Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Р.Б.Михайловой, судей фио, фио
при секретаре А.А.Аликсиной, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-359/2021 по апелляционной жалобе В.С.Бондаревой на решение Тушинского районного суда адрес от 20 декабря 2021 года и дополнительное решение от 28 марта 2022 по административному иску Бондаревой Веры Сергеевны к Управлению Росреестра по адрес о признании регистрации границ земельных участков незаконной, устранении нарушений прав
УСТАНОВИЛА:
В.С.Бондарева обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по адрес, в котором с учетом уточненных исковых требований (том 2 л.д.127) просит:
признать незаконной регистрацию координат земельных адрес с кадастровыми номерами 50:20:0041103:400 и 50:20:0041103:385 с границами, установленными решением Одинцовского городского суда от 09.10.2014 по сложившемуся порядку пользования на территории земельного участка за первично присвоенным номером 50-20-18-2-2-11 площадью 3000 кв.м, зарегистрированного на праве собственности за фио, двумя участками с кадастровыми номерами 50:20:0041103:312 и 50:20:0041103:313 по 1500 кв.м. с указанными в административном иске характеристиками;
снять с кадастрового учета объекты, зарегистрированные по решению Одинцовского городского суда от 09.04.2014 как выделенные в пользование, не соответствующим правоустанавливающим документам.
В обоснование требования указала, что на основании решения Одинцовского городского суда адрес от 09.10.2014 за Л.В. Данилиной зарегистрированы границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0041103:400 и 50:20:0041103:385 как по сложившемуся порядку пользования на территории земельного участка за номером 50-20-18-2-2-11 (кадастровый номер 50:20:0041103:312), зарегистрированного на В.С.Бондареву (истца). Указанная регистрация границ земельных участков произведена незаконно, так как границы земельных участков не соответствуют правоустанавливающим документам, имеются пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0041103:312 или 50:20:0041103:313 (общий номер 50-20-18-2-2-11) в границах которых расположен ориентир - жилой дом по адресу: Московская, адрес, с границами земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0041103:400 и 50:20:0041103:385, в границах которых строения отсутствуют.
Решением Тушинского районного суда адрес от 20 декабря 2021 года отказано В.С.Бондаревой в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В.С.Бондарева обратилась с заявлением о вынесении дополнительного решения.
28 марта 2022 г. Тушинским районным судом адрес принято дополнительное решение об отказе В.С.Бондаревой в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе В.С.Бондарева ставится вопрос об отмене решения, а также дополнительного решения.
В заседании судебной коллегии административный истец В.С.Бондарева доводы апелляционной жалобы поддержала.
Судебная коллегия на основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, заинтересованного лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 08.02.2012 г. было зарегистрировано право собственности фио на жилой дом с кадастровым номером 50:20:0000000:276118, общей площадью 151, 20 кв.м, по адресу: адрес, на основании свидетельства о праве на наследство по закону.
Решением Одинцовского городского суда адрес от 03.10.2012 по иску фио к Администрации адрес, Л.В. Данилиной об утверждении акта согласования местоположения торцевых границ земельных участков и встречному иску о восстановлении нарушенного права и прекращении права собственности удовлетворены исковые требования Л.В.Данилиной, прекращено право собственности фио на жилой дом, расположенный по адресу: адрес, признав, что фио принадлежит 73/100 доли указанного дома, площадью 151, 2 кв.м, Данилиной Л.В. принадлежит 27/100 долей указанного дома площадью 151, 2 кв.м.
20.06.2013 зарегистрирована общая долевая собственность 27/100 на вышеуказанный объект недвижимости Л.В.Данилиной на основании решения Одинцовского городского суда адрес от 03.10.2012 (том 1 л.д. 28-30).
Решением Одинцовского городского суда адрес от 09.10.2014 по иску Л.В. Данилиной к фио был произведен раздел жилого дома по адресу: адрес и установлены границы принадлежащих Л.В. Данилиной и фио земельных участков в районе дома N 11 адрес (том 1 л.д. 17-21, том 2 л.д.13-23). Границы установлены с учетом экспертного заключения, приложения к нему.
03.12.2015 зарегистрировано право собственности на вышеуказанный земельный адрес на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 12.11.2015 г. умершего фио.
Решением Тушинского районного суда адрес от 10 ноября 2020 года по административному делу N 2а-176/2020 по административному иску В.С. Бондаревой к Управлению Росреестра по адрес о признании решения незаконным, установлено, что 26.11.2008 зарегистрировано право собственности фио на земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 50:20:0041103:312 на основании свидетельства о праве на наследство по закону. Решение вступило в законную силу.
Отказывая в удовлетворении требований В.С.Бондаревой, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что по делу имеются обстоятельства, которые установлены вступившими в законную силу судебными актами по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу, каких-либо нарушений в действиях Управления Росреестра по адрес по регистрации границ земельных участков допущено не было.
Данные выводы являются верными, предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения и дополнительного решения не имеется.
Согласно частям 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее- Федеральный закон N218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона.
В силу 29 Федерального закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона; 3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами (пункт 5 части 2 статьи 14 и пункт 5 статьи 18 Федерального закона N218-ФЗ).
Частью 3 статьи 58 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей адрес.
В определении от 5 июля 2001 года N 154-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункта 1 статьи 28 Федерального закона N218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным, в том числе в абз. 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N122-ФЗ, в случаях, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Из вышеприведенных доказательств следует, что оспариваемые регистрационные действия Управления Росреестра по адрес были произведены на основании вступивших в законную силу судебных постановлений и каких-либо нарушений по регистрации границ земельных участков допущено не было, в связи с чем оснований для признания незаконной регистрации координат земельных участков и снятии их с кадастрового учета не имеется.
Как верно указано судом в решении, доводы административного истца по сути сводятся к несогласию с принятыми судебными постановлениями.
В апелляционной жалобе В.С.Бондарева также приводит доводы, которые сводятся к несогласию с решениями суда, в том числе Одинцовского городского суда адрес. Доводы В.С.Бондарева о незаконности регистрации границ земельных участков являются спором о праве и подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ соглашается с судом первой инстанции в том, что Управлением Росреестра по адрес не допущено нарушений прав административного истца, действия являлись законными. При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения, дополнительного решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тушинского районного суда адрес от 20 декабря 2021 г. и дополнительное решение от 28 марта 2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.