Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, с участием прокурора фио, при секретаре Колесниковой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
административное дело N2а-2517/2022 по апелляционным жалобам административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес, заинтересованного лица Карениной А.А. на решение Симоновского районного суда адрес от 05 августа 2022 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес по многомандатному избирательному округу N 1 от 23.07.2022 г. N 5/5 о регистрации Карениной Анны Александровны кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес по многомандатному избирательному округу N 1 от 23.07.2022 г. N 5/3 о регистрации фио кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1,
УСТАНОВИЛА:
Азаров С.Н. обратился в суд с административными исковыми заявлениями, в которых просил признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес по многомандатному избирательному округу N 1 от 23.07.2022 г. N 5/5 о регистрации Карениной Анны Александровны кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1; признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес по многомандатному избирательному округу N 1 от 23.07.2022 г. N 5/3 о регистрации фио кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
В обоснование требований Азаров С.Н. указал, что в заявлении о согласии баллотироваться Каренина А.А. указала паспортные данные, которая также указана в ее паспорте гражданина Российской Федерации. Вместе с тем, в свидетельстве о перемене фамилии, имени, отчестве указано, что Рыславлетова фио, паспортные данные, сменила фамилию, имя, отчество на Каренину Анну Александровну. Имеющиеся противоречия Каренина А.А. не устранила, заявление о согласии баллотироваться в части сведений о дате (годе) рождения не уточнила и не представила иного документа, подтверждающего сведения о перемене фамилии, имени, отчества Карениной А.А, паспортные данные Кроме того, кандидат Каренина А.А. не представила документ, подтверждающий уточненный статус неработающего кандидата "домохозяйка", поскольку из представленной копии трудовой книжки следует, что с 2007 года до настоящего времени она работает в ООО "ЧОП МКЦ-Беркут" начальником отдела охраны на объекте.
Также Азаров С.Н. указал, что фио во всех подписных листах с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения, в сведениях о роде занятий указал "самозанятый". Вместе с тем, согласно данным налоговых органов и официальной публикации избирательной комиссии, фио является физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", что должно подтверждаться соответствующей справкой. В связи с вышеизложенным, все представленные фио подписные листы не соответствуют Приложению N 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ.
На основании определения суда от 04 августа 2022 года административные дела по административным искам фио об оспаривании решений избирательной комиссии объединены в одно производство, административному делу присвоен номер 2а-2517/2022.
Решением Симоновского районного суда адрес от 05 августа 2022 года удовлетворены административные исковые требования фио
В апелляционной жалобе административный ответчик выражает несогласие с решением суда, полагая необходимым дополнить выводы суда.
Заинтересованное лицо Каренина А.А. в апелляционной жалобе просит об отмене состоявшегося по делу судебного акта, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение и неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя административного ответчика фио, заинтересованного лица Карениной А.А, ее представителей фио и адвоката фио, представителя административного истца фиоН по доверенности Ефимовой Е.А, заинтересованного лица фио и его представителя фио, заключение прокурора фио, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (часть 11 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002
N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что 20 июня 2022 года Советом депутатов адрес в адрес принято решение о назначении выборов депутатов Совета депутатов адрес на 11 сентября 2022 года.
07 июля 2022 года Карениной А.А. подано заявление о выдвижении в порядке самовыдвижения и согласии баллотироваться в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
14 июля 2022 года Каренина А.А. представила документы для регистрации, включая подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
При этом в предоставленных на регистрацию документах указана дата рождения Карениной А.А. 24 июля 1974 года, однако в свидетельстве о перемене фамилии имени и отчества I-МЮ N 542429 от 12 января 2005 года, указано, что Рысдавлетова фио, паспортные данные, сменила фамилию, имя, отчество на Каренину Анну Александровну.
При подаче документов Каренина А.А. предоставила копию трудовой книжки ТК-1 N 7236521, согласно которой она числится с 01 ноября 2007 года - начальником отдела охраны на объекте в ЧОП "МЦК-Беркут", согласно записи N1 и приказу N 6-К от 01.11.2007 года. Дата увольнения в трудовой книжке отсутствует. В подписных листах Карениной А.А. род занятий указан - "домохозяйка".
