Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио, при секретаре А.М. Анохиной, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе Ивановской областной общественной организации "Центр гендерных исследований" (далее - Центр, Организация) на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 января 2022 года по делу по административному исковому заявлению Ивановской областной общественной организации "Центр гендерных исследований" о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
УСТАНОВИЛА:
Центр обратился в суд с указанным выше заявлением к Министерству юстиции России, полагая незаконным распоряжение указанного органа государственной власти о включении административного истца в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Требование мотивировано тем, что Организация неправомерно включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а изложенные в распоряжении Минюста России от 29 сентября 2021 года N1115-р выводы об осуществлении организацией политической деятельности являются необоснованными, поскольку деятельность Организации соответствует заявленным в Уставе целям.
Также указывает, что на Центр могут быть неправомерно возложены дополнительные обязанности, которые создают препятствия для активной общественной и просветительской деятельности.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Центр, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции в том, что организация причастна к осуществлению политической деятельности, а также указывая на нарушения норм процессуального права.
В заседании судебной коллегии представитель административного истца - адвокат А.В. Кинчевская доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации по доверенности фио просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела и решение суда, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Установлено, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 29 сентября 2021 года N1115-р Ивановская областная общественная организации "Центр гендерных исследований" включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд руководствовался тем, что указанное решение уполномоченного органа государственной власти основано на законе, подтверждается материалами внеплановой проверки, согласно которым Организация получала финансовую поддержку от иностранных источников, была причастна к осуществлению политической деятельности.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
Политическая деятельность характеризуется действиями, имеющими цель оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей, а также индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан фио, фио и фио" указано, что из содержания взаимосвязанных положений пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", вытекает, что некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:
быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;
получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Организация, осуществляя политическую деятельность, на момент получения денежных средств от иностранного источника, не исполнило установленную законом обязанность подать заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Так, в ходе внеплановой документарной проверки Организации за период с 29 марта 2021 года по 23 апреля 2021 года установлено, что Организация за период с марта 2018 года по март 2021 года получила иностранное финансирование: 22 марта 2018 года от российского представительства Общества "Оксфам" в сумме сумма; 1 марта и 3 апреля 2019 года от филиала Фонда фио (ФРГ) в сумме сумма; 30 мая 2019 года от граждански фио Черновой в сумме сумма; 30 октября 2019 года от гражданки фио Веселковой в сумме сумма; 3 марта, 31 июля и 19 октября 2020 года от Фонда фио (ФРГ) в сумме сумма; 4 июня 2020 года от Фонда Alfred Toepfer Stiftung (ФРГ) в сумме сумма; 18 июня 2020 года от того же фонда в сумме сумма; 1 марта 2021 года от филиала Фонда фио (ФРГ) в сумме сумма.
Предоставляемые в виде пожертвований денежные средства использовались Организацией на финансирование мероприятий по распространению, в том числе с использованием современных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой в стране политике.
