Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, с участием прокурора фио, при секретаре Карасевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
административное дело N2а-733/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Никулинского районного суда адрес от 10 августа 2022 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Горелова Кирилла Евгеньевича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес о признании незаконным отказ в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес и о возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата (в порядке самовыдвижения) в депутаты Совета депутатов муниципального адрес, об отмене решения ТИК Раменки об отказе в регистрации кандидата в депутаты от 29.07.2022 г. и обязании ТИК зарегистрировать фио в качестве кандидата на выборах - оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Горелов К.Е. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес, в котором просил признать незаконным и отменить решение от 29 июля 2022 года N 18/11 об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
В обоснование требований административный истец указал, что 29 июля 2022 года избирательная комиссия отказала в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1 фио, на основании того, что все подписи избирателей, представленные административным истцом, признаны недействительными. Указанное решение административный истец полагает незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 04 августа 2022 года Горелов К.Е. получил протокол проверки подписных листов, ведомость и копию оспариваемого решения. Из ведомости истец узнал, что подписи признаны недействительными ввиду нарушения формы подписного листа. Вместе с тем, из протокола, ведомости и спорного решения Горелов К.Е. не может точно установить, в чем заключается нарушение формы подписного листа, по мнению избирательной комиссии. Горелов К.Е. полагает, что подписные листы в точности соответствуют приложению N8 к Федеральному закону N67-ФЗ.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца фио, его представителя фио, представителя административного ответчика по доверенности фио, выслушав заключение прокурора фио, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что на основании решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 23 июня 2022 года N 4/1 выборы депутатов Совета муниципального адрес назначены на 11 сентября 2022 года, указанное решение опубликовано в электронном периодическом издании "Вестник Московской городской избирательной комиссии" (электронное периодическое издание).
В соответствии с решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес
от 29 июня 2022 года N 5/2 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес, выдвинутого по соответствующему многомандатному избирательному округу" количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата по многомандатному избирательному округу N 1 составляет 35 подписей.
14 июля 2022 года Избирательная комиссия приняла документы, предоставленные Гореловым К.Е. для уведомления о самовыдвижении по многомандатному избирательному округу N1 на выборах, назначенных на 11 сентября 2022 года.
19 июля 2022 года Гореловым К.Е. в Комиссию представлены документы, необходимые для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 1 папки на 8 листах, содержащих 39 подписей.
Рассмотрев документы, представленные кандидатом 14 и 19 июля 2022 года, Избирательная комиссия установила, что в подписных листах содержится недостаточное количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата.
Кроме того в судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что избирательная комиссия установилатакже и иные нарушения, а именно в заявлении о согласии баллотироваться Горелов К.Е. неверно указал год окончания учебного заведения - вместо 1997 указан 2010 год, в сведениях об основном месте работы и занимаемой должности указал недостоверные сведения в отношении основного места работы.
25 июля 2022 года Горелов К.Е. был уведомлен Избирательной комиссией о наличии недостатков в представленных документах, а именно, об отсутствии установленных законом сведений о кандидате, отсутствии документа, подтверждающего сведения об основном месте работы и занимаемой должности.
Горелов К.Е. был приглашен на проверку сданных подписных листов рабочей группой Избирательной комиссии 26 июля 2022 года, однако, ввиду нахождения за пределами московского региона, Горелов К.Е. не явился.
Рабочей группой были составлены ведомость и протокол проверки подписных листов, из которых следует, что 5 подписей недействительно на основании пункта 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса адрес (даты проставления подписей избирателей проставлены не собственноручно избирателями); 39 подписей недействительно на основании пункта 9 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса адрес (форма подписного листа не соответствует Приложению N 8 к Федеральному закону 67-ФЗ); 3 подписи недействительны на основании пункта 11
части 7 статьи 37 Избирательного кодекса адрес (сведения об избирателях в графах Фамилия, имя и отчество внесены не самими избирателями).
При проверке подписных листов на основании пунктов 6 и 11 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса адрес комиссия руководствовалась Заключением по проверке подписных листов N 890 от 20 июля 2022 изготовленным специалистом УВД адрес ГУ МВД России по адрес ЭКЦ ОЭИ фио
Согласно п. 5 ст. 34 адрес кодекса адрес подписные листы в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления должны изготавливаться и оформляться по форме, установленной приложением 8 к Федеральному закону N67-ФЗ.
В Приложении N 8 в верхней части формы указана фраза "Выборы депутатов" и далее наименование представительного органа муниципального образования в соответствие с уставом муниципального образования.
В подписных листах кандидата фио указано "Выборы депутата" Совета депутатов района Раменки адрес по многомандатному округу N 1. Тем самым дана неверная и вводящая в заблуждение избирателей информация о единственном числе избираемого депутата, а не множественном, как предусмотрено формой, неверно указано наименование представительного органа, добавлена дополнительная информация, не предусмотренная формой.
В силу части 4 статьи 37 Избирательного кодекса адрес соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов.
В результате проверки подписи могут быть признаны достоверными, недостоверными и (или) недействительными (часть 5 статьи 37 Избирательного кодекса адрес).
Из содержания пункта 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы следует, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с частью 6 статьи 37 Избирательного кодекса адрес недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подпись признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Пунктами 6, 9, 11 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса адрес предусмотрено, что недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи; все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 7.1, 8 и 10 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 7, 8, 12 и 14 части 6 статьи 34 настоящего Кодекса, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 5 статьи 34 настоящего Кодекса. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного органа адрес, представительного органа местного самоуправления, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с частью 5.1 статьи 34 настоящего Кодекса, не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными; подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 10 статьи 37 Избирательного кодекса адрес при обнаружении среди проверяемых подписей избирателей 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей или при недостаточном для регистрации кандидата количестве достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку у административного ответчика имелись основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты фио
Данные выводы суда мотивированы и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии счастью 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
К числу оснований для отказа регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона относится недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт д).
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Согласно п.6.4 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются, в том числе, подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к названному закону; подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации (п.18).
Принимая во внимание вышеизложенные положения закона и фактические обстоятельства дела, судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Учитывая формальный характер требований избирательного законодательства, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы необоснованными.
По делу отсутствуют, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Никулинского районного суда адрес от 10 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.