Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Михайловой Р.Б, судей Тиханской А.В, Коневой С.И.
при секретаре Щербаковой Ю.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тарасова... к призывной комиссии адрес, Объединённому Военному комиссариату адрес о признании незаконным решения комиссии (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2а-708/2021)
по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 10 декабря 2021 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения представителя административного истца по доверенности Тригнина В.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарасов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии адрес, Объединённому Военному комиссариату адрес, в котором просил признать незаконным и отменить заключение от 07 июля 2021 года о зачислении его в запас как не прошедшего военную службу по призыву без законных на то оснований; обязать устранить допущенное нарушение его прав путем выдачи военного билета, указывая на то, что не уклонялся от прохождения военной службы по призыву, повесток в военкомат не получал.
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 10 декабря 2021 года в удовлетворении административных исковых требований фио отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить данный судебный акт как незаконный.
Относительно доводов апелляционной жалобы ОВК адрес представлены возражения.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Тригнина В.Г, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным на основании ст.ст. 150, 152, 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия находит, что имеются предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для его отмены в апелляционном порядке.
Применительно к части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что Тарасов А.С. паспортные данные стоял на воинском учете в ОВК адрес.
В период с 31 марта 2010 года по 01 апреля 2013 года Тарасов А.С. проходил обучение в очной аспирантуре, в связи с чем призывнику предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу.
15 апреля 2014 года Тарасов А.С. достиг 27-летнего возраста.
07 июля 2021 года административным ответчиком вынесено оспариваемое заключение, которым Тарасов А.С. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что оснований полагать оспариваемое решение призывной комиссии незаконным, принятым с нарушением прав административного истца, не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что у призывника истекли сроки предоставленной ему отсрочки для обучения; иных оснований для освобождения от призыва на военную службу у него не установлено; в связи с изложенным, суд посчитал, что в отношении административного истца правомерно принято заключение, которым он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Согласиться с обоснованностью таких выводов суда не представляется возможным, они основаны на избирательном толковании действующего законодательства и не учитывают должным образом фактические обстоятельства дела.
Так, Конституция Российской Федерации провозглашает в статье 59 (части 1 и 2) защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, в том числе посредством несения военной службы.
В силу статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежат призыву на военную службу; на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Отсрочки согласно статье 24 названного Федерального закона, в частности, имеют граждане, обучающиеся по очным формам обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам общего образования и, далее, программам бакалавриата, магистратуры, а также в связи с обучением в очной аспирантуре.
Согласно пункту 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, в частности, предусмотренным статьей 24 настоящего Федерального закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
При этом, в соответствии с пунктом 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положение), заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года.
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента адрес" высказал правовую позицию, согласно которой призывная комиссия выносит свое заключение, принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 названного Федерального закона, пунктом 1 которой предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
Согласно статье 31 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1). Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2). В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2.10.2007 N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, непосредственно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по проведению мероприятий, связанных с вызовом на призывную комиссию предусмотренными законом способами. Действующее законодательство не устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, самостоятельно являться в военный комиссариат; напротив, связывает такую явку именно с получением повестки; соответствующая правовая позиция приведена в пункте 54 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного 14 ноября 2018 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Применительно к изложенному представляется, что гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом не представлено объективных доказательств того, что такому гражданину направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, призывник уклонялся от вручения повесток, явки в военный комиссариат и т.д.
По настоящему административному делу административными ответчиками в нарушение части 11 статьи 226 КАС РФ таких доказательств не представлено; о том, что Тарасову А.С. после истечения срока действия отсрочки в юридически значимый период направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с его призывом на военную службу, имели место быть иные вызовы и розыск призывника через органы внутренних дел и др, факты отказа фио от получения повесток и уклонения от вызовов; данных не установлено.
При таком положении, судебная коллегия находит, что оснований полагать оспариваемое решение (заключение) законным и обоснованным, принятым призывной комиссией в соответствии с нормами права и без нарушения прав административного истца не имеется.
С учетом изложенного, решение районного суда об отказе в удовлетворении административного иска не может быть признано законным и обоснованным; на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным заключения призывной комиссии адрес от 07 июля 2021 года о признании фио не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, поскольку для этого установлена предусмотренная статьей 227 КАС РФ совокупность обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 10 декабря 2021 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым признать незаконным заключение призывной комиссии адрес от 07 июля 2021 года о признании Тарасова.., не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.