Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., и судей Дегтеревой О.В., Лобовой Л.В., при ведении протокола помощником судьи Филатовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Родионовой О.М. на решение Никулинского районного суда города Москвы от 17 февраля 2022 года, которым постановлено:
Взыскать с Родионовой... в пользу УСЗН ЗАО г. Москвы задолженность 32 323 рубля 96 копеек.
Взыскать с Родионовой... госпошлину в бюджет г. Москвы в размере 1170 рублей.
В удовлетворении встречных требований Родионовой... к Управлению социальной защиты населения ЗАО г. Москвы об отмене незаконного решения, обязании произвести перерасчет и назначить выплаты - отказать.
УСТАНОВИЛА:
УСЗН ЗАО города Москвы обратилось в суд с иском к Родионовой О.М. о взыскании неосновательного обогащения, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что Родионова О.М. неправомерно получала региональную социальную доплату в сумме 32323, 96 руб. в период с 01.12.2019 по 31.03.2020 в связи с несвоевременным сообщением о работе в качестве генерального директора ООО "Оптторгсервис", который за нее уплачивал страховые взносы в 2019-2020 годах. Поскольку в результате неправомерных действий со стороны ответчика истцу причинен ущерб, истец просил взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере 32323, 96 руб.
Представитель истца в суде исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик в суде исковые требования не признала, предъявила встречные исковые требования, в которых просила отменить незаконное решение о прекращении выплаты РСД, произвести перерасчет с 01.06.2020 выплат РСД, назначить и выплатить РСД с 01.06.2020г. в установленном законом порядке.
17 февраля 2022 суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Родионова О.М, ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; нарушены нормы материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие надлежаще извещенного УСЗН ЗАО г.Москвы, представителя ответчика, выслушав представителя Родионовой О.М. по доверенности Ивлякова Е.А, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит к неработающим пенсионерам пенсионеров, не осуществляющих работу и (или) деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ст.7 названного закона, застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
В силу п. 10 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке:
а) на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты;
б) пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы);
в) на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии.
При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Статьей 1102 ГК РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как следует из материалов дела, Родионова О.М,... года рождения, является пенсионером по возрасту с 21.07.2006 и состоит на учете в ОСЗН района Тропарево-Никулино ЗАО г.Москвы, с 02.08.2006 Родионовой О.М. назначена социальная доплата к пенсии из средств городского бюджета, в целях дополнительной социальной поддержки, как неработающему пенсионеру.
19.04.2020 через АС ГУФ в отдел социальной защиты поступил служебный реестр ф. 42 АС от 24.03.2020, согласно которому, Родионовой О.М. произведен перерасчет пенсии, в связи с поступившими в ГУ-ПФР сведениями о периодах уплаты страхователями страховых взносов на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
В личном деле Родионовой О.М. имеется расписка-уведомление от 27.10.2006 о необходимости извещения органов социальной защиты населения обо всех обстоятельствах, влекущих за собой изменение выплаты в течение 10 календарных дней.
С учетом полученной информации из ГУ-ОПФР, на основании п. 35 Порядка, с 01.04.2020 Родионовой О.М. приостановлена выплата региональной социальной доплаты, поскольку из "Сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица", полученных из Пенсионного Фонда РФ, Родионова О.М. с 26.11.2019 состоит в должности генерального директора ООО "Оптторгсервис" и ООО "Оптторгсервис+".
Поскольку в информационной базе органов социальной защиты населения Родионова О.М. являлась неработающим пенсионером и получателем РСД, то за периоды отчисления страховых взносов образовалась переплата средств городского бюджета, несвоевременное выполнение обязательств повлекло за собой перерасход бюджетных средств, предусмотренных для выплаты региональной социальной доплаты согласно расчета приведенного истцом 32323, 96 руб. за период с 01.12.2019 по 31.03.2020.
09.07.2020 ОСЗН вынесено решение N352 о возмещении суммы переплаты в добровольном порядке, по квитанциям через отделение банка в бюджет города Москвы.
Как верно установлено судом, в нарушении пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, ответчик не проинформировала Управления социальной защиты населения ЗАО г. Москвы об обстоятельствах трудоустройства в качестве участника и генерального директора ООО "Оптторгсервис" и ООО "Оптторгсервис+".
Кроме того, в силу положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Родионова О.М, являясь генеральным директором, относилась к субъектам обязательного пенсионного страхования как застрахованное (работающее) лицо.
Как указал суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте, сам по себе факт отсутствия у ответчика дохода от соответствующего вида деятельности не дает оснований для признания ее неработающим пенсионером.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд, руководствуясь указанными нормами права, пришел к выводу об удовлетворении требований УСЗН ЗАО г. Москвы о взыскании излишне полученной суммы региональной социальной доплаты к пенсии с Родионовой О.М. за период с 01.12.2019 года по 31.03.2020 года в общей сумме 32323, 96 рублей и отказе во встречном иске Родионовой О.М, поскольку при рассмотрении дела установлено безосновательное получение ответчиком сумм региональной социальной доплаты в данный период, так как она осуществляла трудовую деятельность, что в силу п. "з" п. 33 Постановления Правительства г. Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" является основанием для приостановления выплаты социальной доплаты.
Учитывая то, что в нарушении пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, ответчик не проинформировала Управление социальной защиты населения ЗАО г. Москвы об обстоятельствах регистрации в ЕГРЮЛ в качестве генерального директора ООО "Оптторгсервис" и ООО "Оптторгсервис+", от которых производились перечисления страховых взносов, поэтому вывод суда о безосновательном получении региональной социальной доплаты Родионовой О.М, сделан судом верно. При этом суд учел, что произведенный истцом расчет суммы задолженности в полной мере отвечает требованиям закона, фактическим обстоятельствам дела и ничем не опровергнут.
Оснований для применения положений статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правильно не усмотрел, поскольку обязанность сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение или приостановление выплату региональной социальной доплаты к пенсии, в нарушение взятых на себя обязательств, оформленных письменным заявлением, ответчиком не исполнена, встречные исковые требования об отмене решения о прекращении выплат со стороны УСЗН ЗАО г.Москвы, удовлетворению не подлежали.
С учетом прекращения выплаты РСД, отсутствии сведений о прекращении трудовых отношений с указанными Обществами, погашении задолженности Родионовой О.М, судом отказано верно по встречному иску в перерасчете и назначении выплаты РСД с 01.06.2020.
На основании ст. 103 ГПК РФ суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика государственную пошлину в доход бюджета г.Москвы в размере 1170 руб.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа представленных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Вопреки доводам жалобы, Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП и Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ не указывают на получение дохода как на обязательное условие для признания пенсионера работающим.
В то же время вышеуказанные нормативные правовые акты к неработающим пенсионерам, имеющим право на получение РСД, относят пенсионеров, не осуществляющих работу и (или) иную деятельность.
При изложенных обстоятельствах, доводы апеллянта об отсутствии деятельности юридического лица и неполучении дохода несостоятельны, поскольку не опровергают факта работы Родионовой О.М. в Обществах до января 2022, осуществления трудовой деятельности в должности генерального директора в данных Обществах, законных оснований для удовлетворения встречного иска у суда не имелось.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Никулинского районного суда города Москвы от 17 февраля 2022 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Родионовой О.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.