Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лобовой Л.В., и судей Пильгановой В.М., Дегтеревой О.В., при помощнике судьи Иосебашвили Э.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Андриановой ... на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 26 апреля 2022 года, которым постановлено:
исковые требования Андриановой... к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" Андриановой... период с 01.01.2003 по 28.02.2003 в льготном исчислении.
В остальной части иска отказать.
УСТАНОВИЛА:
Андрианова А.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного Фонда РФ N3 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N3 по г. Москве и Московской области), в котором с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ (л.д. 122), просила включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в АО "Медицина" в должности медицинской сестры общей практики с 07.07.2000 по 30.04.2002 года продолжительностью 1 год 09 месяцев 24 дня, в льготном исчислении период работы с 01.01.2003 по 28.02.2003 в должности медсестры процедурной ГКБ им. Проф. А.А. Остроумова, установить досрочную пенсию по старости с 27.04.2021 года, мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный трудовой стаж более 30 лет подтвержден необходимыми доказательствами.
В судебном заседании истец и ее представитель Наумов В.А. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N3 по г. Москве и Московской области по доверенности Терешкина К.А. в суде иск не признала.
26.04.2022 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Андрианова А.А. по доводам своей апелляционной жалобы.
Выслушав истца Андрианову А.А. и ее представителя Наумова В.А, возражения представителя ответчика Афанасьевой А.Г, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 (далее - Список от 29.10.2002 года N 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила); Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности,
имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка от 29.10.2002 года N 781 право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено, в том числе, медицинским сестрам, фельдшерам, врачам, работающим в учреждениях, перечисленных в том же Списке в разделе "Наименование учреждений".
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27.04.2021 Андрианова А.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии, как лицу не менее 30 лет осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от 20.07.2021 Андриановой А.А. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью из-за отсутствия требуемого стажа 30 лет, при этом истцу в стаж на соответствующих видах работ были включены периоды ее работы общей продолжительностью 28 лет 02 месяца 09 дней (с 01.03.2000 по 31.07.2000, с 05.12.2002 по 31.12.2002, с 01.03.2003 по 26.04.2020, с 27.04.2020 по 30.09.2020, с 01.10.2020 по 26.04.2021).
В вышеуказанный стаж истцу не были включены периоды работы: с 01.08.2000 по 30.04.2002 - в должности медсестры в АО "Медицина", так как не выделено структурное подразделение, что предусмотрено п. 6 правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29. 10 2002 г. N 781) и периоды: с 01.01.2003 по 28.02.2003.
Из представленной трудовой книжки истца следует, что истец 07.07.2000 принята на должность медицинской сестры общей практики в офис семейной медицины в ОАО поликлиника "Медицина", 30.04.2002 - уволена по собственному желанию, 05.12.2002 принята на должность медсестры процедурной для больных с острым отравлением отделения реанимации и интенсивной терапии в ГКБ N 33 им. Остроумова, 01.01.2003 - переведена медсестрой палатной (для больных с острыми отравлениями) отделения реанимации и интенсивной терапии, работает по настоящее время.
С учетом уточнений исковых требований, истец просила включить в стаж на соответствующих видах работ период с 07.07.2000 по 30.04.2002 - в должности медицинской сестры врача общей практики в отделении семейного врача АО "Медицина" и период с 01.01.2003 по 28.02.2003 - в должности медицинской сестры процедурной ГКБ им. Проф. А.А. Остроумова в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев).
Из представленной справки от 18.04.2022 N 01-07/287 следует, что истец была принята на работу в ГКБ N 33 им. Проф. А.А. Остроумова на должность медицинской сестры перевязочной для больных с острыми отравлениями отделения реанимации и интенсивной терапии (неврологических, нейрохирургических и больных с острыми отравлениями) стационара 05.12.2002 на полную ставку.
01.01.2003 истец переведена медицинской сестрой палатной (для больных с острыми отравлениями) отделения реанимации и интенсивной терапии стационера, 17.07.2021 - уволена по собственному желанию.
Учитывая изложенное и представленные доказательства, суд верно пришел к выводу, что спорные периоды работы истца в ГКБ N 33 им. Проф. А.А. Остроумова с 01.01.2003 по 28.02.2003 в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев) подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев), в указанной части решение сторонами не обжалуется, дело проверяется в пределах доводов жалобы истца.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в подсчет специального стажа периоды работы Андриановой А.А. с 07.07.2000 по 30.04.2002 в должности медицинской сестры врача общей практики в отделении семейного врача АО "Медицина", суд пришел к выводу о том, что они не подлежат удовлетворению, так как организационно-правовая форма указанной коммерческой организации (ОАО), не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда в данной части, при этом исходит из следующего.
Такие виды учреждений как "предприятие", "товарищество с ограниченной ответственностью", "общество с ограниченной ответственностью", "открытое акционерное общество", "автономная некоммерческая организация", осуществляющие медицинскую деятельность, в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", подлежащим применению к периодам с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно, Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, подлежащим применению к периодам с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г, а также в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, который подлежит применению к периоду трудовой деятельности истца, не поименовано.
Согласно Уставу Открытое Акционерное Общество "Медицина", утвержденному Общим собранием акционеров 6 сентября 1999 года, организационно-правовая форма - Открытое Акционерное Общество "Медицина", является коммерческой организацией, целью деятельности которого является извлечение прибыли (п.2.1), в связи с чем в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации названная организация является коммерческой и, следовательно, не может быть отнесена к учреждению.
Судом учтено, что устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Судебная коллегия полагает, что термин "учреждение здравоохранения" не должен трактоваться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии с пунктом 4 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Как усматривается из материалов дела, АО "Медицина" организационно-правовую форму не изменяло, поэтому оснований для установления тождественности должностей у суда не имелось.
Судебная коллегия учитывает, что устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Поскольку в спорный период истец осуществляла трудовую деятельность в акционерном обществе, не относящимся по своей организационно-правовой форме к учреждениям здравоохранения, оснований для включения указанного периода работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии не имелось.
Специальный стаж истца на дату обращения в пенсионные органы, с учетом включенных периодов ответчиком и судом, составил менее требуемых 30 лет, следовательно, вывод суда об отказе в удовлетворении требований об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости отвечает требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что в периоды работы в АО "Медицина" она осуществляла трудовую деятельность в должности, предусмотренной соответствующими Списками, указанная организация являются медицинским учреждением, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, в связи с чем периоды работы в них подлежат включению в специальный стаж, основаны на неправильном применении и толковании действующего пенсионного законодательства, иной оценке доказательств характера работы, деятельности и организационно-правовой формы организации, в которой она работала в спорный период, и не опровергают выводы суда об отсутствии оснований для их включения в специальный стаж работы. Приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты, позиция истца основана на неправильном толковании норм действовавшего и действующего законодательства.
Судом все обстоятельства дела были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда города Москвы от 26 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Андриановой А.А.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.