Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Акульшиной Т.В., судей Морозовой Д.Х., Олюниной М.В., с участием прокурора Макировой Е.Э., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сосновой Е.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Морозовой Д.Х. гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" и ГБУ г. Москвы "Жилищник Зеленоградского АО города Москвы" на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 22 декабря 2021 года, которым постановлено:
Иск Прокурора Зеленоградского административного округа г. Москвы, действующего в интересах Яркина Константина Федоровича к ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", ГБУ г. Москвы "Жилищник Зеленоградского АО г. Москвы" о признании действий незаконными, обязании совершить определённые действия - удовлетворить.
Признать незаконными действия Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" в части применения повышающего коэффициента 2 в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства г. Москвы от 10.02.2004 года N 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы" для осуществления начислений по холодному и горячему водоснабжению при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета по жилому помещению по адресу: г. Москва, адрес.
Обязать ГБУ г. Москвы "Жилищник Зеленоградского АО г. Москвы" направить поручение в ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центра предоставления государственных услуг города Москвы" производить начисления по холодному и горячему водоснабжению с учетом повышенного коэффициента 1, 5 в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 по жилому помещению по адресу: г. Москва, адрес, начиная с 01 января 2021 года до даты принятия судом решения по данному делу и затем ежемесячно впредь до внесения изменений, содержащихся в лицевом счете потребителя Яркина К.Ф, проживающего по адресу: г. Москва, адрес.
Обязать ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" производить начисления по холодному и горячему водоснабжению с учетом повышенного коэффициента 1, 5 в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 по жилому помещению по адресу: г. Москва, адрес,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Зеленоградского АО г. Москвы, действующий в интересах Яркина К.Ф, обратился с иском к ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" ГБУ г. Москвы "Жилищник Зеленоградского АО г. Москвы" о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой округа проведена проверка по обращению Яркина К.Ф, проживающего по адресу: г. Москва, адрес. Установлено, что вышеуказанное жилое помещение не оборудовано индивидуальными приборами учета водоснабжения. Расчет платы за услуги водоснабжения в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета, производятся ГБУ г. Москвы МФЦ в соответствии с Методикой распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуг водоотведения на основании показаний приборов учета воды, утвержденной постановлением Правительства г. Москвы от 10.02.2004 года N 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы". Согласно данной Методике, объемы потребления холодной и горячей воды, приходящейся на одного жителя не могут превышать норматива потребления, увеличенного на повышающий коэффициент 2.
Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов, повышающий коэффициент потребления коммунальной услуги должен быть 1.5. В 2019 году Государственной жилищной инспекцией г. Москвы в ГБУ Жилищник ЗелАО направлено 7 предписаний, в 2010 году 1 предписание и 3 предостережения по жилому помещению по адресу: г. Москва, адрес, в соответствии с которыми управляющая организация рассчитывала сумму корректировки и направляла информацию в МФЦ г. Москвы для проведения перерасчета. Указанные корректировки производятся по обращениям Яркина К.Ф, т.е. для проведения перерасчета гражданину необходимо ежемесячно обращаться в контролирующий орган, что является нарушением его прав, предусмотренных жилищным законодательством.
Прокуратурой округа 13 августа 2020 года в ГБУ МФЦ г. Москвы внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с применением повышающего коэффициента 2 при расчете оплаты коммунальных услуг по адресу: г. Москва, адрес.
Согласно ответу ГБУ МФЦ от 19 ноября 2020 года постановление Правительства Москвы N 77-пп не противоречит порядку расчета и внесения платы за коммунальные услуги, установленному постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Однако данная позиция противоречит действующему законодательству, поскольку необходимость применения постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в данном случае установлена Федеральным законом.
Таким образом, неверное применение правовых норм привело к тому, что перерасчет по указанному выше жилому помещению в период 2017-2020 гг. производился только на основании выданных Государственной жилищной инспекции г. Москвы предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований в адрес управляющей организации.
Так, Государственной жилищной инспекции г. Москвы в ГБУ Жилищник ЗелАО направлено ряд предписаний, и предостережений по жилому помещению в котором проживает ответчик, в соответствии с которым управляющая организация рассчитывала сумму корректировки и направила информацию МФЦ г. Москвы для проведения перерасчета. Указанные корректировки производятся по обращениям Яркина К.Ф... Для проведения перерасчета гражданину необходимо ежемесячно обращаться в контролирующий орган, что является нарушением его прав, предусмотренных жилищным законодательством.
Корректировка, перерасчет начислений за жилое помещение и коммунальные услуги осуществляется ГБУ г. Москвы МФЦ на основании письменных поручений ГБУ "Жилищник ЗелАО".
Основываясь на изложенном, с учетом уточенного иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит признать незаконными действия ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", ГБУ г. Москвы "Жилищник Зеленоградского АО г. Москвы" в части применения повышающего коэффициента 2 для осуществления начислений по холодному и горячему водоснабжению при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета по жилому помещению по адресу: г. Москва, адрес; обязать ГБУ г. Москвы "Жилищник Зеленоградского АО г. Москвы" направить поручение в ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центра предоставления государственных услуг города Москвы" производить начисления по холодному и горячему водоснабжению с учетом повышенного коэффициента 1, 5 в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 по жилому помещению по адресу: г. Москва, адрес, начиная с 01 января 2021 года до даты принятия судом решения по данному делу и затем ежемесячно впредь до внесения изменений, содержащихся в лицевом счете потребителя Яркина К.Ф, проживающего по адресу: г. Москва, адрес; обязать ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" производить начисления по холодному и горячему водоснабжению с учетом повышенного коэффициента 1, 5 в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 по жилому помещению по адресу: г. Москва, адрес.
