Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Козиной Т.Ю., и судей Салтыковой Л.В., Гусевой О.Г., при помощнике судьи Петрове А.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Салтыковой Л.В. гражданское дело N 2-88/2022 по апелляционной жалобе представителя истца АО "СОГАЗ" на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 13 января 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований АО "СОГАЗ" к Министерству обороны РФ, Ибрагимову Даниле Ильясовичу об установлении факта наступления страхового случая в прямой причинно-следственной связи с алкогольным опьянением, - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец АО "СОГАЗ" обратился в суд с иском к ответчикам Министерству обороны Российской Федерации, Ибрагимову Д.И. об установлении факта наступления страхового случая в прямой причинно-следственной связи с алкогольным опьянением.
Свои требования истец мотивирует тем, что 03.11.2017 года Министерством обороны Российской Федерации и АО "СОГАЗ" (Страховщик) заключен государственный контракт N 581/ОК/2017/ДГЗ/3 на оказание услуг по осуществлению в 2018-2019 годах обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы. Минобороны России направило в адрес АО "СОГАЗ" документы для рассмотрения и принятия решения о выплате страховой суммы по факту тяжелого увечья, полученного 08.06.2019 года Ибрагимовым Д.И, застрахованным по Государственному контракту. Из постановления по делу об административном правонарушении от 13.09.2019 года по факту дорожно-транспортного происшествия следует, что Ибрагимов Д.И, управляя мотоциклом без государственного знака в состоянии алкогольного опьянения, не имея водительское удостоверение категории "А", нарушил требования пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, не справился с управлением и совершил наезд на дорожный знак, в результате чего получил телесные повреждения. В судебном заседании Ибрагимов Д.И. свою вину признал полностью. Согласно справки химико-токсикологического исследования N 2256 от 10.06.2019 года у Ибрагимова Д.И. было зафиксировано содержание 1, 4 г/л этилового спирта на литр крови. Из представленных документов усматривается прямая причинно-следственная связь между алкогольным опьянением застрахованного лица и дорожно-транспортным происшествием, вследствие которого им получено тяжелое увечье.
Истец просил суд установить причинную связь между получением тяжелого увечья Ибрагимовым Данилом Ильясовичом и алкогольным опьянением; освободить АО "СОГАЗ" от выплаты страхового возмещения выгодоприобретателю Ибрагимову Д.И.
Представитель истца АО "СОГАЗ" по доверенности Чумак Р.Н. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Минобороны Российской Федерации по доверенности Пхалагов Ф.С. в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в удовлетворении иска отказать по доводам, указанным в письменных возражениях на иск, указав на то, что Минобороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Ответчик Ибрагимов Д.И. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела не заявлял.
Суд первой инстанции постановилвышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель истца АО "СОГАЗ" по доводам апелляционной жалобы, указывая на то, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; суд существенно нарушил нормы материального и процессуального права.
В заседание судебной коллегии явился представитель истца АО "СОГАЗ" по доверенности Галушкин О.А, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии явился представитель Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Пхалагов Ф.С, который с решением суда согласен, возражал против доводов апелляционной жалобы.
Ответчик Ибрагимов Д.И. представители третьих лиц Департамента военно-экономического анализа Минобороны России, МИФНС России N 46 по г. Москве в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, не сообщили о причинах неявки, не просили об отложении судебного заседания.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что 3 ноября 2017 г. между Министерством обороны Российской Федерации и АО "СОГАЗ" во исполнение Федерального закона N 52-ФЗ был заключен Государственный контракт N 581/ОК/2017/ДГЗ/3 на оказание услуг по осуществлению в 2018-2019 годах обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы.
В Главе IX названного контракта изложены порядок и условия осуществления выплат, либо отказа в выплате страховой суммы выгодоприобретателю. При этом в п. 9.9 указаны основания освобождения Страховщика от выплат страховой суммы по обязательному государственному страхованию.
Такой страховой случай должен находиться в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица (п. 9.9.2.).
Минобороны России направило в адрес АО "СОГАЗ" документы для рассмотрения и принятия решения о выплате страховой суммы по факту тяжелого увечья, полученного 08.06.2019 года Ибрагимовым Д.И, застрахованным по Государственному контракту.
Из постановления по делу об административном правонарушении от 13.09.2019 года по факту дорожно-транспортного происшествия следует, что Ибрагимов Д.И, управляя мотоциклом без государственного знака в состоянии алкогольного опьянения, не имея водительское удостоверение категории "А", нарушил требования пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, не справился с управлением и совершил наезд на дорожный знак, в результате чего получил телесные повреждения.
Из Справки об обстоятельствах наступления страхового случая при получении застрахованным лицом в период прохождения военной службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения трав мы, контузии) от 4.10.2019 г. N213/ВПО следует, что причиной получения травмы 28.06.2019 г. Ибрагимовым Д.И. является личная неосторожность.
Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 10.07.2019 г. ответить на вопрос находился ли Ибрагимов Д.И. в момент ДТП в состоянии алкогольного и наркотического опьянения не представилось возможным, в связи с отсутствием сведений о заборе крови и результатов химико-токсилогического исследования.
