Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре фиоК, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
административное дело N2а-708/2022 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика председателя Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес Е.Е, апелляционному представлению Савеловского межрайонного прокурора на решение Савеловского районного суда адрес от 08 августа 2022 года, которым постановлено:
Требования административного искового заявления Калиновского Владимира Сергеевича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес о защите избирательных прав, - удовлетворить.
Отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 29.07.2022 NИКМО-10/4 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N1 Калиновского Владимира Сергеевича.
Обязать Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - адрес зарегистрировать кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N1 Калиновского Владимира Сергеевича, паспортные данные,
УСТАНОВИЛА:
фио В.С. обратился в суд административным иском к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 29 июля 2022 г. NИКМО-10/4
В обоснование требований истцом указано, что решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 29 июля 2022 г. NИКМО-10/4, Калиновскому В.С. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов адрес в адрес по многомандатному избирательному округу N 1 по основаниям ч. 16, п.3 ч.20 ст. 37 адрес кодекса адрес. Административный истец полагал, что избирательная комиссия необоснованно указала на отсутствие в заявлении сведений о дате выдаче ему диплома о высшем профессиональном образовании, при этом действующее законодательство таких требований на него не возлагает.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный ответчик, а также по доводам апелляционного представления Савеловский межрайонный прокурор, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, представления прокурора, выслушав представителей административного ответчика Косматых Е.Е, фио, возражения административного истца Калиновского В.С, его представителя фиоС, заключения прокурора фио, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене на основании статьи 310 КАС РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что 24 июня 2022 года Калиновский В.С. представил в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - адрес документы о выдвижении его кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес в адрес по многомандатному избирательному округу N 1 в порядке самовыдвижения.
20 июля 2022 года Калиновский В.С. представил в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес документы для регистрации кандидата: первый финансовый отчет кандидата, протокол об итогах сбора подписей, подписные листы с подписями избирателей, справку с места работы, не содержащую сведения о месте работы кандидата, заявление о согласии баллотироваться, в котором были указаны недостоверные сведения об образовании.
25 июля 2022 года в порядке ч.1.1 ст.37 Закона адрес от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс адрес" (далее - Избирательный кодекс адрес) Калиновский В.С. был уведомлен о необходимости устранения недостатков в поданных документах.
27 июля 2022 года Калиновский В.С. представил в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес заявление об уточнениях в документах, представленных для выдвижения кандидата, в порядке ч.1.1 ст. 37 адрес кодекса адрес в целях приведения в соответствие с п.5 ч.12 ст.31 адрес кодекса адрес, в котором указал сведения об образовании, реквизиты диплома о высшем профессиональном образовании, без указания даты его выдачи, а также сведения и справку о месте работы.
29 июля 2022 года в соответствии с решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес 29 июля 2022 г. NИКМО-10/4 Калиновскому В.С. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по много мандатному избирательному округу N1, со ссылкой на постановление ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1488-6 (ред. от 23.06.2021) "О разъяснениях по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата", ч.1 ст.37, п.3.2 ч.20 ст.37, ч.16, п.3 ч.20 ст.37 адрес кодекса адрес, в частности Калиновским В.С. как в заявление о согласии баллотироваться, так и в заявлении от 27.07.2022 не была указана дата выдачи диплома.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу, что полнота указанных кандидатом сведений в заявлении о согласии баллотироваться определяется избирательной комиссией не только данными, указанными им в самом заявлении, но и представленными кандидатом документами, приложенными к заявлению (в частности, дипломом), позволяющими избирательной комиссии информировать избирателей о тех данных кандидата, сообщение которых является обязательным, в связи с чем основания, указанные Избирательной комиссией внутригородского муниципального образования в адрес - адрес в решении от 29 июля 2022 г. NИКМО-10/4, в частности ч. 1, ч. 16, п.3, п.3.2 ч. 20 ст.37 адрес кодекса адрес для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N1, суд расценил как надуманные, поскольку в распоряжении избирательной комиссии с даты подачи заявления Калиновским В.С. о согласии баллотироваться была копия диплома о высшем образовании КБ N16167, которая в том числе содержала дату его выдачи.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ).
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти адрес и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в адрес, а также иные вопросы проведения выборов в адрес, отнесенные федеральным законодательством к ведению адрес, урегулированы Законом адрес от 06.07.2005 N38 "Избирательный кодекс адрес" (далее - Избирательный кодекс адрес).
В соответствии счастью 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Вместе с тем, Калиновским В.С. не выполнены обязательные требования п.2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно разъяснениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата, утвержденным постановлением от 11 июня 2014 года N 235/1488-6, в заявлении о согласии баллотироваться кандидат, в случае наличия у него профессионального образования, указывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, год ее окончания и реквизиты (серия, номер, дата выдачи) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании, а также прилагает ксерокопию указанного документа.
В данном случае, указанные обязательные требования (дата выдачи документа об образовании) отсутствовали.
Новая редакция Постановления ЦИК России от 11 июня 2014 г. N 235/1488-6 не случайно ввела обязательность сообщения указанных реквизитов в заявлении кандидата о своем выдвижении, с целью исключить сообщение кандидатом неполных сведений о себе, соблюсти равные возможности для кандидатов в политической борьбе.
В то же время неполнота этих сведений, очевидно, влияет на результаты проверки, которая в обязательном порядке проводиться по каждому кандидату.
Таким образом, сложилась ситуация, при которой кандидат в депутаты Калиновский В.С. указанные требования закона проигнорировал, что, повлекло нарушение принципа равенства всех кандидатов.
Федеральный законодатель в качестве одного из оснований отказа в регистрации кандидата указал наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона (подпункт "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации (п.18).
В соответствии с частью 1 статьи 37 Избирательного кодекса адрес регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, и документов, необходимых для регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно пункту 3.2 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частями 1 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти адрес также сведений, предусмотренных частью 3.1) статьи 32 настоящего Кодекса.
При таких данных, судебная коллегия находит ошибочным вывод суда об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в регистрации Калиновского В.С. кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N1, а потому в силу части 2 статьи 310 КАС РФ решение об удовлетворении административного искового заявления подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Савеловского районного суда адрес от 08 августа 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Калиновского Владимира Сергеевича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес о защите избирательных прав - отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.