Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио, при секретаре М.В. Кунингас, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 9 февраля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного иска фио к ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Белгородской и адрес", Пограничной службе ФСБ России о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛА:
А.Т. Степанов обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Белгородской и адрес", Пограничной службе ФСБ России, полагая незаконным отказ в пересечении государственной границы Российской Федерации по паспорту гражданина Украины в форме id-карты, просил обязать Пограничную службу ФСБ России осуществить приведение действий своих подразделений в единое соответствие с законодательством и международными актами в части осуществления пропуска через государственную границу Российской Федерации граждан Украины с паспортами в форме id-карты.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит А.Т. Степанов по доводам апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии А.Т. Степанов поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители административного ответчика Управления ФСБ России по адрес по доверенностям фио и фио участвовали посредство видеоконференцсвязи, решение суда просили оставить без изменения.
Представители административного ответчика ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Белгородской и адрес" по доверенностям фио, фио явились в заседание судебной коллегии, против доводов апелляционной жалобы возражали.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Как установлено судом, 1 сентября 2021 г. А.Т. Степанов прибыл в МАПП "Нехотеевка" с целью пересечения государственной границы, как житель адрес.
При прохождении пограничного контроля он предъявил паспорт гражданина Украины в виде пластиковой карточки (ID-карты), который не содержал отметки о регистрации по месту жительства на территории соответствующего адрес.
Помимо названного документа административный истец также предоставил выписку из Единого государственного демографического реестра (далее - выписка из реестра) с отметками о ее соответствии указанному паспорту и справку управляющей компании N 975 от 6 февраля 2018 г. о регистрации по месту жительства.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что права и законные интересы административного истца указанными действиями не нарушены.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" определено, что пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на адрес, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на адрес либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.
При этом основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.
Согласно пункту 5 Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России) по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного приказом ФСБ России от 8 ноября 2012 г. N 562 (далее - Административный регламент), предметом пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации является, в том числе признание законности пересечения государственной границы лицами, въезжающими в Российскую Федерацию, либо разрешение на пересечение государственной границы лицами, выезжающими из Российской Федерации.
Положениями абзаца 3 пункта 2 Административного регламента определено, что основанием для начала административной процедуры по осуществлению пограничного контроля является представление должностному лицу иностранными гражданами визы и действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Приложение N 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Москва, 16 января 1997 г.) содержит исчерпывающий перечень документов граждан Украины для въезда, выезда, пребывания и передвижения по адрес, в котором указан, среди прочих, паспорт гражданина Украины.
Вместе с тем в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением в Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, Правительством Российской Федерации издано распоряжение N 635-р от 16 марта 2020 г. (далее - распоряжение), пунктом 1 которого временно ограничен въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица), а также движение через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 распоряжения положения пункта 1 распоряжения неприменимы в отношении лиц, постоянно проживающих на территориях отдельных адрес и адрес, пропуск которых осуществляется при наличии в паспорте гражданина Украины либо документе, удостоверяющем личность, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2017 г. N 74 "О признании в Российской Федерации документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территориях отдельных адрес и адрес" (далее - Указ Президента), отметки о регистрации по месту жительства на территории соответствующего адрес или адрес.
В пункте 1 названного Указа Президента установлено, что временно, на период до политического урегулирования ситуации в отдельных адрес и адрес на основании Минских соглашений:
а) в Российской Федерации признаются действительными документы, удостоверяющие личность, документы об образовании и (или) о квалификации, свидетельства о рождении, заключении (расторжении) брака, перемене имени, о смерти, свидетельства о регистрации транспортных средств, регистрационные знаки транспортных средств, выданные соответствующими органами (организациями), фактически действующими на территориях указанных районов;
б) граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территориях отдельных адрес и адрес, могут осуществлять въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации без оформления виз на основании документов, удостоверяющих личность (несовершеннолетние дети в возрасте до 16 лет - на основании свидетельства о рождении), выданных соответствующими органами, фактически действующими на территориях указанных районов.
Суд первой инстанции эти нормы применил правильно, так как паспорт гражданина Украины в виде ID-карты основанием для пересечения государственной границы Российской Федерации не является, поскольку в нем отсутствует отметка о регистрации по месту жительства на территории соответствующего адрес или адрес. Другие документы, представленные административным истцом, в подтверждение регистрации по месту жительства, содержали противоречивые сведения, поэтому не были приняты пограничной службой.
При этом судебная коллегия учитывает, что А.Т. Степанов не был лишен возможности предоставить документы, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2017 г. N 74 "О признании в Российской Федерации документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территориях отдельных адрес и адрес".
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что порядок рассмотрения обращений соблюден, содержание данных гражданам ответа основано на нормативных правовых актах, регулирующих спорные отношения.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Суд, разрешая спор, правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 9 февраля 2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.