23 июля 2022 года решением ИКМО N 5/5 Каренина А.А. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
Также судом установлено, что 28 июня 2022 года фио подано заявление о выдвижении в порядке самовыдвижения и согласии баллотироваться в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
14 июля 2022 года фио представил документы для регистрации, включая подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в которых род занятий кандидата указан как "самозанятый". Вместе с тем, фио представлена справка о постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
23 июля 2022 года решением ИКМО N 5/3 фио зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес от 23.07.2022 г. N 5/5 "О регистрации Карениной А.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу
N 1", а также решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес от 23.07.2022 г. N 5/3 "О регистрации фио кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1" были приняты с нарушением требований закона.
Данные выводы суда мотивированы и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ).
В соответствии счастью 2 статьи 33 Федерального закона N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Согласно пункту 57 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" род занятий - документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход.
К числу оснований для отказа регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона относится недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт д).
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации (п.18).
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти адрес и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в адрес, а также иные вопросы проведения выборов в адрес, отнесенные федеральным законодательством к ведению адрес, урегулированы Законом адрес от 06.07.2005 N38 "Избирательный кодекс адрес" (далее - Избирательный кодекс адрес).
Частью 1 статьи 32 Избирательного кодекса адрес предусмотрены требования к заявлению лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 32 указанного Кодекса, к заявлению, предусмотренному частью 1 настоящей статьи, прилагаются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Для своей регистрации кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления, не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в соответствующую избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, одновременно следующие избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей), протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей). Протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде представляется, если в поддержку выдвижения кандидата собрано более 100 подписей избирателей, сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место); первый финансовый отчет кандидата. (пп. 1, 2, 4, 5 ч. 5 ст. 35 адрес кодекса адрес).
В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Избирательного Кодекса адрес в результате проверки подписи могут быть признаны достоверными, недостоверными и (или) недействительными.
В соответствии с п. "в.1" ч. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В силу пп. "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом
или карандашом.
Аналогичная норма закреплена в п. 8 ч. 7 ст. 37 адрес кодекса адрес.
Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Согласно п. 5 ст. 34 адрес кодекса адрес подписные листы в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления должны изготавливаться и оформляться по форме, установленной приложением 8 к Федеральному закону.
Из материалов дела следует, что 07 июля 2022 года в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу Каренина А.А. указала сведения о роде занятий "охранная деятельность", 21 июля 2022 года Каренина А.А. представила сведения об изменениях в сведениях о кандидате, указав в том числе сведения о роде занятий "домохозяйка".
В подписных листах, представленных кандидатом в депутаты Карениной А.А, род занятий указан - "домохозяйка".
Между тем, данные сведения не соответствуют представленным Карениной А.А. документам, согласно которым она числится с 01 ноября 2007 года - начальником отдела охраны на объекте в ЧОП "МЦК-Беркут", согласно записи N1 и приказу N 6-К от 01.11.2007 года. Дата увольнения в трудовой книжке отсутствует.
Таким образом, судом установлено, что Каренина А.А. не представила документы, достоверно подтверждающие перемену фамилии, имени, отчества; а также не представила документ, подтверждающий уточненный статус неработающего кандидата "домохозяйка". Вместе с тем в подписные листы внесены недостоверные сведения о статусе кандидата.
В подписных листах, представленных кандидатом в депутаты фио, род занятий указан - "самозанятый".
Вместе с тем, фио является физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", что должно подтверждаться соответствующей справкой налогового органа, а также документами, свидетельствующими об осуществлении кандидатом деятельности, приносящей ему доход, поскольку сам по себе факт постановки на учет и наличие специального налогового статуса не подтверждает осуществление какой-либо деятельности, приносящей доход.
Принимая во внимание положения закона и фактические обстоятельства дела, судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Карениной А.А, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, не опровергают выводов решения суда, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
Учитывая формальный характер требований избирательного законодательства, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы необоснованными.
Ссылки в апелляционной жалобе административного ответчика на неполноту изложения юридически значимых обстоятельств дела, свидетельствующих о наличии/отсутствии всех оснований для отказа в регистрации, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для изменения решения суда. Вопреки доводам апелляционной жалобы содержание судебного решения соответствует требованиям статьи 180 КАС РФ.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно.
Доводы апелляционных жалоб признаются коллегией несостоятельными, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены либо изменению принятого по делу судебного акта.
По делу отсутствуют, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда адрес от 05 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.