Представитель истца Прокурора Зеленоградского АО г. Москвы - помощник прокурора Кравченко Е.В. в заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Яркин К.Ф. в заседание суда первой инстанции не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и надлежащим образом.
Представители ответчиков ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", ГБУ г. Москвы "Жилищник Зеленоградского АО г. Москвы" по доверенностям Полищук И.О, Крылова Е.В. в заседание суда первой инстанции явились, исковые требования не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица Департамента информационных технологий города Москвы в заседание суда первой инстанции не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просят ответчики ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" и ГБУ г. Москвы "Жилищник Зеленоградского АО города Москвы" по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца - прокурора Макирову Е.Э, представителя ответчика ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" по доверенности Полищук И.О, представителя третьего лица Департамента информационных технологий города Москвы по доверенности Шахову А.А, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии представителя ответчика ГБУ "Жилищник Зеленоградского АО города Москвы" и истца Яркина К.Ф, извещенных о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и надлежащим образом, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 327. 1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу положений ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Такие нарушения судом первой инстанции при вынесении по делу оспариваемого решения допущены не были.
Судом установлено и следует из материалов дела, что жилое помещение по адресу: г. Москва, адрес не оборудовано индивидуальными приборами учета водоснабжения.
Расчет платы за услуги водоснабжения в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета, производятся ГБУ г. Москвы МФЦ в соответствии с Методикой распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуг водоотведения на основании показаний приборов учета воды, утвержденной постановлением Правительства г. Москвы от 10.02.2004 года N 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы". Согласно данной Методике, объемы потребления холодной и горячей воды, приходящейся на одного жителя не могут превышать норматива потребления, увеличенного на повышающий коэффициент 2. Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов, повышающий коэффициент потребления коммунальной услуги должен быть 1, 5.
В 2019 году Государственной жилищной инспекцией г. Москвы в ГБУ Жилищник ЗелАО направлено 7 предписаний, в 2010 году 1 предписание и 3 предостережения по жилому помещению по адресу: г. Москва, адрес, в соответствии с которыми управляющая организация рассчитывала сумму корректировки и направляла информацию в МФЦ г. Москвы для проведения перерасчета.
Указанные корректировки производятся по обращениям Яркина К.Ф, т.е. для проведения перерасчета гражданину необходимо ежемесячно обращаться в контролирующий орган, что является нарушением его прав, предусмотренных жилищным законодательством.
16 декабря 2020 года Яркин К.Ф. обратился с заявлением в прокуратуру Зеленоградского АО г. Москвы с просьбой провести проверку действий о начислении повешенного коэффициента.
13 августа 2020 года Прокуратурой Зеленоградского АО г. Москвы вынесено предписание об устранении нарушений жилищного законодательства N 195 с требованием безотлагательного рассмотрения настоящего представления с участием сотрудника прокуратуры округа, принятии мер к устранению выявленных нарушений, рассмотрении вопроса о принятии мер дисциплинарного взыскания.
19 ноября 2020 года ГБУ г. Москвы МФЦ дан ответ прокурору Зеленоградского АО г. Москвы об отсутствии нарушений, указанных в предписании от 13 августа 2020 года.
10 июля 2020 года Государственной жилищной инспекцией города Москвы вынесено предписание о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому предлагалось: принять меры по перерасчету платы за услуги "водоснабжение" и "водоотведению" по... **а за июнь 2020 в соответствии с п. 42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов".
06 октября 2020 года Государственной жилищной инспекцией города Москвы вынесено предписание о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому предлагалось: выполнить перерасчет платы за услуги: "холодное и горячее водоснабжение" и "водоотведение" за сентябрь 2020 года по адресу: г. Москва, адрес.
Согласно заключению Филиала N 52 ДГУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Яркин К.Ф. является инвалидом третьей группы.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, и принимая во внимание, что отсутствие технической возможности исполнения требований о применении коэффициента 1, 5 к одной квартире не должно нарушать право Яркина К.Ф. на надлежащее начисление жилищно-коммунальных услуг, пришел к выводу об удовлетворении требований истца, признав незаконными действия ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" в части применения повышающего коэффициента 2 для осуществления начислений по холодному и горячему водоснабжению при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета по жилому помещению по адресу: г. Москва, адрес; обязав ГБУ г. Москвы "Жилищник Зеленоградского АО г. Москвы" направить поручение в ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центра предоставления государственных услуг города Москвы" производить начисления по холодному и горячему водоснабжению с учетом повышенного коэффициента 1, 5 в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 по жилому помещению по адресу: г. Москва, адрес, начиная с 01 января 2021 года до даты принятия судом решения и затем ежемесячно впредь до внесения изменений, содержащихся в лицевом счете потребителя Яркина К.Ф, проживающего по адресу: г. Москва, адрес, а также обязав ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" производить начисления по холодному и горячему водоснабжению с учетом повышенного коэффициента 1, 5 в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 по жилому помещению по адресу: г. Москва, адрес.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда первой инстанции не имеется, поскольку, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применил нормы материального права, его регулирующие. Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку, результаты которой приведены в обжалуемом судебном акте, с указанием мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обосновывания выводов суда, а другие доказательства отвергнуты.
По своей сути доводы апелляционной жалобы ответчиков, как усматривается из их содержания, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорному правоотношению законодательства, фактических обстоятельств, вследствие чего не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Кроме того, все доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание правильности выводов суда первой инстанции об установленных им обстоятельствах и правильности применения судами норм материального права. Между тем, при рассмотрении данного спора судом первой инстанции нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
При данных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" и ГБУ г. Москвы "Жилищник Зеленоградского АО города Москвы" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.