Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио, при секретаре О.В. Сергеевой, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе фио на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2021 года по административному иску фио к Центральному Банку России о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛА:
С.С. Макаров обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Центральному Банку Российской Федерации о признании незаконным бездействия при осуществлении контроля и надзора за деятельностью адрес "Городская Сберкасса" в период с 17 января 2018 года по 29 мая 2019 года.
Требования мотивированы тем, административный истец являлся заимодавцем адрес "Городская Сберкасса", в результате ненадлежащего выполнения Банком России своих функций по контролю и надзору за деятельностью микрофинансовой организации ему были причинены убытки.
Суд постановилвышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
В заседании судебной коллегии административный истец С.С. Макаров и его представитель фио поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Центрального Банка России по доверенности фио просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение суда отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Судом установлено, что Акционерное общество Микрофинансовая компания "Городская сберегательная касса" имело статус микрофинансовой организации в виде микрофинансовой компании.
11 августа 2011 года сведения об этом были внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций под регистрационным номером записи 4110177000345.
Банком России в период с 31 июля 2018 года по 13 сентября 2018 года проведена плановая, тематическая проверка деятельности Общества на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации в части порядка и условий привлечения денежных средств, достоверности учета (отчетности), соблюдения нормативов достаточности собственных средств и ликвидности, а также иных вопросов. Проверяемый период проверки составил с 1 октября 2017 года по 12 сентября 2018 года.
По результатам проверки в деятельности адрес "Городская Сберкасса" установлены неоднократные в течение года нарушения требований Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", нормативных актов Банка России.
В частности, обнаружены следующие нарушения: неоднократное в течение года нарушение установленных Указанием Банка России от 24 мая 2017 года N 4382-У "Об установлении экономических нормативов для микрофинансовой компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и (или) юридических лиц в виде займов, и микрофинансовой компании, осуществляющей выпуск и размещение облигаций" числовых значений экономических нормативов достаточности собственных средств по состоянию на отдельные даты, максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и максимального размера риска на связанное с Обществом лицо (группу связанных с Обществом лиц) по состоянию на отдельную дату; неоднократное в течение года нарушение требований Указания Банка России от 13.01.2017 года N 4263-У "О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами", в части порядка составления и представления отчетности по форме 0420001 "Отчетность об операциях с денежными средствами некредитных финансовых организаций"; неоднократное в течение года нарушение требований Указания Банка России от 24.05.2017 года N4383-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности микрофинансовыми компаниями и микрокредитными компаниями, порядке и сроках раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения микрофинансовой компании", в части порядка составления и представления отчетности по форме 0420840 "Отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой компании" и порядка составления и представления отчетности по форме 0420847 "Отчет о средневзвешенных значениях полной стоимости потребительских микрозаймов"; неоднократное в течение года представление существенно недостоверных отчетных данных и др.
Установленные в результате проверки нарушения в деятельности адрес "Городская Сберкасса" послужили основанием для вынесения Банком России Приказа от 17 января 2019 года N ОД-85 об исключении сведений об адрес "Городская Сберкасса" из государственного реестра микрофинансовых организаций.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что незаконного бездействия административным ответчиком допущено не было.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Банк России в соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 и статьей 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
Статьей 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определено, что некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности: 1) профессиональных участников рынка ценных бумаг; 2) управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; 3) специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; 4) акционерных инвестиционных фондов; 5) клиринговую деятельность; 6) деятельность по осуществлению функций центрального контрагента; 7) деятельность организатора торговли; 8) деятельность центрального депозитария; 9) деятельность субъектов страхового дела; 10) негосударственных пенсионных фондов; 11) микрофинансовых организаций; 12) кредитных потребительских кооперативов; 13) жилищных накопительных кооперативов; 14) бюро кредитных историй; 15) актуарную деятельность; 16) кредитных рейтинговых агентств; 17) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов; 18) ломбардов.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Банк России не вмешивается в оперативную деятельность некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В силу статьи 14 Федерального закона от 2 июля 2010 года N151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" Банк России осуществляет регулирование деятельности микрофинансовых организаций, а также надзор за соблюдением микрофинансовыми организациями требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 7.2 настоящего Федерального закона (часть 2).
Банк России осуществляет следующие функции:
1) ведет государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России;
2) получает от микрофинансовых организаций необходимую информацию об их деятельности, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность, осуществляет надзор за выполнением микрофинансовыми организациями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России (часть 3).
Согласно пункту 8 части 4 статьи 14 Закона N151-ФЗ Банк России исключает сведения о микрофинансовой организации из государственного реестра микрофинансовых организаций в случаях, предусмотренных Законом N151-ФЗ.
В соответствии с ч. 1.1 статьи 7 Закона N151-ФЗ Банк России исключает сведения о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по основаниям: неоднократного в течение года нарушения микрофинансовой организацией требований настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 декабря 2013 года N353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", нормативных актов Банка России, за исключением нарушений, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей части; осуществления микрофинансовой организацией деятельности, запрещенной настоящим Федеральным законом; неоднократного нарушения в течение одного года микрофинансовой организацией требований, установленных статьей 6, статьей 7 (за исключением пункта 3), статьями 7.3 и 7.5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и (или) неоднократного нарушения в течение одного года требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом; неоднократного в течение года представления микрофинансовой организацией существенно недостоверных отчетных данных; если микрофинансовая организация в течение года не предоставила ни одного микрозайма; нарушения микрофинансовой организацией требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей микрофинансовые организации (далее - саморегулируемая организация в сфере финансового рынка), установленного настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 13 июля 2015 года N223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"; неоднократного в течение года снижения собственных средств (капитала) микрофинансовой организации ниже минимального значения, установленного настоящим Федеральным законом, или в случае, если размер собственных средств (капитала) микрофинансовой организации ниже такого минимального значения в течение не менее ста восьмидесяти календарных
дней; несоответствия лиц, указанных в части 1 статьи 4.1-1 и части 1 статьи 4.3 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом; внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации микрофинансовой организации или прекращении деятельности микрофинансовой организации в результате реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования; получения микрофинансовой компанией статуса банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации; поступления в Банк России заявления микрофинансовой организации, указанного в части 1.4 настоящей статьи.
Эти требования закона не были нарушены административным ответчиком.
Судом первой инстанции также правомерно учтено вступившее в законную силу решение Мещанского районного суда г. Москвы от 3 августа 2021 года по делу N2а-487/2021 по административному иску фио об оспаривании Приказа Банка России от 17 января 2019 года N ОД-85 об исключении сведений об адрес "Городская Сберкасса" из государственного реестра микрофинансовых организаций, которым не установлено фактов нарушения закона в действиях Банка России.
Также суд первой инстанции правомерно отклонил довод административного истца о причинении ему убытков в результате действий (бездействия) административного ответчика.
Так, решением Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2020 года по делу N А40-116246/19-157-99Б адрес "Городская Сберкасса" по заявлению ИП фио признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре ликвидируемого должника.
Согласно статье 79 Федерального закона "О Центральном Банке России" Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.
Порядок установления требований кредиторов ликвидируемого должника в деле о банкротстве осуществляется в соответствии с положениями ст.ст. 16, 225 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и С.С. Макаров не лишен возможности заявить такие требования в рамках данной процедуры.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом правильно определен предмет доказывания по настоящему спору, ходатайство о допросе свидетеля отклонено правомерно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат других обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не может быть удовлетворена.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.