В силу ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Статья 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (далее Закон РФ от 22.01.1993 г N 4338-1) (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ) военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти) или увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы (военных сборов). Порядок выплаты страховых сумм устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Закона РФ от 22.01.1993 г. N 4338-1 и в целях обеспечения социальной защищенности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Правительство РФ приняло Постановление от 05.04.1993 г. N 295 "О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел" (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.07.1998 г. N 855 (далее - Постановление Правительства от 29 июля1998 г. N 855).
Данным Постановлением предусмотрено, что впредь до принятия соответствующих законодательных актов об обязательном государственном страховании военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти), увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими службы (военных сборов), в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Постановлением. Обязательное государственное личное страхование указанных лиц осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из республиканского бюджета Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации, другим министерствам и ведомствам, в которых законом предусмотрена военная служба, а также за счет средств, поступающих на основании договоров от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций. Кроме того, указанное страхование лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел может осуществляться за счет средств бюджетов национально - государственных и административно - территориальных образований (п. 1).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
В целях реализации Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855 приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 833 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы", утвержден порядок организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы (далее - Порядок).
Из приведенного выше правового регулирования следует, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц установлено в целях защиты их социальных интересов, а в случае их гибели (смерти) - интересов иных выгодоприобретателей и является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, причиненный жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц при прохождении ими службы. Страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам, а в случае их гибели (смерти) иным выгодоприобретателям, входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванный компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред. При этом страховые организации (страховщики), с которыми Министерство обороны Российской Федерации на соответствующий период заключает договоры государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и приравненных к ним лиц, принимают на себя обязательство по выплате застрахованным лицам или другим выгодоприобретателям установленных законом страховых сумм.
В статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ установлено, что объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с данным федеральным законом, являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Согласно статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются: гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии); увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 названного закона выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица: супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях; подопечные застрахованного лица.
В пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для освобождения страховщика от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию.
Так, страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай: наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным; находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица (абзац третий пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ); является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью.
Закон закрепляет исчерпывающий перечень оснований освобождения страховщика от выплаты страховой суммы. В частности, страховщик вправе отказать выгодоприобретателю в выплате страховой суммы, если страховой случай находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица, то есть при наличии вступившего в законную силу решения суда, которым установлено это обстоятельство.
Разрешая требования АО "СОГАЗ", суд первой инстанции установилизложенные обстоятельства, руководствовался указанными нормами права, и пришел к выводу об отказе в установлении прямой причинной связи тяжелого увечья застрахованного лица - Ибрагимова Д.И. с алкогольным опьянением.
Суд первой инстанции признал, что выгодоприобретателем по обязательному государственному страхованию в данном случае является Ибрагимов Д.И.
Суд первой инстанции признал, что АО "СОГАЗ" может быть освобождено от выплаты страхового возмещения только в случаях, прямо поименованных в пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ. В частности, к таким случаям отнесен факт тяжелого увечья застрахованного лица в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица, что должно быть подтверждено соответствующими доказательствами.
При этом прямая причинная связь может быть установлена на основании заключения судебно-медицинской экспертизы, принятого в соответствии с требованиями норм материального права, регулирующими порядок проведения судебно-медицинской экспертизы, и с требованиями, предъявляемыми к экспертам, проводящим такую экспертизу.
Не соглашаясь с доводами истца о наличии прямой причинно- следственной связи между алкогольным опьянением застрахованного лица и дорожно-транспортным происшествием, вследствие которого им получено тяжелое увечье, поскольку согласно справки химико-токсикологического исследования N 2256 от 10.06.2019 года у Ибрагимова Д.И. было зафиксировано содержание 1, 4 г/л этилового спирта на литр крови, суд первой инстанции признал, что тяжелое увечье Ибрагимов Д.И. получил в результате нарушения им требований ПДД РФ, в связи с чем, отсутствуют основания для установления прямой причинной связи с алкогольным опьянением и наступившим страховым случаем.
Судебная коллегия соглашается с изложенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства, исследованных в судебном заседании доказательствах, которым дана правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы искового заявления, что было предметом проверки судом первой инстанции и выражают несогласие представителя истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, а потому, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, т.к. иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, - не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Вместе с тем вывод суда первой инстанции, изложенный в мотивировочной части решения о том, что отсутствуют правовые основания для освобождения истца от выплаты страхового возмещения, является неверным, поскольку не все основания, изложенные в пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", были предметом исковых требований и рассмотрения судом первой инстанции.
В этой части решение суда первой инстанции подлежит изменению - из мотивировочной части решения надлежит исключить вывод суда первой инстанции: "отсутствуют правовые основания для освобождения истца от выплаты страхового возмещения".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 13 января 2022 года - изменить.
Исключить из мотивировочной части решения вывод суда: "отсутствуют правовые основания для освобождения истца от выплаты страхового возмещения".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца АО "СОГАЗ" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.