Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Р.Б.Михайловой
судей фио, фио
при секретаре В.В.Черных
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Н.В.Рубцовой дело по апелляционной жалобе административных истцов Н.О.Базлова, С.Д.Борисовой, А.И.Виссарионова, М.В.Замараева, И.А.Запрудновой, Е.Ю.Калмыковой, А.Ю.Карицкой, А.Н.Касьянова, Н.М.Кашиной, Н.Н.Кашириной, Е.Л.Клыковой, А.П.Копылова, В.Д.Магазинник, Ю.С.Максимовой, Т.Г.Малышевой, Н.А.Мельниковой, П.С.Пахомова, О.Н.Рябчич, Е.Е.Спириной, П.В.Старовойтова, Ю.В.Сухановой, А.С.А.Шапошниковой на решение Тушинского районного суда адрес от 30 июня 2021 года по административному делу N2а-346/2021 по административному исковому заявлению Н.О. Базлова, О.В. Богун, С.Д. Борисовой, А.И. Виссарионова, М.В.Замараева, И.А. Запрудновой, Е.Ю. Калмыковой, А.Ю. Карицкой, А.Н.Касьянова, Н.М. Кашиной, Н.Н. Кашириной, В.А.Киселевской, Е.Л. Клыковой, А.П. Копылова, В.Д. Магазанника, Ю.С.Максимовой, Т.Г.Малышевой, Н.А.Мельниковой, П.С.Пахомова, О.Н.Рябчич, Е.Д.Спасской, Е.Е. Спириной, П.В. Старовойтова, М.В. Сугаковой, Ю.В. Сухановой, А.-С. фио к Городской комиссии по вопросам градостроительства землепользования и застройки при Правительстве Москвы, Правительству Москвы о признании проведения общественных обсуждений незаконными и несостоявшимися, признании незаконными и отмене заключений о результатах общественных обсуждений
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы обратились в суд с указанным административным исковым заявлением к Городской комиссии по вопросам градостроительства землепользования и застройки при Правительстве Москвы, Правительству Москвы, просят признать незаконным проведение общественных обсуждений по проектам: 1.1) проект планировки территории микрорайона 8 адрес; 1.2) проект внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении территории по адресу: проект планировки территории микрорайона 8 адрес; 1.3) проект планировки территории микрорайонов 9, 11 адрес; 1.4) проект внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении территории по адресу: проект планировки территории микрорайонов 9, 11 адрес; признать указанные общественные обсуждение несостоявшимися; признать незаконными и отменить заключения о результатах общественных обсуждений, утвержденные Протоколом городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы от 20 ноября 2020 года N 29-ОО: 3.1) заключение о результатах общественных обсуждений от 20 ноября 2020 года N 528/20 по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении территории по адресу: проект планировки территории микрорайона 8 адрес (приложение N 104 к Протоколу от 20 ноября 2020 года N 29-ОО); 3.2) заключение о результатах общественных обсуждений от 20 ноября 2020 года N 526/20 по проекту планировки территории микрорайона 8 адрес (Приложение N 98 к Протоколу от 20 ноября 2020 года N 29-ОО); 3.3) заключение о результатах общественных обсуждений от 20 ноября 2020 года N 494/20 по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении территории по адресу: проект планировки территории микрорайонов 9, 11 адрес (Приложение 2 к Протоколу от 20 ноября 2020 года N 29-ОО); 3.4) заключение о результатах общественных обсуждений от 20 ноября 2020 года N 527/20 по проекту планировки территории микрорайонов 9, 11 Южное
Тушино адрес (Приложение N 101 к Протоколу от 20 ноября 2020 года N 29-ОО).
Требования мотивированы тем, что в период с 19 октября 2020 года по 01 ноября 2020 года Городской комиссией по вопросам градостроительства землепользования и застройки при правительстве Москвы (далее- Комиссия) на официальном сайте проекта "Активный гражданин" и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проводились общественные обсуждения по следующим проектам 1) проект планировки территории микрорайона 8 адрес; 2) проект внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении территории по адресу: проект планировки территории микрорайона 8 адрес; 3) проект планировки территории микрорайонов 9, 11 адрес; 4) проект внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении территории по адресу: проект планировки территории микрорайонов 9, 11 адрес.
Оповещения о проведении общественных обсуждений были опубликованы 09 октября 2020 года на официальном сайте проекта "активный гражданин" и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Результаты общественных обсуждений были утверждены Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы. На основании результатов указанных общественный обсуждений Правительством Москвы был принят ряд Постановлений.
Общественные обсуждения были назначены и проведены с грубыми нарушениями градостроительного законодательства, поэтому их результаты являются недействительными.
