Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, Смолиной Ю.М., с участием прокурора фио, при секретаре Устинове Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
административное дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица фио на решение Измайловского районного суда адрес от 01 августа 2022 года, которым постановлено:
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 12 июля 2022 года N 5/1 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 фио",
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с административным иском к административному ответчику избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес и, уточнив требования, просил признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 12 июля 2022 года N 5/1 "О регистрации кандидата в депутаты совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 фио".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 14 июля 2022 года N 6/9 фио зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2. В соответствии с решением той же избирательной комиссии от 12 июля 2022 года N 5/1 фио зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты по многомандатному избирательному округу N 2. Административный истец полагает, что данное решение нарушает его избирательные права, поскольку заинтересованное лицо в заявление о согласии баллотироваться указала неверные данные о своем месте работы, а указание в заявлении неверных данных о себе является нарушением закона. Следовательно, при принятии решения о регистрации кандидата фио Избирательной комиссией внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес нарушены нормы п. 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В судебном заседание представитель административного истца фио уточнил требования указав, что фио бланк заявления о согласии баллотироваться заполнила рукописно, в графе "основное место работы или службы, занимаемая должность/ род занятий" - указала Плательщик налога на профессиональный доход и депутат Совета депутатов муниципального адрес, без уточнения сведений о том, что эти полномочия осуществляются на профессиональной основе. В графе "сведения об исполнении обязанностей депутата на непостоянной основе" - указала, что является депутатом Совета депутатов муниципального адрес, без уточнения сведений о том, что эти полномочия осуществляются на непостоянной основе.
Затем, использовав право вносить уточнения и дополнения в документы кандидатом фио было подано заявление об изменениях/дополнениях в документы, содержащие сведения о кандидате. В вышеуказанном заявлении изменяются следующие сведения в части: "плательщик налога на профессиональный доход" в графе место работы заявления о согласии баллотироваться по многомандатному избирательному округу N 2 следует изменить на "Физическое лицо, применяющее специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". Сведения о кандидате изменены лишь в этой части. В части указания постоянного места работы в качестве депутата Совета депутатов муниципального адрес изменений и дополнений не внесено. Таким образом, заинтересованное лицо фио внесла в заявлении о согласии баллотироваться взаимоисключающие данные об основном месте работы (роде занятий) и об исполнении полномочий депутата на непостоянной основе. Административным ответчиком не были выполнены в равной мере обязательные для всех требования Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в частности им, при подаче документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты был нарушен принцип равенства кандидатов, предусмотренный п.1 ст. 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в том числе и обязанностей по представлению необходимых для уведомления о выдвижении и для регистрации документов, соответствующих требованиям закона, были нарушены пассивные избирательные права административного истца, добросовестно представившего все необходимые документы в строгом соответствии с требованиями закона.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит заинтересованное лицо фио, ссылаясь в апелляционной жалобе на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение и неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения заинтересованного лица фио, представителя административного истца фио по доверенности фио, представителя административного ответчика фио, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (часть 11 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002
N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что решением Совета депутатом муниципального адрес от 16 июня 2022 года N 84/1 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес. Данное решение было опубликовано в бюллетене "Московский муниципальный вестник" от 21 июня 2022 года.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 14 июля 2022 года N 6/9 фио зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 12 июля 2022 года N 5/1 фио зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2.
В заявлении о согласии баллотироваться кандидат фио указала собственноручно (рукописно), в графе "основное место работы или службы, занимаемая должность/ род занятий" - указала Плательщик налога на профессиональный доход и Депутат Совета депутатов муниципального адрес, без уточнения сведений о том, что эти полномочия осуществляются на профессиональной основе. В графе "сведения об исполнении обязанностей депутата на непостоянной основе" - собственноручно (рукописно) указала, что является депутатом Совета депутатов муниципального адрес, без уточнения сведений о том, что эти полномочия осуществляются ей на непостоянной основе.
Затем, использовав право вносить уточнения и дополнения в документы, поданные ранее заинтересованным лицом фио было подано заявление об изменениях/дополнениях в документы, содержащие сведения о кандидате. В вышеуказанном заявлении она изменила следующие сведения в части:
"плательщик налога на профессиональный доход" в графе место работы Заявления о согласии баллотироваться по многомандатному избирательному округу N 2 указывает изменить на "Физическое лицо, применяющее специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". Сведения о кандидате изменены лишь в данной части. В части указания постоянного места работы в качестве депутата Совета депутатов муниципального адрес изменений и дополнений не внесено.
В подтверждение указанных в заявлении сведений об основном месте работы и исполнении обязанностей депутата заинтересованное лицо фио представила следующие документы:
- Справка о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход за 2022 год N 15874802 от 22 июня 2022 года.
- Справка об исполнении полномочий депутата Совета депутатов муниципального адрес на непостоянной основе от 16 июня 2022 года.
Документа об исполнении полномочий депутата на постоянной основе, как основное место работы заинтересованное лицо фио не представила.
Согласно пункту 57 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" род занятий - документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход. Документа, выданного правомочным органом, подтверждающего статус депутата работающего на профессиональной основе фио не представила.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку заявление фио о согласии баллотироваться принято с нарушением закона, следовательно, при принятии решения о регистрации кандидата фио избирательной комиссией внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес нарушены нормы п. 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Исходя из представленных сведений фио исполняет обязанности депутата Совета депутатов муниципального адрес на непостоянной основе. Таким образом кандидат фио в заявлении о согласии баллотироваться указала взаимоисключающие сведения о себе.
Указание кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться данных об осуществлении полномочий депутата без уточнения сведений о том, что эти полномочия осуществляются на непостоянной основе, не свидетельствует о неполноте обязательных сведений о кандидате либо ненадлежащем оформлении избирательных документов, если представленные документы не искажают информацию о нем. В данном случае представление взаимоисключающих сведений об исполнении полномочий депутата искажают информацию о кандидате, и неустранение данного противоречия в документах заинтересованного лица фио должно было повлечь отказ в регистрации ее в качестве кандидата.
Регистрация кандидата на основании представления недостоверных (взаимоисключающих) сведений о себе свидетельствует о несоблюдении единых для всех кандидатов правил предоставления документов, необходимых для уведомления и регистрации в качестве кандидата, и нарушении закрепленного статьей 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" принципа равенства всех кандидатов, в соответствии с которым все кандидаты не только обладают равными правами, но и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Данные выводы суда мотивированы и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Принимая во внимание положения закона и фактические обстоятельства дела, судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе фио, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, не опровергают выводов решения суда, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно.
Доводы апелляционных жалоб признаются коллегией несостоятельными, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены либо изменению принятого по делу судебного акта.
По делу отсутствуют, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Измайловского районного суда адрес от 01 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.