Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, с участием прокурора фио, при секретаре Мироновой Ю.К., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
административное дело N2а-501/2022 по апелляционной жалобе административного истца Силаевой Е.Г. на решение Измайловского районного суда адрес от 5 августа 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Силаевой Екатерины Геннадиевны к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес, Московской городской избирательной комиссии об отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 21 июля 2022 года N 4/1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Силаевой Е.Г." и решения Московской городской избирательной комиссии от 28 июля 2022 года N 17/4 "О жалобе Силаевой Е.Г." - отказать полностью,
УСТАНОВИЛА:
Силаева Е.Г. обратилась в суд с административным иском к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес, Московской городской избирательной комиссии, в котором просила отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 21 июля 2022 года N 4/1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Силаевой Е.Г." и решение Московской городской избирательной комиссии от 28 июля 2022 года N 17/4 "О жалобе Силаевой Е.Г."; обязать Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - адрес повторно рассмотреть вопрос о регистрации Силаевой Е.Г. кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2 в течение трёх дней со дня принятия решения суда, руководствуясь при этом выводами суда о правильности указания кандидатом слова "самозанятый" в качестве рода своих занятий; обратить решение суда по настоящему административному исковому заявлению к немедленному исполнению.
В обоснование своих требований административный истец указала, что 29 июня 2022 года представила в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - адрес документы о выдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2 в порядке самовыдвижения, включая заявление кандидата о согласии баллотироваться и справку о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход за 2022 год. Кроме того, 11 июля 2022 года Силаева Е.Г. представила в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - адрес документы о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2, включая подписные листы с 26 подписями избирателей в поддержку её выдвижения. Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 21 июля 2022 года N 4/1 Силаевой Е.Г. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2. Данное решение было обжаловано Силаевой Е.Г. в Московскую городскую избирательную комиссию, решением которой от 28 июля 2022 года N 17/4 жалоба Силаевой Е.Г. оставлена без удовлетворения. Основанием для отказа в регистрации Силаевой Е.Г. в депутаты явилось указание Силаевой Е.Г. в заявлении о согласии баллотироваться в качестве рода занятий - самозанятая. Административные ответчики в обжалуемых решениях указали на несоответствие сведений о кандидате действительности и на неуказание кандидатом достоверного рода занятий, в связи с чем все 26 представленные кандидатом подписи избирателей признаны недействительными. Административный истец считает данный отказ незаконным, нарушающим ее право быть избранной депутатом представительного органа местного самоуправления.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Силаевой Е.Г. и ее представителя адвоката фио, представителей административных ответчиков фио, фио, выслушав заключение прокурора фио, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что решением Московской городской избирательной комиссии от 18 сентября 2003 года N 5/7-2 полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на территориальную избирательную комиссию адрес.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 17 декабря 2020 года N 143/46 сформирована территориальная избирательная комиссия адрес.
Решением Совета депутатов адрес от 14 июня 2022 года N 32 назначены выборы депутатов Совета депутатов адрес на 11 сентября 2022 года, данное решение опубликовано в бюллетене "Московский муниципальный вестник".
Силаева Е.Г. подала в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - адрес заявление о согласии баллотироваться в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2.
29 июня 2022 года Силаева Е.Г. представила в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - адрес заявление о согласии баллотироваться с приложением документов, в том числе справки по форме КНД 1122035 о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
11 июля 2022 года Силаева Е.Г. предоставила в Избирательную комиссию первый финансовый отчет кандидата, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (26 подписей на 26 листах), протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, справку об остатках на специальном избирательном счете.
При этом в заявлении Силаевой Е.Г. о согласии баллотироваться в качестве рода занятий указано: "самозанятая"; во всех 26 листах с 26 подписями избирателей в поддержку выдвижения Силаевой Е.Г. в разделе сведений о месте работы и должности/роде занятий указано: "самозанятая".
В ходе проверки избирательных документов, представленных Силаевой Е.Г. при выдвижении и для регистрации, Избирательная комиссия установиланесоответствие сведений о роде занятий, изложенных в заявлении о согласии баллотироваться, документу, подтверждающему эти сведения.
Так, в заявлении Силаева Е.Г. указала в качестве рода занятий "самозанятая", представленная ею справка по форме КНД 1122035 свидетельствует о постановке Силаевой Е.Г. на налоговый учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
В порядке, предусмотренном ч. 1.1 ст. 37 Избирательного кодекса адрес, 15 июля 2022 года Избирательная комиссия приняла решение N 2/25 "Об извещении кандидата о выявленных недостатках в представленных документах", которым указывалось на вышеупомянутое несоответствие и был установлен срок для устранения выявленных недостатков - до 20 июля 2021 года.
