Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И., судей фио, фио, при секретаре Атаманюк А.Г., с участием прокурора фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Хорошевского районного суда адрес от 13 апреля 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Хохлова Владимира Андреевича к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации об обязании заключить договор социального найма жилого помещения отказать.
Встречные исковые требования ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации к Хохлову Владимиру Андреевичу о признании не имеющим право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета удовлетворить частично.
Признать Хохлова Владимира Андреевича утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес.
Решение суда является основанием для снятия Хохлова Владимира Андреевича с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: адрес.
Выселить Хохлова Владимира Андреевича из жилого помещения по адресу: адрес.
Взыскать с Хохлова Владимира Андреевича государственную пошлину в доход бюджета адрес в размере сумма,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что истец зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: адрес, которое было выделено матери истца фио в 1983г. в качестве служебного жилого помещения в связи с трудовой деятельностью в ЖЭК-2 ЖКО КЭУ МВО на основании ордера N 4347 от 11.10.1983г. фио скончалась 25.05.2006г. Других жилых помещений истец в собственности не имеет, трудовой стаж матери истца в учреждениях, финансируемых из бюджета более 10 лет, в связи с чем истец имеет право заключить договор социального найма занимаемого жилого помещения. Истец просил суд обязать ответчика заключить с истцом договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: адрес.
Ответчиком ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации предъявлен встречный иск к Хохлову В.А. о признании не имеющим право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, указывая на то, что спорное жилое помещение относится к жилищному фонду Министерства обороны РФ, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение на период трудовых отношений, не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное жилое помещение. Лица, прекратившие трудовые отношения с учреждением, предоставившим им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Спорное жилое помещение до настоящего времени в собственность органов местного самоуправления не передано, отнесено к специализированному жилищному фонду Министерства обороны РФ, ответчик законных оснований для проживания в спорном жилом помещении не имеет, поскольку оно было предоставлено его матери фио на период трудовых отношений, в связи с чем истец по встречному иску просит суд признать ответчика фио не имеющим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес, выселить его из указанного жилого помещения и снять с регистрационного учета.
Истец по первоначальному иску (ответчик по встречному иску) в судебное заседание первой инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещался, обеспечил явку своего представителя по доверенности фио, который в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования по доводам изложенным в исковом заявлении, возражал против удовлетворения встречных исковых требований.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание первой инстанции явилась, поддержала встречные исковые требования по доводам изложенным во встречном исковом заявлении, возражала против удовлетворения требований первоначального иска.
Представитель третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание первой инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещался, об отложении рассмотрения дела не просил, об уважительных причинах неявки не сообщил.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав позицию истца фио, заключение прокурора, обсудив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие стороны ответчика и третьего лица, извещавшихся о слушании дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ в прежней редакции).
В соответствии с п. 5 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 к служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры. Под служебные жилые помещения в многоквартирном доме могут использоваться как все жилые помещения такого дома, так и часть жилых помещений в этом доме.
В соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 41 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с частью 5 статьи 100 и частями 2 - 4 статьи 31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется (часть 4 статьи 31 ЖК РФ).
Таким образом, исходя из норм материального права, регулирующих данные правоотношения, члены семьи лица, получившего служебное помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное жилое помещение.
При этом судом установлено, что жилое помещение по адресу: адрес, представляет собой отдельную однокомнатную квартиру, общей площадью 32.2 кв.м, жилой площадью 20, 3 кв.м.
Жилое помещение по указанному адресу относится к собственности Российской Федерации, закреплено за ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления.
Данное жилое помещение предоставлено фио с членами семьи (сыном Хохловым В.А.) в качестве служебного жилого помещения на основании решения Исполнительного комитета Москворецкого районного Совета народных депутатов адрес N 40/6-9 от 05.10.1983г.
25.05.2006г. фио умерла.
Хохлов В.А. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении с 02.12.1997г. по настоящее время.
Согласно трудовой книжке фио, она работала в учреждениях, в том числе финансируемых из бюджета, трудовых или служебных отношений с Министерством обороны Российской Федерации не имела.
Согласно материалам дела фио на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, не состояла; Хохлов В.А. на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, также не состоит.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, ч. 1 ст. 103 ЖК РФ прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что Хохлов В.А. необоснованно занимает спорное жилое помещение, в связи с чем, его следует признать утратившим право пользования служебным жилым помещением, со снятием с регистрационного учета по данному адресу, и выселением из спорного жилого помещения.
Однако с таким выводом судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса адрес.
Исходя из приведенных положений законодательства и статьи 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом адрес, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае положения статьи 108 Жилищного кодекса адрес применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 108 Жилищного кодекса адрес без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Как следует из материалов дела, стаж работы фио в учреждении, предоставившем ей жилое помещение для проживания, на 1 марта 2005 г. составлял более 10 лет.
Спорное служебное жилое помещение было предоставлено фио как очереднику адрес, инвалиду 3 группы.
При этом при предоставлении указанной служебной квартиры как следует из представленных архивных документов фио, а также члены ее семьи, кроме предоставленной ей жилой площади другой площади для проживания не имели.
В соответствии с п. 6 ст. 29 ЖК адрес нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного жилищного фонда, не имеющие другой жилой площади.
Таким образом, поскольку фио с сыном не имела какого-либо другого жилого помещения в собственности, проживали на условиях найма в служебном жилом помещении, то в силу п. 6 ст. 29 ЖК адрес они имели право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и по состоянию на 01 марта 2005 года не подлежали выселению из спорного жилого помещения.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 103 адрес кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер.
В то же время необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием, для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Таким образом, ответчик не может быть выселен из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации к Хохлову В.А. о признании не имеющим право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, в связи с чем, решение в данной части подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В то же время у судебной коллегии нет оснований не согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований фио об обязании заключить договор социального найма жилого помещения адресу: адрес.
Согласно материалам дела спорное жилое помещение отнесено к служебным, является собственностью Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3, 4 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Жилое помещение по адресу: адрес, является федеральной собственностью, имеет статус служебного, находится в оперативном управлении ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, уполномоченным органом которого решения о его передаче в муниципальную собственность, а равно решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных, не принималось, в связи с чем, суд пришел к выводу, что оно не может быть передано в пользование по договору социального найма.
Исходя из анализа Правил отнесения жилого помещения к специализированному (служебному) жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, признаком специализированного жилого помещения является решение уполномоченного органа: органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение (до 01.03.2005), органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42).
Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения в специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма специализированного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Суд первой инстанции также указал, что сам по себе факт проживания в спорном жилом помещении истца фио не свидетельствовал о том, что в отношении спорного жилого помещения возник правовой режим не специализированного помещения, а иного статуса.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований фио об обязании заключить договор социального найма жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с решением суда об отказе в удовлетворении исковых требований фио не содержат фактов, которые не были бы проверены, и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, направлены на переоценку представленных в дело доказательств, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда адрес от 13 апреля 2022 года отменить в части удовлетворения встречных исковых требований ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, принять в данной части новое решение.
В удовлетворении требований ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации к Хохлову Владимиру Андреевичу о признании не имеющим право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета - отказать.
В остальной части решение Хорошевского районного суда адрес от 13 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.