Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио, при секретаре А.А. Аликсиной, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Ж. Кочкорбаева по доверенности фио на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2021 года по административному иску Ж. Кочкорбаева к ОМВД России по району Сокол г. Москвы, УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконным решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с указанным выше административным иском к ОМВД России по району Сокол г. Москвы, УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве, полагая незаконным решение о запрете въезда на территорию России, постановленное в отношении него по мотивам совершения двух административных правонарушений в течение трех лет.
Требования мотивированы тем, что административный истец имеет устойчивые связи с Российской Федерацией, где проживает длительное время, не совершал грубых правонарушений, полагал, что оспариваемый запрет не мог быть принят до 30 сентября 2021 года в период действия Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N364.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представителя административного истца ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель административного УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве И.И. Косарец просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных пп. 3 и 4, части 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон.
Из материалов делу усматривается, что 27 августа 2021 года ОМВД России по району Сокол г. Москвы приняло решение о неразрешении гражданину адрес Кочкорбаева Жоомарта, паспортные данные въезда на территорию России на срок до 4 декабря 2022 года, поскольку им 2 раза в течение трех лет (18 марта 2019 года и 24 ноября 2019 года) совершены проступки, за которые он привлекался к административной ответственности соответственно по ст. 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая заявленные требования, суд исходил из того, что решение миграционного органа о запрете на въезд на территорию России основано на законе и является мотивированным.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую, законную цель (обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц), являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
Необходимость ограничения прав и свобод человека должна быть обоснована исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.
Подпункт 4 статьи 26 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не предусматривает безусловный отказ в выдаче разрешения на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину в случае неоднократного (два и более раза) привлечения его к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административных правонарушений на адрес, а лишь предусматривает возможность такого отказа.
При этом определяющее значение имеют тяжесть совершенных правонарушений, обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на адрес, род деятельности и профессия, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство. Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся том числе и неразрешения въезда в Российскую Федерацию.
Как следует из материалов дела, административный истец длительное время пребывает в России, неоднократно получал патенты на осуществление трудовой деятельности, что свидетельствует о наличии у него устойчивых социальных связей на территории России, что не может не учитываться при решении вопроса о правомерности принятых ограничений.
Судебная коллегия учитывает, что решение о неразрешении въезда от 27 августа 2021 года в отношении Ж. Кочкорбаева принято в период действия Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N364, подпунктом "а" пункта 2 которого устанавливалось, что до 30 сентября 2021 года включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, не принимаются решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
В данном случае, фио на момент принятия оспариваемого решения находился на территории Российской Федерации на законном основании, что подтверждается данными ЦБДУИГ, поэтому в отношении него подлежит применению Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N364.
При этом судебной коллегией также учитывается незначительность совершенных фио административных правонарушений, которые не посягают на безопасность и обороноспособность страны, что фио нарушений миграционного законодательства не допускал.
При таком положении, по мнению судебной коллегии, имелись основания для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии с п. 1, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2021 года отменить, вынести по делу новое решение:
Признать незаконными решение от 27 августа 2021 года ОМВД России по району Сокол г. Москвы о не разрешении въезда на территорию Российской Федерации, вынесенное в отношении гражданина адрес, паспортные данные.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.