Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Лемагиной И.Б, судей фио, фио, при помощнике Патове А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело N 2-2037/2022 по апелляционным жалобам фио, Министерства финансов Российской Федерации на решение Тверского районного суда адрес от 11 апреля 2022 г, которым постановлено:
Исковые требования Шилова Александра Яковлевича к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Шилова Александра Яковлевича компенсацию морального вреда в размере сумма, в удовлетворении требования в большем размере, отказать.
УСТАНОВИЛА:
Шилов А.Я. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда в размере сумма, мотивируя тем, что моральный вред ему причинен незаконным уголовным преследованием его братьев фио, фио, племянника фио, которые были в полном объеме оправданы по предъявленным обвинениям приговором Брянского областного суда от 24 января 2019 г. С момента инициирования в отношении последних уголовного преследования он принял на себя большое количество обязательств по решению проблем брата и племянника, вынужден был переехать в адрес, осуществлял поиск адвокатов и заключение с ними соглашений, осуществлял передачки в СИЗО продуктов и лекарств. Кроме того, сам по себе факт инициирования уголовного преследования в отношении его родственников широко освещался СМИ, в связи с чем, негативно отразился на отношениях с друзьями, знакомыми, с некоторыми из которых он перестал общаться.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах Шилов А.Я, Министерство финансов Российской Федерации просят решение суда отменить, как незаконное.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 133 - 139, 397 и 399).
Исходя из содержания данных статей УПК РФ, право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям). При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (статья 136 УПК РФ).
В силу ч. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 150 ГК РФ нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу абзаца 3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Из материалов дела следует, что приговором Брянского областного суда от 24 января 2019 года фио, фио, фио были оправданы в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 210 УК РФ; ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 188 УК РФ; ч. 1 ст. 30, п. "а, г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ; ч. 4 ст. 188 УК РФ; ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ; ч. 3 ст. 30, п. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ; п. "а, б" ч. 4 ст. 229.1 УК РФ.
Приговор вступил в законную силу.
Истец является родным братом фио, фио и дядей фио
С учетом установленных судом конкретных обстоятельств дела, районный суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ.
Учитывая обстоятельства инициирования в отношении братьев и племянника истца уголовного преследования, категорию преступлений, в совершении которых они обвинялись, период уголовного преследования - более 6 лет, данные о личности истца, его возраст, семейное положение, степень нравственных страданий, причиненных незаконным уголовным преследованием близких родственников, конкретные обстоятельства настоящего дела, районный суд пришел к выводу о взыскании с ответчика Министерство финансов Российской Федерации в счет компенсации морального вреда, причиненного истцу, денежных средств в размере сумма
Проверяя решение суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает решение суда незаконным, постановленным с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов обстоятельствам дела.
Сам Шилов А.Я. не является лицом, в отношении которого имело место незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, следовательно, не обладает правом на реабилитацию и возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, положения ст.ст. 1070, абз. 3 ст. 1100 ГК РФ к нему не применимы.
Также в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не доказано, что ему в результате привлечения его родственников к уголовной ответственности был причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), были нарушены его личные неимущественные права (ст. 151 ГК РФ).
Публикации в СМИ относительно привлечения родственников истца к уголовной ответственности непосредственно фио не касаются, не содержат каких-либо сведений о нем, не исходили от правоохранительных органов.
Таким образом, решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда адрес от 11 апреля 2022 г. отменить.
Принять по делу новое решение
В удовлетворении исковых требований Шилова Александра Яковлевича к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного преследования родственников - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.