Комиссия не могла в условиях режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции и установленных ограничений обеспечить участие всех заинтересованных лиц в обсуждениях. Не было проведено надлежащее информирование о проведении общественных обсуждений по данным проектам, в том числе не было сделано размещение на информационных стендах. Жители, не пользующиеся сетью Интернет, были лишены возможности участия в обсуждении. Экспозиции материалов проекта на материальных носителях отсутствовали в течение всего времени общественных обсуждений, что является нарушением Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проект планировки территории микрорайона 8 адрес разработан для территории по адресу "Проект планировки территории микрорайона 8 адрес". Соответственно границы территорий двух связанных проектов должны совпадать, однако они не совпадают, в связи с чем проект планировки территории микрорайона адрес Южное Тушное адрес утвержден незаконно. Для проекта планировки территории микрорайона 7 не был разработан проект внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес. Все высказанные участниками общественных обсуждений замечания необоснованно "не рекомендованы к учету" без какой-либо аргументации и обоснования.
Решением Тушинского районного суда адрес от 30 июня 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административных истцов ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии административные истцы фио, фио, Ю.С.Максимова, О.Н.Рябчич, предстаивтель фио доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Правительства Москвы и Комиссии по доверенностиям фио, а также представитель Префектуры адрес фиоРыбаковская просили решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В соответствии с этим согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд верно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Судом установлено, что 01 октября 2020 года проведено заседание Градостроительно- земельной комиссии адрес, на котором приняли решение о проведении общественных обсуждений по проектам: 1.1) проект планировки территории микрорайона 8 адрес; 1.2) проект внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении территории по адресу: проект планировки территории микрорайона 8 адрес; 1.3) проект планировки территории микрорайонов 9, 11 адрес; 1.4) проект внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении территории по адресу: проект планировки территории микрорайонов 9, 11 адрес.
02 октября 2020 года на заседании Комиссии принято решение о проведении общественных обсуждений по проектам в соответствии с вышеуказанным решением Градостроительно-земельной комиссии адрес.
Оповещение о начале общественных обсуждений по проектам было опубликовано 09 октября 2020 года в порядке, предусмотренном для участия градостроительным законодательством.
Экспозиция проектов была открыта 19 октября 2020 года на официальном сайте и проведена с 19 октября 2020 года по 01 ноября 2020 года.
20 ноября 2020 года на официальном сайте опубликованы заключения о результатах общественных обсуждений по вышеуказанным проектам.
Под общественным обсуждением понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации").
Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Общественное обсуждение указанных вопросов может проводиться через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (пункт 3 статьи 24 Закона).
Порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Организатор общественного обсуждения в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение (пункт 4 статьи 24 Закона).
По результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 5 статьи 24 Закона).
Согласно ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации по проектам планировки соответствующих территорий, а также по проектам внесения изменений в правила землепользования и застройки в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков объектов капитального строительства проводятся публичные слушания или общественные обсуждения.
В силу части 10 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации в адрес общественные обсуждения или публичные слушания по указанным проектам проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
Согласно статье 68.1 Градостроительного кодекса адрес обсуждения по вопросам градостроительной деятельности проводятся по проектам, указанным в части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.
Порядок принятия решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний устанавливается Правительством Москвы. Общественные обсуждения проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами адрес с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N 448-ПП предусмотрено, что процедура проведения общественных обсуждений предусматривает: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта на официальном сайте и открытие экспозиции проекта; проведение экспозиции проекта; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка, оформление и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
В силу пункта 1.5 постановления Правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N 448-ПП решение о проведении общественных обсуждений принимается организатором на основании решения Градостроительно-земельной комиссии адрес.
Пунктом 1.4 указанного постановления регламентировано, что организатором общественных обсуждений является Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы.
Согласно пункту статьи 68 Градостроительного кодекса адрес публичные слушания предусматривают проведение очной экспозиции и собрания участников публичных слушаний.
В силу части 2 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, сноса объектов капитального строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.
Пунктом "у" статьи 11 Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации: устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта: принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В подпункте "б" пункта 6 статьи 4.1 указанного Закона приведено, что Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
05 марта 2020 года принят Указ Мэра Москвы N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", которым запрещено проведение на территории адрес спортивных, зрелищных, публичных и иным массовых мероприятий.
Таким образом, проведение публичных общественных обсуждений было исключено.
В то же время административные истцы приняли участие в обсуждениях, что следует из протокола общественных обсуждений и подтверждается административными истцами.
Соответственно, административные истцы реализовали свои права и законные интересы, им не чинились препятствия в реализации прав и свобод граждан, проживающих на территории проведения оспариваемых общественных обсуждений.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий Комиссии, Правительства адрес. Выводы суда первой инстанций соответствуют обстоятельствам административного дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.
Доводы административных истцов о невозможности ознакомиться с проектом в полном объеме в силу технических возможностей не свидетельствуют о нарушении процедуры.
Являются несостоятельными доводы административных истцов о том, что затронуты права жителей микрорайона 7. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N931-О-О указано, что публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Из указанного следует, что решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административного истца и в том случае, когда был нарушен установленный порядок их проведения.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено, по существу они сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку доказательств, что в силу ст. 310 КАС РФ не является основанием к отмене решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального характера не допущено, а потому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тушинского районного суда адрес от 30 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.