Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, с участием прокурора фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
административное дело N2а-851/2022 по апелляционной жалобе административного истца Тарасенко Ю.Э. на решение Останкинского районного суда адрес от 25 июля 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Тарасенко Юлии Эрнестовны к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Тарасенко Ю.Э. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес об оспаривании решения об отказе в регистрации Тарасенко Ю.Э. в качестве кандидата в депутаты на выборах Совета депутатов муниципальною адрес. В обоснование заявленных требований административный истец указала, что в установленный срок 20 июня 2022 года и предусмотренном порядке подала заявление о согласии баллотироваться кандидатом на данных выборах с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, с приложением необходимых документов. Истец собрала подписи избирателей в свою поддержку (16 подписей), которые рабочей группой были признаны недействительными согласно п. 10 ч. 7 ст. 37 адрес кодекса адрес. 07 июля 2022 года решением N 5/3 адрес Ростокино было отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1, со ссылкой на п. 10 ч. 7 ст. 37 адрес кодекса адрес. Административный истец полагает данное решение незаконным, поскольку неверно были применены нормы п. 10 ч. 7 ст. 37 адрес кодекса адрес, данных об использовании истцом при сборе подписей должностного положения в целях влияния на процесс и итоги выборов не имеется, данных о сборе подписей за вознаграждение не имеется, при этом статус истца не препятствует самовыдвижению истца в кандидаты в депутаты. Принятием оспариваемого решения нарушено право административного истца на равные условия для всех кандидатов.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Тарасенко Ю.Э, представителя административного ответчика по доверенности фио, выслушав заключение прокурора фио, полагавшей, что решение отмене или изменению не подлежит, поскольку постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что 08 июля 2022 года избирательной комиссией внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес принято решение N 5/3 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1 Тарасенко Ю.Э.".
Для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес в адрес по многомандатному избирательному округу N 1 Тарасенко Ю.Э. необходимо было представить комплект документов.
20 июня 2022 года Тарасенко Ю.Э. представила в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес документы о выдвижении ее в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
27 июня 2022 года Тарасенко Ю.Э. представила документы для регистрации: подписные листы, содержащие 16 подписей избирателей, протокол об итогах сбора подписей избирателей, первый финансовый отчет, выполненный по установленной форме.
Из итогового протокола проверки указанных подписных листов от 04 июля 2022 года следует, что из 16 представленных и проверенных подписей избирателей 16 подписей признаны недействительными, поскольку собраны с участием члена избирательной комиссии с правом решающего голоса (л.д. 6).
Административный ответчик, при реализации им установленного законодателем полномочия по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата/об отказе в регистрации кандидата (часть 7 статьи 19 Избирательного кодекса адрес), по результатам проведенной проверки, установилфакт сбора подписей избирателей административным истцом, являющимся членом избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Также из материалов дела следует, что 08 июля 2022 года Тарасенко Ю.Э. подала административному ответчику заявление с просьбой вывести ее из состава участковой избирательной комиссии избирательного участка N 746.
08 июля 2022 года территориальной избирательной комиссией адрес принято решение N 18/1 "Об освобождении от обязанностей члена участковой избирательной комиссии избирательного участка N 746".
11 июля 2022 года административный истец представила в избирательную комиссию документы, представляемые гражданами, реализующими пассивное избирательное право, для регистрации кандидата.
18 июля 2022 года избирательной комиссией внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес принято решение N9/4 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1 Тарасенко Ю.Э.".
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что на момент принятия оспариваемого решения истец обладая статусом члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, собирала подписи избирателей.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку у административного ответчика имелись основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты Тарасенко Ю.Э.
Данные выводы суда мотивированы и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В силу части 4 статьи 37 Избирательного кодекса адрес соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов.
В результате проверки подписи могут быть признаны достоверными, недостоверными и (или) недействительными (часть 5 статьи 37 Избирательного кодекса адрес).
Согласно пункту 10 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса адрес недействительными признаются подписи избирателей, собранные: при участии органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса; путем принуждения избирателей в процессе сбора подписей; с использованием вознаграждения избирателей за внесение подписей; на рабочих местах; в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи.
Аналогичная норма закреплена в пункте 6 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии счастью 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
К числу оснований для отказа регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона относится недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт д).
Регистрация кандидата на основании недостаточного количества достоверных подписей избирателей, либо при выявлении их недостоверности или недействительности свидетельствует о несоблюдении единых для всех кандидатов правил предоставления документов, необходимых для регистрации, и нарушении закрепленного статьей 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ принципа равенства всех кандидатов, в соответствии с которым все кандидаты не только обладают равными правами, но и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Принимая во внимание вышеизложенные положения закона и фактические обстоятельства дела, судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Учитывая формальный характер требований избирательного законодательства, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы необоснованными.
По делу отсутствуют, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Останкинского районного суда адрес от 25 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.