В частности, директор Организации фио в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" имеет свою страницу в ВКонтакте, в которой содержится краткая информация о том, что она является "директор Ивановского центра гендерных исследований" (https://vk.com/oshnyrova). При изучении указанной страницы выявлен ряд публикаций, носящий политический характер: 28 августа 2020 г. призывает подписать петицию "Помоги сделать мир лучше. Подпиши петицию". Петиция открыта для подписи и содержит обращение к Президенту Российской Федерации, а также Генеральному прокурору. При этом указано, что вопрос о положении женщин на Кавказе рассмотрен в рамках семинара, прошедшего в Суздале в августе 2020 и реализуемого при поддержке и в рамках региональной программы Фонда фио "Социальная справедливость и региональная интеграция в России, Украине, на Южном Кавказе, в Белоруссии и Молдове" (https://vk.com/oshnyrova?w=wall121263014_1502); 18 июля 2020 г, 30 июля 2020 г. (https://vk. Com /oshnyrova?w= wall121263014_1499, https:// vk.com/ oshnyrova?w= wall121263014_ 1500) размещена информация об участии директора фио Шныровой в выборах в Ивановскую городскую Думу, а также призыв к поддержке фио на указанных выборах, обращение к "потенциальным избирателям"; 5 марта 2019 года (https://vk.com/oshnyrova?w= wall121263014_ 1485) размещена ссылка на статью "Атака на профсоюзы АУГСГиП" (источник "Профсоюз Учитель" https://vk.com/@union_ teacher-ataka-na-profsouzy-v-augsgip), в которой содержится информация о проведении публичных акций и пикетов в защиту преподавателей в Санкт-Петербурге, а также указаны контактные данные для лиц, желающих принять участие в указанных мероприятиях (на момент размещения ссылки акции проведены); 6 сентября 2018 г. и 7 сентября 2018 г. размещена информация об участии директора Организации фио в "митинге против пенсионной реформы", а также призыв к участию в указанном митинге (https://vk.com/oshnyrova?w=wall121263014_1477, https:// vk.com/ oshnyrova ?w =wall121263014_1478).
Также директор Организации фио в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" имеет свою страницу в Facebook (... /olgashnyrova), в которой содержится краткая информация следующего содержания: "Position and duties: lecturer, docent (Associate Professor), director of the Ivanovo Center for Gender Studies" (перевод: Должность и обязанности: преподаватель, доцент (доцент), директор Ивановского центра гендерных исследований)... 19 марта 2021 г. размещена публикация со ссылкой на петицию против поправок, вносимых в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и призывом подписать указанную петицию ("Пока ещё не совсем поздно, подпишите те, кто не подписал"). 23 января 2021 г. размещена публикация о событиях в Брюсселе - фото с лозунгами "FREE NAVALNY" (перевод: "Свободу Навальному"); 18 января 2021 г. она поддерживает заявление членов РАН против поправок к закону об образовании, вводящих жесткое государственное регулирование любой просветительской деятельности в стране.
Размещена ссылка на страницу...
По указанной ссылке размещена информация с призывом депутатов Государственной Думы отклонить проект поправок, вносимых в Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а "всех граждан нашей страны - мирным и законным путем отстаивать свои конституционные права ради нашего общего будущего".
12 сентября 2020 г. размещена информация о проведении научно-практической конференции на тему "Новый конституционный режим, проблема гендерного неравенства и перспективы "зеленого развития России". Мероприятие проводилось немецким политическим фондом - Фондом имени фио. Директор Организации заявлена докладчиком на указанном мероприятии;
22 августа 2020 г. размещена ссылка на социальный видеоролик, адресованный жителям Российской Федерации. При этом ссылка содержит переадресацию на сайт "protest27.ru", на котором размещена информация о планируемых в 2020 году мероприятиях в поддержку фио, призыв к участию в указанных мероприятиях жителей адрес, а также иных мероприятиях, направленных на противодействие существующему политическому строю;
19 августа 2020 г. размещена ссылка на видеоролик с акцией протеста, проходившей в Белоруссии. При этом в комментариях к публикации директором фио Шныровой выражено одобрение ("солидарность") событий, происходящих в Белоруссии и направленных против существующего политического строя; 19 и 21 марта 2020 г. размещены публикации, выражающие негативное отношение директора Организации к процессу принятия поправок в Конституцию Российской Федерации; Организацией проводился опрос респондентов на тему "ИЦГИ. Июль. Мониторинг трудовых прав в условиях смягчения мер противодействия COVID-19. Роль профсоюзов и женских НКО" (публикация от 30 апреля 2020 г. на странице директора фио Шныровой (... / olgashnyrova, https://docs.google. com/forms/d/e/ 1FAIpQLSeJvxBTRMcFu1E3lo0rtYRWIYEOSSvMOAGyvVRg7voWZRTdmg/viewform?fbclid=IwAR1sLzdv6oymY94AwTElFhZz1DEQq050GuAkupNsFSzHtD9XphNZYKLNKI8.
