управления возникли сомнения в подлинности (факте выдачи) Акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения от 09.01.2019г. и достоверности указанных в нем сведений, в связи с чем в Мосжилинспекцию направлен соответствующий запрос.
Разрешая спор, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Ш. И.В. к ответчику Управлению Росреестра по Москве исковых требований о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, обязании внести изменения в сведения о площади жилого помещения, поскольку истцом суду не было представлено доказательств, опровергающих доводы ответчика о не предоставлении сведений, необходимых для внесения изменений в ЕГРН об объекте недвижимости в установленной для них форме, в частности, установленной приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца о том, что истцом при обращении в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве был представлен технический план, проект перепланировки был использован при подготовке и отражен в техническом плане, что проект перепланировки оформляется только на планируемые работы, однако работы по перепланировке истцом уже выполнены, в связи с чем требования Управления Росреестра по Москве по предоставлению проекта перепланировки помещения не соответствуют законодательству, основаны на неверном толковании истцом приведенных выше положений закона, ввиду чего основанием для отмены решения суда являться не могут.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом исковых требований, суд верно указал, что истцом не было представлено доказательств, опровергающих доводы ответчика о не предоставлении сведений, необходимых для внесения изменений в ЕГРН об объекте недвижимости в установленной для них форме, в частности, установленной приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений"
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Приостанавливая осуществление действий по кадастровому учету, Управление Росреестра по адрес сочло, что технический план, представленный заявителем, не соответствует требованиям, предъявляемым к его форме, установленным Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Согласно п. 2 Приказа N 953 технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Технический план помещения составляется в отношении помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких смежных изолированных и (или) обособленных помещений, которые в том числе могут располагаться на нескольких смежных этажах здания либо сооружения один над другим и имеют доступ друг к другу без использования иных помещений в таком здании либо сооружении), при этом такое помещение должно быть в соответствии с законодательством Российской Федерации изолировано и (или) обособленно от других помещений в здании или сооружении и иметь возможность впоследствии быть самостоятельным предметом гражданского оборота.
Согласно п. 19 Приказа N 953 технический план объекта недвижимости составляется на основе сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, об объектах недвижимости, входящих в его состав (для единого недвижимого комплекса) или расположенных в нем, а также о земельном участке (земельных участках), в границах которого (которых) расположен соответствующий объект недвижимости, - выписок из ЕГРН о таком объекте недвижимости, земельном участке. Если объект недвижимости расположен на нескольких земельных участках, при подготовке технического плана используются выписки из ЕГРН обо всех земельных участках, в границах которых расположен соответствующий объект недвижимости.
В соответствии с п. 52 Приказа N 953 для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям.
Между тем, в соответствии с ответом Управления Росреестра по Москве от 06 мая 2019 года учетные действия по внесению изменений в кадастр недвижимости ЕГРН об объекте недвижимости приостановлены, поскольку представленный истцом технический план в нарушение п. 52 положений Приказа N 953 от 18 декабря 2015 года не содержит необходимых условных обозначений и надписей, каких-либо доказательств, опровергающих доводы ответчика о не предоставлении соответствующего положениям приведенного Приказа технического плана истцом не представлено.
Доводы жалобы представителя истца о том, что проект перепланировки оформляется лишь на планируемые работы, между тем, в данном случае работы по перепланировке истцом уже выполнены, судебная коллегия также отклоняет.
В статье 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" перечислены основания осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в числе которых договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 2); технический план (пункт 7 части 2).
Требования к подготовке технического плана, в том числе документы, на основании которых технический план может быть подготовлен, установлены статьей 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", форма технического плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования к подготовке технического плана).
Согласно п. 2 Требований N 953 технический план помещения составляется в отношении помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких смежных изолированных и (или) обособленных помещений, которые в том числе могут располагаться на нескольких смежных этажах здания либо сооружения один над другим и имеют доступ друг к другу без использования иных помещений в таком здании либо сооружении), при этом такое помещение должно быть в соответствии с законодательством Российской Федерации изолировано и (или) обособленно от других помещений в здании или сооружении и иметь возможность впоследствии быть самостоятельным предметом гражданского оборота.
Пунктом 20 Требований к подготовке технического плана и состава, содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования), установлен перечень документов, на основания которых может быть подготовлен технический план, в частности, такими документами в соответствующих случаях являются проектная документация, документ, подтверждающий техническую приемку объекта в эксплуатацию, декларация об объекте недвижимости, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический паспорт объекта недвижимости, изготовленный до 01.01.2013 года, разрешение на строительство, проект перепланировки и акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки жилого помещения, копия договора долевого строительства, содержащего описание помещения, машино-места, акт приема-передачи готового помещения, машино-места.
Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минэкономразвития России от 14.04.2015 N Д23и-1578 "О государственном кадастровом учете изменений помещений в результате перепланировки, реконструкции" о том, что в случае подготовки технического плана помещений, конфигурация которых изменена в результате перепланировки, в том числе в результате объединения помещений, изменения их границ или раздела помещений, такой технический план составляется на основании оформленных в установленном жилищным законодательством порядке проекта перепланировки помещения(й), документа, подтверждающего принятие решения о согласовании перепланировки, и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки. При этом площадь перепланированных помещений указывается в соответствии с перечисленными документами, копии указанных документов включаются в приложение технического плана, если в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия площади помещения, указанной в документах, на основании которых подготовлен технический план, и площади помещения.
При таких данных оснований полагать, что проект перепланировки ответчиком у истца запрошен в нарушение положений закона, не имеется.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в представленном Акте о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме на ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме от 09.01.2019 г, дата утверждения указанного акта заместителем начальника Мосжилинспекции С. В.Г. указана - 09.01.2018г, то есть ранее даты составления акта. В ходе правовой экспертизы представленных документов у Управления Росреестра по Москве возникли сомнения в подлинности (факте выдачи) Акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения от 09.01.2019г. и достоверности указанных в нем сведений.
Доказательств того, что истцом в Управление Росреестра по Москве были представлены надлежащие документы, подтверждающие выдачу (утверждение) уполномоченным лицом Мосжилинспекции вышеуказанного Акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения от 09.01.2019г, истцом в материалы дела не представлено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции истца, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда адрес от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.