Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре фио
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-9/2021 по административному исковому заявлению Государственной жилищной инспекции адрес к ТСЖ адрес о ликвидации
по апелляционной жалобе Сокальского Б.Б, поданной и подписанной представителем адвокатом Филипповым Н.А, на решение Никулинского районного суда адрес от 22 октября 2021 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, объяснения Сокальского Б.Б. и его представителя адвоката фио, представителя административного истца фио, возражения представителя административного ответчика фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственная жилищная инспекция адрес обратилась в суд с административным иском, в котором просила ликвидировать ТСЖ адрес, возложив обязанности по ликвидации на Кепанова О.И, расходы по ликвидации на Кепанова О.И.
Требования мотивированы тем, что 25.08.2015 года Мосжилинспекция по адрес вынесла предписание NО-З-12109 об устранении несоответствия Устава ТСЖ обязательным требованиям действующего законодательства, срок исполнения предписания 12.02.2016 года. Вместе с тем, в установленный срок Предписание ответчиком не исполнено. Более того, в ходе внеплановой документальной проверки, проведенной на основании распоряжения Мосжилинспекции от 10.09.2018 года, выявлены нарушения в деятельности ТСЖ, а также неустранимые нарушения законодательства при создании ТСЖ.
Решением Никулинского районного суда адрес от 22 октября 2021 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Государственной жилищной инспекции адрес к ТСЖ адрес о ликвидации ТСЖ - отказать.
В апелляционной жалобе Сокальский Б.Б. просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Сокальского Б.Б. и его представителя адвоката фио, представителя административного истца фио, возражения представителя административного ответчика фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.
В соответствии Положением о Государственной жилищной инспекции адрес, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 г. N336-ПП, Мосжилинспекция является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции адрес, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N336-ПП, в целях осуществления своих полномочий Инспекция имеет право обращаться в суд с заявлениями, в частности, о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации либо в случае выявления нарушения порядка создания такого товарищества или кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер (п. 5.7.2); в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (п. 5.7.4).
Аналогичные полномочия определены Административным регламентом исполнения Государственной жилищной инспекцией адрес государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в адрес, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28.12.2011 N655-ПП.
В силу приведенных норм органы государственного жилищного надзора вправе требовать в судебном порядке ликвидации ТСЖ в случае: выявления грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при создании ТСЖ либо неисполнения ТСЖ в установленный срок предписаний органа государственного (муниципального) жилищного надзора об устранении несоответствия устава ТСЖ либо внесенных в него изменений обязательным требованиям.
В силу ч. 1 ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Статьей 61 ГК РФ установлено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Мосжилинспекцией требований.
При этом исходил из того, что 25.08.2015 года в адрес ТСЖ адрес вынесено Предписание NО-З-12109, сроком исполнения 12.02.2016 года, в котором указано на совершение следующих действий: привести Устав ТСЖ адрес в соответствие с требованиями ЖК РФ в части, касающейся заключения ТСЖ с собственниками помещений, не являющихся членами ТСЖ, договора по внесению платы за жилое помещение и оплату коммунальных услуг. В качестве норм закона, требования которых были нарушены, Мосжилинспекция указала ст.ст.141-146 ЖК РФ.
Согласно п. 4.2.9 Положения Мосжилинспекция уполномочена на выдачу предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства РФ.
Согласно ч. 2 ст. 135 ЖК РФ устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Устав товарищества собственников жилья должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников жилья", месте нахождения, предмете и целях его деятельности, порядке возникновения и прекращения членства в товариществе собственников жилья, составе и компетенции органов управления товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, составе и компетенции ревизионной комиссии (компетенции ревизора) товарищества, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Кодексом.
При этом обязательные требования о необходимости внесения в Устав положений, касающихся заключения ТСЖ с собственниками помещений, не являющихся членами ТСЖ, договора по внесению платы за жилое помещение и оплату коммунальных услуг законодательством не предусмотрены.
В свою очередь, заявленные в Предписании от 25.08.2015 года NО-З-12109 в качестве нарушенных статьи 141-146 ЖК РФ регулируют положения о: ликвидации товарищества собственников жилья, объединении товариществ собственников жилья, членства в товариществе собственников жилья, правах членов товарищества собственников жилья и не являющихся членами товарищества собственников помещений в многоквартирном доме, органах управления товарищества собственников жилья, общем собрании членов товарищества собственников жилья, порядке организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Таким образом, в рассматриваемом случае Мосжилинспекция в предписании от 25.08.2015 года не ссылается на нарушение ТСЖ адрес каких-либо норм действующего законодательства, квалификацию административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена ответственность.
При этом целью выдачи предписания является понуждение лица, допустившего совершение правонарушения, совершить определенные действия, направленные на его устранение.
Вместе с тем доводы административного истца о том, что при создании ТСЖ были нарушены требования законодательства, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ, ТСЖ адрес зарегистрировано в филиале N31 Московской регистрационной палаты 17.12.1996 года.
До введения в действие с 01.03.2005 года Жилищного кодекса РФ порядок создания ТСЖ регламентировался ст. 48 Федерального закона N72-ФЗ от 15.06.1996 г. "О товариществах собственников жилья", из которой следует, что товарищество во вновь создаваемом кондоминиуме может быть образовано заказчиком, застройщиком или иным физическим или юридическим лицом, включая органы государственной власти или органы местного самоуправления, или группой лиц, действующих совместно, которые имеют или будут иметь право собственности на вновь создаваемое имущество. При регистрации товарищества во вновь создаваемом кондоминиуме предоставляются следующие документы: заявление, подписанное лицом или лицами, образующими товарищество; устав товарищества, принятый заявителем; копия разрешения на застройку; другие документы, перечень которых устанавливается законодательством, иными правовыми или нормативными актами.
До 15 декабря 2007 года в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N278-ФЗ действие Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" распространялось на товарищества собственников жилья.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).
В настоящем случае, ТСЖ было создано застройщиком, что соответствовало действующему на дату его создания законодательству.
Доводы истца о том, что ТСЖ адрес не были представлены правоустанавливающие документы, свидетельствующие о том, что данное юридическое лицо является товариществом собственников жилья, а также отсутствуют документы, из которых следует, что собственники помещений в данном доме не возражают против указания адрес "Московская строительная компания" в качестве учредителя ТСЖ адрес в ЕГРЮЛ, отсутствуют документы, подтверждающие переход прав учредителя данного ТСЖ от адрес "МСК" к объединению собственников помещений в данном доме, не указывают на нарушение порядка создания ТСЖ адрес.
При этом ссылки истца на письма УФНС России по адрес от 14.11.2018 года, ИФНС России N46 от 26.10.2018 года, суд верно признал несостоятельными, поскольку данные письма основанием для признания наличия неустранимых нарушений порядка создания ТСЖ адрес не являются, носят лишь информационный характер. Более того, не учтена дата создания (регистрации) ТСЖ и действующее на то время законодательство.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ).
На основании вышеизложенного, поскольку никаких неустранимых нарушений действующего законодательства при создании и функционировании ТСЖ адрес не установлено, заявленное в качестве основания для ликвидации исключительно невыполнение предписания от 25.08.2015 года не может рассматриваться как отвечающее принципу соразмерности.
Вопреки доводам истца, заинтересованных лиц, ТСЖ представлены заявления о вступлении в члены ТСЖ, оригиналы которых обозревались в судебном заседании.
При таких данных, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных Мосжилинспекцией требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
При таких данных, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда адрес от 22 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.