17 июля 2022 года Избирательная комиссия направила соответствующее извещение на адрес электронной почты Силаевой Е.Г, указанный ею в качестве контакта. Одновременно на адрес электронной почты Силаевой Е.Г. было направлено уведомление о дате проверки подписных листов, представленных в комиссию - 19 июля 2022 года. В установленный указанным решением комиссии срок недостатки, изложенные Избирательной комиссией в извещении, Силаевой Е.Г. устранены не были. Изменений в сведениях о себе фио в комиссию не представила.
21 июля 2022 года Избирательной комиссией внутригородского муниципального образования в адрес - адрес принято решение N 4/1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Силаевой Е.Г."
Не согласившись с данным решением, Силаева Е.Г. обратилась с жалобой в Московскую городскую избирательную комиссию.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 28 июля 2022 года N 17/4 "О жалобе Силаевой Е.Г." жалоба Силаевой Е.Г. оставлена без удовлетворения.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку у административного ответчика имелись основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты Силаевой Е.Г, поскольку в подписных листах, представленных Силаевой Е.Г, сведения о кандидате не соответствуют действительности.
Данные выводы суда мотивированы и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ).
В соответствии счастью 2 статьи 33 Федерального закона N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
К числу оснований для отказа регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона относится недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт д).
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации (п.18).
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти адрес и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в адрес, а также иные вопросы проведения выборов в адрес, отнесенные федеральным законодательством к ведению адрес, урегулированы Законом адрес от 06.07.2005 N38 "Избирательный кодекс адрес" (далее - Избирательный кодекс адрес).
Частью 1 статьи 32 Избирательного кодекса адрес предусмотрены требования к заявлению лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 32 указанного Кодекса, к заявлению, предусмотренному частью 1 настоящей статьи, прилагаются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Для своей регистрации кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления, не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в соответствующую избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, одновременно следующие избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей), протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей). Протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде представляется, если в поддержку выдвижения кандидата собрано более 100 подписей избирателей, сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место); первый финансовый отчет кандидата. (пп. 1, 2, 4, 5 ч. 5 ст. 35 адрес кодекса адрес).
На основании положений части 1.1. статьи 37 Избирательного кодекса адрес при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), муниципального списка кандидатов и их регистрации предусмотрено настоящим Кодексом, или несоблюдения требований настоящего Кодекса к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе муниципального списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 1, 1.1 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти адрес также документы, представленные в соответствии с частью 3.1) статьи 32 настоящего Кодекса, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Кодекса, в том числе к их оформлению.
Кандидат, вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего Кодекса. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 1.1 статьи 32 настоящего Кодекса, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Избирательного Кодекса адрес в результате проверки подписи могут быть признаны достоверными, недостоверными и (или) недействительными.
В соответствии с п. "в.1" ч. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В силу пп. "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом
или карандашом.
Аналогичная норма закреплена в п. 8 ч. 7 ст. 37 адрес кодекса адрес.
Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Согласно п. 5 ст. 34 адрес кодекса адрес подписные листы в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления должны изготавливаться и оформляться по форме, установленной приложением 8 к Федеральному закону.
Из материалов дела следует, что в качестве подтверждения указанных в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведений о роде занятий "самозанятый", административный истец представила: справку по форме КНД 1122035 о постановке Силаевой Е.Г. на налоговый учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход за 2022 год; копию договора N1120-10-2 возмездного оказания услуг с самозанятым от 10 ноября 2020 года.
Однако указанные документы не подтверждают осуществление кандидатом деятельности, приносящей ему доход, поскольку сам по себе факт постановки на учет и наличие специального налогового статуса не подтверждает осуществление какой-либо деятельности, приносящей доход, а из п. 10.1 представленного Силаевой Е.Г. договора N1120-10-2 от 10 ноября 2020 года следует, что договор вступает в силу от даты его подписания и действует по 31 мая 2021 года включительно, таким образом на момент предоставления документов в избирательную комиссию срок действия договора истек.
Принимая во внимание вышеизложенные положения закона и фактические обстоятельства дела, судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Учитывая формальный характер требований избирательного законодательства, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы необоснованными.
По делу отсутствуют, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Измайловского районного суда адрес от 5 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.