Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Мироновой Ю.К., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
административное дело N2а-1053/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Мещанского районного суда адрес от 04 августа 2022 года, которым постановлено:
Административный иск Бухарова Сергея Викторовича к территориальной избирательной комиссии адрес, исполняющей полномочия избирательной комиссии адрес об отмене решения избирательной комиссии от 29 июля 2022 г. N 11/1 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Бухарова Сергея Викторовича оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Бухаров С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии адрес об отмене решения избирательной комиссии от 29 июля 2022 г. N 11/1 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Бухарова Сергея Викторовича.
В обоснование требований административный истец указал, что 23 июня 2022 года Совет депутатов адрес принял решение о назначении выборов депутатов Совета депутатов. Бухаров С.В. был выдвинут региональным отделением "Партии Возрождения России" в адрес на указанных выборах, о чем он уведомил ТИК, подав необходимый для выдвижения пакет документов, в том числе заявление о согласии баллотироваться кандидатом на указанных выборах. В заявлении Бухаров С.В. указал, что проживает по адресу: Москва, адрес. Причем в паспорте, выданном Бухарову С.В. регистрационным органом в 2008 году, был указан адрес: адрес. При подаче заявления, также была подана копия страниц паспорта, член ТИК проверил соответствие копий и оригинала паспорта. Собрав подписи избирателей в свою поддержку, Бухаров С.В. подал документы в ТИК для регистрации, после чего ТИК произвела проверку достоверности подписей.
25 июля 2022 года ТИК направила Бухарову С.В. уведомление о недостатке, выявленном в документе об адресе места жительства, объяснив, что в паспорте у него указан адрес: адрес, а в заявлении он указал адрес: адрес. Адрес требует подтверждения.
Бухаров С.В. уточнил, что паспорт ему был выдан в 2008 году. Позже дому, где проживает Бухаров С.В, был присвоен номер: д. 26, стр. 1, ввиду того, что в районе были построены другие дома, что вызвало необходимость изменить адресацию.
26 июля 2022 года Бухаров С.В. получил в МФЦ справку о регистрации, согласно которой, адресом регистрации является: адрес. Справка была передана в ТИК. Однако 29 июля 2022 года ТИК приняла решение об отказе Бухарову С.В. в регистрации, мотивировав тем, что документ, подтверждающий адрес места жительства и сведения об адресе в заявлении не совпадают, а потому имеются основания по подпунктам "в" и "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2022 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Административный истец, указал на отсутствие оснований для отказа в регистрации, поскольку им подан полный пакет документов для выдвижения и регистрации, документы оформлены без нарушения закона, содержат полные и достоверные о нем сведения.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав административного истца фио, его представителя фио, возражения представителя административного ответчика адвоката фио, заключения прокурора фио, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене на основании статьи 310 КАС РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 23 июня 2022 года N 4/1 на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов адрес.
Полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на территориальную избирательную комиссию адрес (решение Московской городской избирательной комиссии N 4/2-2 от 04 сентября 2003 года).
20 июля 2022 года Бухаровым С.В. представлены документы для регистрации: подписные листы, содержащие 21 подпись избирателей; протокол об итогах сбора подписей избирателей; первый финансовый отчет, выполненный по установленной форме.
В уведомлении о выдвижении Бухаровым С.В. указан адрес места жительства: адрес, а в копии паспорта указан иной адрес - адрес.
В рамках проверки паспортных данных Бухарова Сергея Викторовича избирательная комиссия, в том числе направила запрос в ГУ МВД России по адрес.
В рамках проверки установлено, что адрес места жительства, указанный в паспорте кандидата Бухарова Сергея Викторовича: адрес, является достоверным.
25 июля 2022 года Бухарову Сергею Викторовичу было направлено извещение о недостоверности сведений об адресе места жительства, указанном в уведомлении о выдвижении.
В регламентированный срок кандидат не внес изменения в адрес места жительства в своем уведомлении о выдвижении с целью привести его в соответствие адресу, указанному в паспорте.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 29 июля 2002 года N 11/1 отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Бухарова Сергея Викторовича.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, при этом исходил из того, что извещение о недостоверности сведений об адресе места жительства, указанном в уведомлении о выдвижении, направленное Бухарову С.В, исполнено им не было; уточнения, предусмотренные частью 1.1. статьи 37 Избирательного кодекса адрес в представленные им документы не внесены; адрес места жительства, указанный им в уведомлении о выдвижении не приведен в соответствие адресу, указанному в паспорте; вместе с тем, отказ в регистрации кандидата в депутаты обоснован нормами Избирательного кодекса адрес, мотивирован, вынесен в установленные частью 19 статьи 37 Избирательного кодекса адрес сроки, подписан председателем и секретарем комиссии, направлен Бухарову С.В.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ).
В соответствии счастью 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Вместе с тем, Бухаровым С.В. выполнены обязательные требования п.2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Федеральный законодатель в качестве одного из оснований отказа в регистрации кандидата указал наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона (подпункт "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации (п.18).
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти адрес и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в адрес, а также иные вопросы проведения выборов в адрес, отнесенные федеральным законодательством к ведению адрес, урегулированы Законом адрес от 06.07.2005 N38 "Избирательный кодекс адрес" (далее - Избирательный кодекс адрес).
Частью 1 статьи 32 Избирательного кодекса адрес предусмотрены требования к заявлению лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В соответствии пунктом 1.1 статьи 32 указанного Кодекса, к заявлению, предусмотренному частью 1 настоящей статьи, прилагаются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Избирательного кодекса адрес регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, и документов, необходимых для регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно пункту 3.2 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частями 1 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти адрес также сведений, предусмотренных частью 3.1) статьи 32 настоящего Кодекса.
В то же время неполнота этих сведений, очевидно, влияет на результаты проверки, которая в обязательном порядке проводиться по каждому кандидату.
Из представленных материалов следует, что Бухаров С.В. предоставил достоверные сведения об адресе места жительства, что подтверждается справкой о регистрации ОМВД России по адрес от 26 июля 2022 года, предоставленной из МФЦ.
Таким образом, вывод об отсутствии на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 32 Избирательного кодекса адрес, является необоснованным.
При таких данных, судебная коллегия находит ошибочным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Бухаровым С.В. требований, а потому в силу части 2 статьи 310 КАС РФ решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 29 июля 2022 года N11/1 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Бухарова Сергея Викторовича.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда адрес от 04 августа 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 29 июля 2022 года N11/1 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Бухарова Сергея Викторовича.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.