Результаты проведенного опроса были систематизированы
и представлены директором фио Шныровой на Онлайн-конференции о защите прав работников в условиях пандемии коронавируса, проведенной Социал-демократической фракцией и Гендерной фракцией партии "Яблоко" как результат неэффективной политики лиц, стоящих у власти. В своем выступлении она акцентировала внимание на необходимых мерах противодействия существующему политическому строю, в частности отстаивании прав НКО в условиях расширения прав и полномочий органов власти и самоуправления (https://www.youtube. com/ watch?feature= youtu.be&v= mAuYLOJTXkw&app=desktop), а именно: высказывает мнение о расширении полномочий полиции и негативном влиянии расширения на возможность отстаивания прав гражданского общества, а также о необходимости реагирования на политические изменения; упоминает совещание, проводимое фио совместно с министрами, о социальных гарантиях, отмечает негативную реакцию населения на обсуждаемые на указанном заседании вопросы, сравнивает ситуацию в стране с "закипающим чайником", негативно оценивает ситуацию в стране в перспективе.
Таким образом, результаты проверки подтвердили политическую деятельность административного истца и факт финансирования Центра от иностранных источников.
Изложенное свидетельствует о том, что Центр осуществлял политическую деятельность в том значении, в каком она раскрыта в упомянутом Постановлении Конституционного Суда России от 8 апреля 2014 г. N10-П.
Установленные выше обстоятельства получили надлежащую правовую оценку по правилам ст. 62 КАС РФ в соответствии со следующими законоположениями.
Согласно п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом.
Указанный Порядок утвержден Приказом Минюста РФ от 30 ноября 2012 г. N223 "О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 ноября 2012 г.; регистрационный N25980).
Согласно п. 2 Порядка ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Министерство).
Включение в реестр происходит по заявлению самой некоммерческой организации (подп. "а" п. 6, п. 9, п. 11, п. 12 Порядка).
Основанием для внесения изменений в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое в связи с поступлением в Министерство документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", абзацем восьмым части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" (абз. 3 п. 10 Порядка).
Вместе с тем при невыполнении некоммерческой организации обязанности подать такое заявление, включение её в реестр возможно по инициативе Министерства юстиции РФ.
Так, в силу п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
В этом случае уведомление о включении некоммерческой организации в реестр направляется Министерством некоммерческой организации не позднее чем через три рабочих дня со дня издания соответствующего распоряжения (п. 19 Порядка).
Сведения о некоммерческих организациях, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем через три рабочих дня со дня внесения сведений в реестр на электронных носителях (п. 21 Порядка).
Таким образом, Министерство юстиции РФ вправе было решать вопрос о включении Центра в реестр даже в отсутствие его заявления, поскольку имелись достаточные данные, свидетельствующие об осуществлении им деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
Частью 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Суд первой инстанции, установив, что Министерством юстиции РФ представлены доказательства, подтверждающие его право на принятие оспариваемого решения и соблюдение порядка его принятия, пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Довод апелляционной жалобы о том, что, Центр не причастен к политической деятельности, подлежит отклонению судебной коллегией, поскольку публикации указанных материалов осуществлялась, в том числе через ресурсы в сети интернет, зарегистрированные на имя руководителя Организации, который в силу занимаемой руководящей должности определяет действия некоммерческой организации.
В жалобе административный истец со ссылкой на ст. ст. 10, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод заявляет о недопустимости ограничения свободы выражать свое мнение.
Указанные доводы основаны на искаженном цитировании норм права, что влечет односторонность выводов подателя жалобы, поскольку действия Минюста России основаны на законе, не лишают Организацию возможности в полном объеме осуществлять свою уставную деятельность, включая политическую, и получать финансирование от иностранных источников при обеспечении прозрачности как самой деятельности, так и источников ее финансирования.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.